Государь император повелел идти во Владивосток

Утром 10 июня 1904 г. русская эскадра, имея в своём составе крейсер «Баян» и неповреждённый «Ретвизан», вышла на внешний рейд. После усиленного траления, около 14:00 снялись с якоря и вышли в море. Примерно в 18:00, милях в 20 от Порт-Артура, наши моряки встретились с 1-м боевым отрядом японского флота в сопровождении крейсеров и миноносцев.

 

 

 

Увы, контр-адмирал В. К. Витгефт не решился на боевое столкновение, хотя маневрирование Х. Того для выхода на огневые позиции заняло бы остаток светового дня, а позднее время суток не позволило бы вести продолжительный артиллерийский бой. Минимальная дистанция между противниками была около 50 каб., когда в 18:45 Вильгельм Карлович отдал приказ о возвращении в Порт-Артур, упустив реальный шанс пойти на прорыв в условиях гораздо более выгодных, чем ему пришлось это сделать 28 июля. Начальник штаба эскадры контр-адмирал Н. А. Матусевич позже писал: «Какая причина и соображения побудили покойного адмирала принять подобное решение, для меня до сих пор непонятно…». Возможно, временно исправлявший должность начальника 1-й эскадры флота Тихого океана сильно переоценивал степень гипотетической угрозы японских миноносных сил, которые неизбежно обрушились бы на русскую эскадру с наступлением темноты.

Возвратившаяся эскадра осталась на внешнем рейде крепости и ночью отразила восемь атак японских миноносцев, которые выпустили 38 торпед, не добившись ни одного попадания. Все выходившие в атаку японские миноносцы и истребители были хорошо различимы в темноте, так как их, идущих на полном ходу, демаскировали форсы пламени и искры из дымовых труб. Ночью после боя 28 июля избитые русские корабли были атакованы 18 истребителями и 31 миноносцем. 17 истребителей выпустили 32 торпеды, и 29 миноносцев ещё 42 штуки, но из 74 торпед в цель попала только одна, но и та не взорвалась. Так что на деле эффективность японских миноносных сил оказалась так себе…

28 июля 1904 г. с 04:30 до 05:50 на русских кораблях началась разводка паров, были выключены цепи крепостного минного заграждения и разведены боны. Минный крейсер «Всадник» после выхода на внешний рейд до рассвета выполнял функции плавучего маяка – от него надо было идти на SO6°, этот курс вёл в открытое море между нашими заграждениями у Ляотешаня и минной банкой, поставленной в мае минным транспортом «Амур». Тралящий караван (начальник – лейтенант М. В. Иванов) из шести пар кораблей проводил траление внешнего рейда (состав тралящего каравана – миноносцы  2-го отряда «Смелый», «Разящий», «Стройный», «Скорый», «Статный», «Сильный» и «Сторожевой», четыре паровые шаланды, пароходы «Новик» и «Инкоу»). Следом на внешний рейд вышел отряд канонёрских лодок под флагом начальника отряда подвижной береговой обороны контр-адмирала М. Ф. Лощинского. Для поддержки тралящего каравана и уничтожения остаточной девиации компасов на внешний рейд вышел крейсер II ранга «Новик» (капитан II ранга М. Ф. Шульц), за ним крейсер I ранга «Аскольд» под флагом исправляющего должность младшего флагмана 1-й эскадры флота Тихого океана, начальника Отряда крейсеров контр-адмирала Н. К. Рейценштейна (командир –капитан I ранга К. А. Грамматчиков). В 06:00 на внешний рейд вышел эскадренный броненосец «Цесаревич» под флагом временно исправляющего должность начальника 1-й эскадры флота Тихого океана контр-адмирала В. К. Витгефта (командир – капитан I ранга Н. М. Иванов 2-й) в сопровождении миноносцев «Скорый» и «Статный» (из 2-го отряда миноносцев), причём радиостанция корабля работала на излучение, мешая японским переговорам. На излучение работали также береговые радиостанции Золотой Горы и Ляотешаня, за ним вышел 1-й отряд миноносцев под брейд-вымпелом заведующего отрядом миноносцев капитана II ранга Е. П. Елисеева – «Выносливый» (лейтенант П. А. Рихтер), «Властный» (лейтенант А. А. Ковалевский), «Грозовой» (лейтенант А. А. Бровцын), «Бойкий» (лейтенант И. И. Подъяпольский), «Бесшумный» (лейтенант А. С. Максимов 3-й), «Бесстрашный» (лейтенант П. Л. Трухачев), «Беспощадный» (лейтенант Д. С. Михайлов 2-й) и «Бурный» (лейтенант Н. Д. Тырков 3-й). Выход кораблей I ранга из гавани и бассейнов производился поочередно на буксирах портовых баркасов. В 06:45 «Ретвизан » (капитан I ранга Э. Н. Щенснович) вышел на внешний рейд и встал на якорь, в 07:10 «Победа» (капитан I ранга В. М. Зацаренный), в 07:40 «Пересвет» под флагом исправляющего должность младшего флагмана 1-й эскадры флота Тихого океана, начальника отряда броненосцев контр-адмирала князя П. П. Ухтомского (командир – капитан I ранга В. А. Бойсман), в 07:50 «Севастополь» (капитан I ранга Н. О. Эссен), в 08:05 «Полтава» (капитан I ранга И. П. Успенский), следом за броненосцем вышла канонерская лодка «Бобр». В 08:20 крейсер I ранга «Поллада» (капитан I ранга В. С. Сарнавский), последним вышел крейсер I ранга «Диана» (капитан II ранга князь А. А. Ливен).

Визуальное наблюдение за внешним рейдом Порт-Артура осуществлял 16-й отряд миноносцев («Shirataka», №№ 39, 71, 66), а также канонёрские лодки «Sayen», «Hei-Yen», «Chokai» и «Akagi». Крейсеры «Hashidate» и «Matsushima» (5-й боевой отряд) находились в бухте Сикау между Порт-Артуром и Дальним, 1-й, 2-й и 3-й отряды истребителей вблизи Порт-Артура. Броненосец «Chin-Yen» (5-й боевой отряд) находился вблизи залива Талиенвань. В направлении на SO на большом расстоянии от Порт-Артура находились броненосные крейсеры «Kassuga» и «Nissin».

 

Броненосный крейсер «Yakumo» (2-й боевой отряд), крейсеры «Kasagi», «Takasago», «Chitose» (3-й боевой отряд) находились в море примерно в 15 милях южнее мыса Ляотешань. Крейсер «Chyoda» (6-й боевой отряд), 5-й отряд истребителей, миноносцы стояли в Дальнем. Крейсеры «Akashi» (4-й боевой отряд), «Suma» и «Akitsushima» (6-й боевой отряд) находились у скалы Энкоунтер. Броненосный крейсер «Аsamа» (1-й боевой отряд), крейсеры «Itsukushima» (5-й боевой отряд) и «Idzumi» (6-й боевой отряд) находились у островов Эллиот. 1-й боевой отряд под флагом вице-адмирала X. Того в составе броненосцев «Mikasa», «Asahi», «Fuji» и броненосного крейсера «Tokiwa» (заменившего в данной реальности броненосец «Shikishima», 2 мая 1904 г. погибшего вместе с «Hatsuse» и «Yashima» на минах) находился в море севернее острова Роунд.

Крейсер «Новик», во исполнение приказа адмирала, занял место впереди тралящего каравана, так как на крейсере успели устранить девиацию и на нём могли точно проложить курс между новым и старым оборонительными минными заграждениями. С 08:45 до 08:50 русская эскадра выстроилась в одну кильватерную колонну (дистанция между мателотами два каб.) – «Цесаревич», «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Севастополь» и «Полтава», за ними крейсеры «Аскольд», «Новик», «Паллада» и «Диана». Миноносцы 1-го отряда держались по обеим сторонам адмирала, и вслед за тралящим караваном, в сопровождении канонерских лодок «Бобр», «Гиляк», «Гремящий» и «Отважный», двинулась вдоль Тигрового полуострова к мысу Ляотешань со скоростью 3-5 узлов. Пароход Красного Креста «Монголия», запоздав с выходом, прошёл опасное пространство без тралов и догнал эскадру уже в море. В 09:00 на «Цесаревиче» взвился сигнал «Флот извещается, что государь император приказал идти во Владивосток». В 09:30, находясь от Ляотешаня милях в 10 и приведя его приблизительно на NW20°, эскадра легла на курс S020°. Через час, отпустив обратно в Порт-Артур тралящий караван, миноносцы 2-го отряда и канонёрские лодки, эскадра пошла курсом SO55°, увеличив ход до 8 узлов.

Накануне выхода эскадры, с японской осадной батареи получил попадание 120-мм. снарядом по левому борту «Ретвизан», в районе носового котельного отделения. Через образовавшееся отверстие площадью 2,1 м2 внутрь корпуса поступило около 400 т. воды, образовался крен в 1°. Начались работы по заделке пробоины – продольные переборки подкрепили брусьями и установили стальные распоры. За ночь переборки были надёжно подкреплены, но полностью прекратить доступ воды оказалось невозможно, так как наружный стальной лист был меньше размера вмятины в борту. После частичного осушения отсеков, воды внутри осталось около 250 т., что создало дополнительное углубление на нос в 254 мм.. С флагманского броненосца несколько раз запросили «Ретвизан» о состоянии переборок, получив удовлетворительный ответ, ход эскадры довели до 13 узлов. В 10:35 на «Цесаревиче» поднял флаг «К» («Не могу управляться»), и эскадра снизила ход. Флагман двигался неровно, периодически то уменьшая, то увеличивая ход, из-за чего нарушались интервалы между кораблями эскадры. В 10:40 пароход Красного Креста «Монголия» догнал эскадру и пошёл за ней слева по корме. Нашедший незадолго перед этим лёгкий туман начал проясняться, и уже вполне ясно можно было определить неприятельские суда, следовавшие в поле зрения нашей эскадры.

В 11:30 левее курса русской эскадры на дистанции около 200 каб. виднелся 1-й боевой отряд японского флота, который двигался на пересечение курса русской эскадры (курс на WSW). Он шёл 16-узловым ходом, головной – броненосец «Mikasa» (флаг командующего Соединенным флотом и 1-м боевым отрядом вице-адмирала X. Того), за ним броненосцы «Asahi», «Fuji», броненосные крейсеры «Kassuga», «Tokiwa» и «Nissin» (флаг начальника 3-й эскадры вице-адмирала С. Катаока). Позади и правее курса русской эскадры шёл японский отряд в составе броненосного крейсера «Yakumo» и крейсеров 3-го боевого отряда (крейсеры «Каsagi», «Таkasagо», «Chitose»). Отряд двигался на SW и был плохо виден. Севернее на расстоянии 80-85 каб. двигался 5-й боевой отряд (броненосец «Chin-Yen» присоединился к крейсерам «Matsushima», «Hashidate»). В северо-восточном направлении на дистанции более 100 каб. шёл 6-й боевой отряд под флагом младшего флагмана 3-й эскадры контр-адмирала М. Того (крейсеры «Akashi», «Suma»и «Akitsushima»). На крейсере «Suma» перед боем произошла поломка в машине, и корабль весь бой до вечера оставался в стороне от прочих отрядов, придерживаясь к S от флотов. В промежутках между отрядами крейсеров шли истребители и миноносцы. Корабли 1-го боевого отряда японской эскадры последовательно приняли левее прежнего курса, увеличив дистанцию и время сближения.

 

 

В 11:50 на «Цесаревиче» опять подняли флаг «К» («Не могу управляться»), броненосец выкатился из строя, и корабли эскадры застопорили ход. Через несколько минут броненосец «Цесаревич» занял своё место, и корабли перестраиваются в боевой порядок для боя левым бортом. 1-й боевой отряд, находясь впереди русской эскадры, пересёк курс русских, переходя относительно нашей эскадры с левого на правый борт. Русская эскадра, увеличивая ход, шла курсом SO 50°-55°. В начале первого теперь уже на броненосце «Победа» подняли сигнал «К» («Не могу управляться»), корабль выкатился из строя, но через несколько минут с повреждениями справились, и «Победа» стала занимать свое место. Русская эскадра уменьшила ход и продолжила идти прежним курсом. Миноносцы, прорезав строй броненосцев, перешли на левую от колонны броненосцев сторону. После пересечения русского курса 1-й отряд японского флота двигался прежним курсом WSW. Затем поворотом «все вдруг» японские корабли перешли южным курсом в строй фронта и короткое время лежали на этом курсе, после чего вновь поворотом «все вдруг» построились в кильватерную колонну на курс ONO, причем головным стал концевой корабль – броненосный крейсер «Nissin». К началу боя русская эскадра находилась примерно в 20 милях от полуострова Ляотешань, дистанция от броненосца «Цесаревич» до 1-го боевого отряда японской эскадры составляла около 90 кб. Русская эскадра, идя переменными ходом, растягивала интервалы между мателотами, перестраиваясь для боя сначала левым, потом правым бортом. Справившись с поломками, корабли стали постепенно набирать ход. 1-й боевой отряд японского флота, двигаясь 16-узловым ходом, пересёк русский курс, построился в строй фронта и в кильватерной колонне стал ложиться на курс ONO. C расстояния около 80 каб. в 12:20 открыл огонь крейсер «Nissin», к которому вскоре присоединились остальные суда 1-го японского отряда. Когда противники сблизились до 65-70 каб., из орудий крупного калибра начала отвечать и наша эскадра, первым открыл огонь «Пересвет» из носовой башни. Сейчас же после открытия огня броненосец «Победа», подняв сигнал «Не могу управляться», на несколько минут покинул строй, после чего снова занял своё место. Видимо для того, чтобы воспрепятствовать противнику, шедшему на пересечку, охватить голову кильватерной колонны наших судов и дать возможность стрелять всем нашим судам, контр-адмирал Витгефт изменил курс на 4 румба влево, т. е. почти на контркурс с противником. Этот маневр был произведён как раз в тот момент, когда надо было открывать огонь, кильватерная линия нашей эскадры изогнулась, и условия для стрельбы были самыми неблагоприятными, что позволило нашему противнику занять положение к S от эскадры, и он усматривался под острым курсовым углом и против солнца. 3-й японский боевой отряд под флагом младшего флагмана 3-й эскадры вице-адмирала С. Дева, видя, что бой начался, повернул последовательно на 16 румбов и начал обходить русскую эскадру с тыла, намереваясь атаковать наши задние корабли, ведя огонь из 8″ орудий. Главный огонь японцы сосредоточили на «Цесаревиче», а так как наша эскадра, обходя в это время вторую по счёту плавучую минную банку, представляла собой волнообразную линию, причём одно судно временами закрывалось другим, то этим воспользовался Того, усиливший стрельбу. Проходя линию наших кораблей, около 13:15 противник перенёс огонь на бывшие концевыми крейсера, в виду этого адмирал Рейценштейн увеличил ход и перевёл крейсера на левую сторону линии броненосцев, встав параллельно ей на расстоянии около 10 каб., миноносцы перешли на ту же сторону и расположились несколько впереди крейсеров. Около 13:20 расстояние между главными силами японцев и нашей эскадрой увеличилось, и лишь концевые корабли продолжали вести бой. Японцы, разойдясь контркурсами, запоздали с поворотом вправо, и, выполнив последовательно этот маневр, оказались позади нашей эскадры. Прорвавшись вперёд японцев, адмирал Витгефт лёг на курс SO62° по направлению к Корейскому проливу, и, подняв сигнал «больше ход», увеличил его до 14 узлов. Однако «Полтава», имевшая повреждение в машине, стала понемногу отставать. 3-й японский отряд, обходя в это время хвост колонны наших броненосцев, усилил по броненосцу огонь. К 13:45 адмирал Того, нагнавший Витгефта, на некоторое время возобновил бой по всей линии. Удачный огонь наших концевых кораблей заставил отстать отряд адмирала Дева, а около 14:30 1-й боевой отряд, изменив курс несколько вправо, снова отстал, первая фаза боя завершилась.

Ни одна из сторон не понесла в перестрелке значительных повреждений, в «Цесаревич» попало пять 12″ снарядов, в «Победу» один, в «Пересвет» два, в «Севастополь», «Полтаву» и «Аскольд» по одному. «Mikasa» был поражён тремя снарядами калибра10″-12″, ещё два попало в «Nissin».

Наша эскадра, имея около 12 узлов хода, в двух кильватерных колоннах – справа броненосцы, слева крейсерский отряд – шла по курсу SO62° в направлении мыса Шантунг,

 

1-й японский боевой отряд виднелся по правой стороне за кормой нашей эскадры, медленно нагоняя её в строе кильватера. 3-й отряд адмирала Дева разделился – на присоединение к 1-му боевому отряду был отправлен броненосный крейсер «Yakumo», аналогичное распоряжение получил «Asama». Сам-же адмирал Дева с тремя крейсерами II класса изменил курс и пошёл на сближение с отрядом Того, рассчитывая вместе с ним нагнать русских. 5-й отряд (флаг младшего флагмана 3-й эскадры контр-адмирала X. Ямада) соединился с «Chin-Yen» и во время первой фазы боя держался к N от противоборствующих сторон; затем он, увеличив ход, пошёл вслед за русской эскадрой, избегая принимать участие в бою и держась впереди и слева от нашей эскадры на курсе SO. Адмиралу М. Того показалось, что его догоняют, и потому он, увеличив скорость, пошел на ОSO, а затем обогнул спереди нашу эскадру и расположился позади 1-го отряда. Когда стало ясно, что продолжения боя не избежать, так как японцы стали заметно нагонять, командующий русской эскадры приказал передать семафором по линии: «когда будете стрелять, стреляйте по головному. С заходом солнца следить за адмиралом».

Около 16:30 расстояние между противниками значительно сократилось, главные силы японцев к этому время усилились броненосными крейсерами «Yakumo», часом ранее получившим 12″ снаряд с «Полтавы», и «Asama», вступившими в кильватер «Nissin». Когда дистанция сократилась до 40-45 каб., броненосец «Полтава» в 16:35 , не дожидаясь сигнала, начал пристрелку по «Mikasa» полным залпом из 152-мм носовой башни правого борта (командир – мичман А. Пчельников). Вслед за первым выстрелом «Полтавы» ответный огонь открыл 1-й боевой отряд японского флота, находившийся на расстоянии примерно 60 каб. от «Цесаревича». Стрельба японцев была интенсивной, но неточной по расстоянию. Русская эскадра открыла огонь после первых же выстрелов броненосца «Полтава», головной японский корабль в это время подходил к траверзу «Пересвета». По распоряжению контр-адмирала В. К. Витгефта, огонь концентрировался по броненосцу «Mikasa», и вскоре последний был закрыт большим количеством всплесков от падения снарядов, что затрудняло корректировку огня. Японская эскадра, пользуясь преимуществом в скорости, продвигалась вдоль русской линии, сосредотачивая огонь на ближайшем русском флагмане – броненосце «Пересвет». Нашей эскадре снова приходилось начинать бой правым бортом, тогда как японцы, имея цель с левой стороны, подставляли борт, ранее не пострадавший. Японские корабли сосредоточили огонь на наших флагманских броненосцах «Цесаревич» и «Пересвет», которые сразу же стали получать большое количество попаданий. Командующий эскадрой адмирал Витгефт, увеличивший было ход до 15 узлов, вскоре был вынужден снизить его в виду наметившегося отставания «Севастополя» и «Полтавы». Вражеский огонь начался с сильных перелётов, угрожавших нашим крейсерам, шедшими во второй линии кабельтовых в 10 за броненосцами. Поэтому крейсерский отряд повернул «все вдруг» на 4 румба влево, увеличил расстояние между колоннами до 20 кабельтовых, и снова лёг параллельным курсом, в течение последующих полтора часов не принимая участие в бое. Японские крейсеры также держались в стороне от своих главных сил. 5-й боевой отряд (броненосец «Chin-Yen», крейсеры «Matsushima», «Hashidate») и броненосный крейсер «Asama» находились на большом расстоянии в северной части горизонта, 3-й боевой отряд (крейсеры «Kasagi», «Takasago», «Chitose») виднелись на SW направлении. К 17:00 дистанция между противниками сокращается с 38-32 каб. до 23 каб., и часть русских кораблей начинает вести огонь бронебойными снарядами из орудий главного калибра. К этому времени японская эскадра, двигаясь с высокой скоростью, продвинулась до траверза броненосца «Цесаревич» перенеся на него огонь орудий главного калибра, продолжая при этом обстрел броненосца «Пересвет» орудиями как главного, так и среднего калибра.

 

В 17:00 на крейсере «Nissin» произошёл разрыв ствола одного из 8″ орудий. В результате взрыва у соседнего орудия вышел из строя на полчаса гидравлический привод (в нашей реальности в это время рвануло 12″ орудие «Shikishima»). В 17:15 аналогичное происшествие случилось на флагманском «Mikasa» – разорвало правый ствол 12″ орудия кормового барбета, было выведено из строя соседнее орудие. От взрыва установку развернуло на правый борт и в таком положении заклинило. При взрыве пострадало 17 человек, в том числе башенный командир – капитан-лейтенант Ф. Хироясу, член японской императорской фамилии. В 17:25 на броненосце «Asahi» произошёл разрыв (от перегрева самовозгорелся заряд) обоих стволов 12″ орудий кормовой барбетной установки.

В 17:37 и в 17:40 в «Цесаревич» попало два 12″ фугасных снаряда, первый ударил в фок-мачту между первым и вторым ярусами носового мостика, второй шёл на два метра ближе к корме и попал в телеграфную рубку. Взрывами снарядов убиты контр-адмирал В. К. Витгефт, флагманский штурман лейтенант Н. Н. Азарьев, младший флаг-офицер мичман О. Н. Эллис и три матроса. Ранены начальник штаба контр-адмирал Н. А. Матусевич, старший флаг-офицер лейтенант М. А. Кедров, младший флаг-офицер мичман В. В. Кушинников и несколько матросов. Командир броненосца находился впереди боевой рубки, силой газов он был сбит с ног и потерял сознание. Придя в себя через короткое время, капитан I ранга Н. М. Иванов 2-й о гибели командующего по эскадре не объявлял, продолжая вести корабль.

 

 

Одновременно русский 12″ снаряд ударил в левый борт впереди носового мостика броненосца «Mikasa», погибло семеро и было ранено 16 человек. На мостике находились вице-адмирал X. Того, начальник штаба капитан I ранга Х. Симамура, командир броненосца капитан I ранга X. Идзичи и ещё пять человек. В штурманской рубке под мостиком было ещё четыре человека, в том числе один офицер. Все находившиеся в штурманской рубке погибли, а из тех, кто находился на мостике, было ранено четыре человека, в том числе начальник штаба и командир броненосца. Всего к концу боя броненосец «Mikasa» имел около 22 попаданий, из них шесть калибра 10-12″.

К 17:45 расстояние между эскадрами уменьшилось до 21-22 каб., и командир «Цесаревича», опасаясь увеличения числа попаданий, велел увеличить дистанцию уклонением, рулевой стал класть руль на левый борт. В 17:50 12″ японский бронебойный снаряд упал недолетом в воду, рикошетом поднялся в воздух и взорвался. Головная часть снаряда через визирный просвет влетела в боевую рубку броненосца «Цесаревич», прошла насквозь, вылетела через визирный просвет и упала в коечную сетку. Один матрос погиб, был тяжело ранен и позже скончался лейтенант С. В. Драгичевич-Никшич. Командир броненосца капитан I ранга Н. М. Иванов 2-й, лейтенанты Д.В. Ненюков, В. К. Пилкин, К. Ф. Кетлинский и пять матросов, включая рулевого, получили ранения. После получения известия о ранении командира командование броненосцем принял старший офицер капитан II ранга Д. П. Шумов. В результате попадания в боевую рубку вышел из строя штурвал гидравлического привода рулевого управления. Руль остался положенным на левый борт, и корабль стал описывать циркуляцию влево, имея большой крен (до 120) на правый борт.

На следующим за флагманом «Ретвизане» расценили поворот как намерение адмирала изменить курс, и броненосец последовал за «Цесаревичем». Следом начал поворот броненосец «Победа», затем «Пересвет». Крейсер I ранга «Аскольд» также последовал циркуляции «Цесаревича». Флагманский броненосец, продолжая ворочать влево, вышел на пересечение курса колонны броненосцев и прошел между «Пересветом» и «Севастополем». «Победа» и «Пересвет», уклоняясь от столкновения, приняли вправо. При повороте влево с «Ретвизана» увидели «Пересвет» – без стеньг и без адмиральского флага, он поворачивал вправо за «Победой». Броненосец «Севастополь» отвернул от «Цесаревича» вправо в сторону противника. Броненосец «Полтава» следовал прежним курсом (SO 600) и с большим отставанием от основных сил.

 

Броненосец «Цесаревич», не прекращая стрельбу, прорезал строй эскадры и пошёл к югу, управляясь машинами, пытаясь войти в строй за «Севастополем». Броненосцы «Победа» и «Пересвет» продолжали следовать прежним курсом. Крейсер I ранга «Аскольд» и другие крейсеры, не разворачиваясь, легли на курс сближения с броненосцами. 1-й отряд японского флота в это время начал двигаться левым поворотом по широкой дуге, охватывая головные русские броненосцы и отрезая им путь в Корейский пролив.

Командир «Ретвизана» принял решение выйти из группы состворившихся судов и вернулся на курс SO 600, затем, поворачивая правее, пошёл на сближение с 1-м боевым отрядом японского флота, который, продолжая следовать прежним курсом, значительно выдвинулся относительно русской эскадры. Японские корабли вели по «Ретвизану» интенсивный огонь, но из-за быстрого сокращения дистанции он был неточен, за всё время сближения было зафиксировано лишь одно попадание. Идя со всё возрастающей скоростью, «Ретвизан», ведя огонь из действовавших двух 152-мм. орудий правого борта, повернув направо, в 17:50 ложится на курс SO 450, перпендикулярно линии движения 1-го боевого отряда, намереваясь таранить «Mikasa».

Вот как описывал этот кульминационный момент боя находившийся на борту госпитального судна «Монголия» сотрудник порт-артурской газеты «Новый край» Е. К. Ножин: «Ретвизан», эта стальная громада, внезапно поменяв курс и склоняясь вправо на сближение с японцами, очутился словно в кипящем гигантском котле. Вокруг него непрерывно вздымались огромные столбы воды меньшей и большей высоты. Противник всю силу орудийного огня направил на него, буквально засыпая его снарядами всех калибров, огонь японцев доходит до бешенства. Громадные столбы разрывов всё ближе и ближе к нему, вода кипит вокруг. Несколько попаданий – по-видимому, в броню. Временами «Ретвизан», весь с мачтами, исчезает между гигантскими куполами столбов воды, дыма и взлетающей пены. Каждый раз кажется, что на этот раз всё кончено. Но проходит несколько мгновений, и броненосец выходит из опадающих масс этих куполов и так же упорно продолжает свой исступленный бег, всё так же непреклонно держа курс на головного вражеской линии.»

Вскоре капитан 1-го ранга К. Э. Щенснович, будучи контужен ударом горячего осколка в живот, передал управление кораблём старшему офицеру, срочно вызванному командирским ординарцем из нижних носовых отсеков в боевую (в нашей реальности его искали в кормовой башне, в то время как он проверял носовые переборки). Капитан 2-го ранга И. И. Скороходов принимает командование броненосцем, и корабль начинает осмотрительно маневрировать, чтобы попасть в ближайшую цель, до которой остаётся около 12 каб.

 

Осознавший угрозу адмирал Того отдаёт распоряжение своему штаб-офицеру капитан-лейтенанту С. Акияма набрать флажный сигнал «поворот все вдруг», и корабли 1-го боевого отряда через несколько минут начинают ворочать вправо. Имевшегося в их распоряжении времени оказывается недостаточно, и «Ретвизан», шедший со скоростью несколько менее 15 узлов, врезался в броненосец «Asahi». Командир «Asahi» капитан 1-го ранга Ц. Номото менее чем за минуту до столкновения отдаёт приказы «вынести пластырь» и «задраить водонепроницаемые двери». Удар «Ретвизана» пришёлся по кормовой части «Asahi», от удара броненосец  рыскнул влево. Таран смял поперечную переборку, отделявшую штурвальное и румпельное отделение от кормового подбашенного. Другие переборки были так сильно повреждены, что в них открылась течь, на палубу падали части рангоута и блоки. Сцепившись, корабли продолжали некоторое время двигаться вперёд, пока «Ретвизан», таран которого развернулся в корпусе японского броненосца, не дал «полный назад».  Образовалась громадная пробоина, через которую внутрь корабля потоком хлынула вода. Остановившийся «Asahi» начал медленно погружаться кормой и крениться на левый борт. Рулевое отделение, подбашенное и проходы быстро заполнились водой. Попытки трюмного дивизиона подкрепить водонепроницаемые переборки, с целью изоляции аварийных отсеков, не увенчались успехом, а заведённый на пробоину пластырь затянуло внутрь корабля. В течение последующих полутора часов экипаж «Asahi» в борьбе за живучесть корабля применил всё возможное, но броненосец, кренясь, продолжал садиться кормой в воду. К 19:30 крен увеличился до 200, и на мостик поступил доклад, что дифферентные цистерны по правому борту не могут больше использоваться для корректировки крена, так как их кингстоны оказались выше ватерлинии. Получившему эту информацию командиру корабля окончательно стало ясно, что спасти броненосец не удастся, и он отдаёт приказ экипажу покинуть судно. При столкновении на «Asahi» погибло четыре человека, пытавшихся выпустить торпеду по «Ретвизану» из 457-мм. кормового подводного торпедного аппарата.

 

 

 

На удаляющемся задним ходом «Ретвизане» после тарана затопило носовые кладовые, корабль осел носом на полтора метра и получил дополнительный крен на левый борт. Пластырь, который удалось подвести около двух часов ночи, пропускал воду, а контрзатопление кормовых отсеков лишь несколько замедлило погружение. Понимая, что переборки многострадальной носовой части корабля долго не выдержат, броненосец задним ходом попытался добраться до мыса Шантунг. Ночью 3-й отряд истребителей («Usugumo», «Shinonome», «Sazanami») безуспешно пытался атаковать «Ретвизан», позже корабли 10-го отряда миноносцев (№№ 43, 42, 40, 41), двигавшихся курсом NW, также смогли выйти в атаку на броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», но атака японцев была отражена, а русские корабли добились попадания в миноносец № 40. Всего в ходе отражения трёх торпедных атак «Ретвизан» израсходовал 18 шестидюймовых и 290 47-мм. снарядов. Утром, когда показался из мглы берег, над водой возвышалось не более трети метра форштевня. Экипажу была отдана команда покинуть броненосец и открыть кингстоны. В 07: 20 к погружавшемуся броненосцу приблизились японский вспомогательный крейсер «Sado-Maru» и истребитель «Sasanami», на глазах которых в 07:32 «Ретвизан» затонул в трёх милях от берега в заливе Жунчэнвань на восточной оконечности Шантунгского полуострова, откуда экипаж корабля пешком направился в английскую базу в Вейхайвее, куда днём позже прибыла команда миноносца «Бурный», севшего в ночном тумане на камни и взорванного экипажем.

P.S.

Русская эскадра не потеряла в бою ни одного корабля, но полученные повреждения повлияли на техническое состояние кораблей таким образом, что продолжать прорыв в полном составе эскадра уже не могла, даже если бы бой 28 июля был единственным на пути во Владивосток. По причине тяжёлых повреждений дымовых труб и связанного с этим повышенного расхода топлива (естественная тяга упала, а при поддержании искусственной мелкий уголь не сгорал, а выносился в трубу) во Владивосток никак не попадал «Цесаревич», весьма вероятно, также «Пересвет» и «Севастополь». «Полтава» из-за полученных повреждений рисковала отстать от эскадры уже в ночь на 29 июля, и могла рассчитывать пробиваться лишь самостоятельно. С трудом передвигавшийся броненосец «Ретвизан», имея сильный дифферент на нос, едва ли мог рассчитывать достичь Владивостока, так что фактически шансы на прорыв имел лишь броненосец «Победа».

Крейсера «Диана» и «Аскольд», миноносцы «Бесшумный», «Грозовой», «Бесстрашный» и «Беспощадный», пришедшие в нейтральные порты, были разоружены, броненосец «Ретвизан» и крейсер «Новик» были затоплены экипажами, миноносец «Бурный» сел на камни у мыса Шантунг и был взорван экипажем.

Эскадренные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Победа» и «Пересвет», крейсер «Паллада», миноносцы «Властный»,  «Выносливый» и  «Бойкий», госпитальное судно «Монголия» вернулись в Порт-Артур.

Перефразируя одну нью-йоркскую газету, можно сказать, что «русский флот ранил своего тюремщика, но так и остался в тюрьме.»

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий