“черный октябрь” российских линкоров

Для российского подводного флота самый трагический месяц август. Именно в августе погибли именная АПЛ “Курск” (2000 год) и “безымянная” К-159 (2003 год). А вот для российского надводного флота трагический месяц октябрь. 20 октября 1916 года в Севастополе от погиб линкор “Императрица Мария”, а 29 октября 1955 года взорвался линкор “Новороссийск”.

Оба этих взрыва до сих пор покрыты завесой тайны Загадочные взрывы российских линкоров в Севастополе, кажется, довольно подробно описаны в интернете. Только вот причины взрывав существуют лишь в виде версий. Никто однозначно до сих пор не берется сказать, из-за чегоже произошли таинственные “линкорские” взрывы. Гибель обоих линкоров настолько похожа, что, кажется, без какой-то мистики тут не обошлось “Императрица Мария”, линкор русского флота, 11 июня 1911 года был заложен на заводе “Руссуд” в Николаеве одновременно с однотипными кораблями “Император Александр III” и “Императрица Екатерина Великая”.

Спущен на воду 6 октября 1913 года. К началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днем 30 июня 1915 года. Не все шло гладко на “Императрице Марии”.

Так, на ходовых испытаниях линкора вдруг выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (это так называемая посадка “свиньей”). Не совсем удачной была система охлаждения пороховых погребов, однако из-за войны решили принять корабль в состав флота, как есть с недоделками и недоработками. Все-таки артиллерийское вооружение было в полном порядке, вот и решили поставить корабль в строй поскорее. Линкор “Императрица Мария” успел неплохо повоевать на Черном море, поддерживая артиллерией береговые операции и разгоняя неприятельские флота.

А 20 октября 1916 года на корабле произошел взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Линкор был поднят на поверхность килем вверх и введен в док, но в условиях послереволюционной разрухи так и не был восстановлен. В 1927 году разобран на металл.

При подъеме корабля орудийные башни сорвались с креплений и упали на дно. Читайте также: В 1931 году специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) подняли их. Несколько 305-миллиметровых линкоровских орудий были использованы на берегу в системе укреплений Севастополя, а три орудия были установлены на специальных железнодорожных платформах-транспортерах. Интересно, что в 1933 году в ходе расследования диверсий на Николаевской судоверфи ОГПУ арестовала агента германской разведки Виктора Вермана, который был завербован еще в 1908 году.

Он показал, что лично руководил операцией по уничтожению “Императрицы Марии”. Былоли это признание реальным или его просто “выколотили” из него, как тогда было принято, неизвестно Между прочим, дело агента Вермана лежит в основе сценария комедийного детектива Геннадия Полоки “А былли Каротин. “. В фильме линкор называется “Святая Мария”.

Упоминание о линкоре есть в книге Анатолия Рыбакова “Кортик”, где присутствует ряд указаний на умышленную версию взрыва, а также в книге Сергея Николаевича Сергеева-Ценского “Утренний взрыв”. Версия о подрыве линкора немецким шпионом также легла в основу повести Бориса Акунина “Мария”, Мария”. Но на самом деле никто правды не знает Никто не знает правды и о другом линкоре Черноморского флота, погибшем в Севастополе от взрыва, “Новороссийске”. До 1948 года корабль состоял в составе итальянского ВМФ под названием “Джулио Чезаре” (в честь Гая Юлия Цезаря).

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счет репараций. В феврале 1949 года состоялась передача линкора советской комиссии. 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”. Читайте также: Полученный корабль находился в крайне запущенном состоянии, поскольку с 1943 по 1948 год он стоял на приколе с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания.

В удовлетворительном состоянии находились основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции ниже броневой палубы. В очень плохом состоянии находились общекорабельные системы трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы. В нерабочем состоянии были аварийные дизель-генераторы. Эксплуатационная техническая документация и документация по непотопляемости практически отсутствовала пользоваться разрозненными документами на итальянском языке не могли, поскольку никто не владел итальянским.

Присланные переводчики были беспомощны, поскольку не владели специальной терминологией.

Статья взята с: http://www.pravda.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий