Е.богушевский, м.болотько "тайна библиотеки ивана грозного"

Одной из московских тайн, не разгаданных по сей день, является тайна исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Специальные раскопки связанные с поисками библиотеки московских государей или, как ее чаще называют, библиотеки Ивана Грозного проводились неоднократно начиная еще с XVIII века. Но, прежде чем говорить о самих раскопках, нам следует более подробно познакомиться с историей самой библиотеки связанной в преданиях с именем Ивана IV. Русские князья всегда славились образованностью и любовью к книгам.

Вспомните, хотя бы Ярослава Мудрого и его библиотеку в Софийском соборе или Анну Ярославну, королеву Франции, с ее славянским Реймским евангелием. Поначалу, книжная коллекция великих князей Московских составлялась из книг, полученных в дар, привозимых греческими иерархами и приобретавшихся на Востоке, начиная со стародавних времен. Появлением же в Москве большого количества книг на еврейском, латинском и греческом языках мы, по-видимому, обязаны великому князю Ивану III, деду Грозного. Есть сведения о том, что, женившись в 1472 году на племяннице Византийского императора Софье (Зое) Палеолог, государь получил в качестве приданого значительную часть Константинопольской библиотеки, вывезенной ее отцом в Италию после захвата Константинополя турками в 1453 году.

Впоследствии, книгохранилище пополнялось за счет новых книг. Одно из последних поступлений произошло после смерти казанского царя Сафи-Гирея, когда казанские татары выдали Грозному его вдову, сына и всю казну казанских царей, где помимо прочего добра имелись арабские книги. Первые дошедшие до нас сведения о царской библиотеке содержатся, в так называемом, Сказании о Максиме Философе. По мнению некоторых исследователей автором Сказания о Максиме Философе был не кто иной как князь Андрей Курбский поскольку в Сказании.

есть целый ряд мест совпадающих с другими сочинениями Курбского. К последнему, и наиболее спорному свидетельству существования библиотеки, относится анонимная опись библиотечных книг известная в литературе как список Дабелова или аноним Дабелова. Х. Дабелов поместил в одной из своих статей сенсационное сообщение о том, что в архиве г.

Пярну обнаружен список книг, хранившихся в царской библиотеке, насчитывающий 800 экземпляров. Среди них упоминались История Тита Ливия, Энеида Вергилия, комедии Аристофана, сочинения Цицерона и многие другие. По каким-то причинам Дабелов не снял полной копии с обнаруженного им документа, ограничившись выпиской интересовавших его сведений. Форма построения списка указывает на то, что это не каталог библиотеки, а нечто вроде памятной записки.

В списке называется ряд авторов доселе неизвестных науке (Вафиас, Кедр, Замолей, Гелиотроп), а также некоторые сочинения, принадлежавшие известным писателям, но не сохранившиеся или обнаруженные во фрагментах лишь в начале XIX столетия. Впоследствии сам список был утрачен, что послужило у ряда исследователей аргументом в пользу его фальсификации. Однако история архивных и рукописных собраний показывает, что подобная ситуация никак не является исключением. До сих пор, к примеру, не выяснены обстоятельства находок многих памятников и рукописей, в том числе таких, как Слово о полку Игореве, Лаврентьевская, Ипатьевская и лицевая Радзивилловская летописи.

А как раз часто имело место обратное явление – исчезновение рукописей, сведения о которых введены в научный оборот. Но вернемся к самой библиотеке, помещенной, как было сказано выше, в глубоких подвалах. Во-первых, частые пожары в деревянной Москве, уничтожавшие ежегодно целые районы, а то и весь город, требовали надежного укрытия бесценных книг от смертоносного пламени. Во-вторых, редкие экземпляры, стоившие немалых денег, могли попросту выкрасть.

Кроме московского царя в Европе было немало богатых и знатных людей, чьи агенты охотились за сокровищами такого рода. В-третьих, личность самого Государя, отличавшегося невероятной подозрительностью, заставляла его прятать и перепрятывать сокровища казны и библиотеку. Время его царствования было весьма беспокойным. Боясь заговоров и покушений, царь надолго уезжал из Москвы, увозя с собой большие обозы.

Что было в этих обозах, никто не знает. Интересную версию о замуровании библиотеки в подвалах высказывал историк и этнограф А. А. Зимин.

Русское движение за реформу церкви, как справедливо подмечал Зимин, проявляло глубокий интерес к античной литературе. Русские ересиархи широко использовали в своих трудах книги Менандра, Светония, Иосифа Флавия и др. Разгром жидовствующих в начале XVI столетия также мог способствовать сокрытию великими князьями Московскими еретических книг от подальше от греха. Исходя из этого, многие исследователи считают, что, если библиотека Ивана Грозного и сохранилась, а вовсе исчезнуть она не могла, поскольку хорошо выделаный пергамент сохраняется долго, то искать ее нужно не в Москвен.

Опасаясь коварства придворных, царь Иван IV мог, к примеру, вывезти ее в Александровскую слободу, где находилась его резиденция. Внезапная же смерть Ивана Грозного, случившаяся, как известно, во время игры в шахматы, оборвала связь с хранимыми им ценностями. По-видимому, очень немногие люди знали, где находилась библиотека на момент его смерти. Одним словом, после смерти Ивана IV и последовавшим затем Смутным временем, местонахождение библиотеки Московских государей, собиравшейся несколькими поколениями Рюриковичей, было окончательно утеряно.

Статья взята с: http://www.times248.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий