«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

ВВЕДЕНИЕБольше года тому назад на страницах ВО вышла целая серия материалов, посвященных теме возникновения металлургии и особенностях энеолита = меднокаменного века на территории Старого и Нового света. Был сделан вывод о полицентризме возникновения металлургии, рассмотрены центры металлургии меди, древние города, жители которых уже умели обрабатывать металл, и пути миграций древних металлургов. Теперь настало время познакомиться с эпохой, когда люди научились добавлять к меди такие лигатуры, как мышьяк, цинк, серебро и, конечно же, олово. И вот когда они этому научились, меднокаменный век закончился, и наступил бронзовый век!

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Литые бронзовые кинжалы «срубной» культуры. Государственный Эрмитаж.

А было так, что на огромных территориях Европы и Азии, что находились вне зоны первых рабовладельческих государств, на рубеже III и II тысячелетий до н. э., равно как и в самих этих государствах, сложились условия, способствовавшие развитию технологий бронзового литья. Одновременно это совпало с успехами в скотоводстве, которыми была отмечена вся вторая половина III тысячелетия на гигантских просторах от Енисея и до самого Пиренейского полуострова. Улучшение структуры питания способствовало быстрому увеличению рождаемости. А рост народонаселения в свою очередь тут же подорвал устои родоплеменных отношений. Теперь богатства стали накапливаться в виде скота, но и чаще возникать столкновения с другими племенами из-за хороших пастбищ и источников пресной воды, имевших особое значение в степных районах. Война ради обогащения за счет ограбления соседей теперь превратилась в доходный промысел. О чем говорят поселения древних скотоводов, обнесенные высокими земляными валами и глубокими рвами, найденные в районе Верхнего Рейна и в землях западной Франции.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Бронзовый наконечник копья из экспозиции музея семейства Халлвил на улице Хамнгатан, строение 4, в Стокгольме.

ОБЩИЙ ОБЗОРУ разных племен, населявших Европу и Северную Азию, бронзовый век по времени в основном совпал со II тысячелетием до н. э., но у многих он сохранялся еще и в начале последующего I тысячелетия. Все это время здесь шло развитие патриархально-родовых отношений и укреплялось господствующее положение мужчин как в роде, так и непосредственно в семье. В том же бронзовом веке следы плужного земледелия становятся все более многочисленными. Древние родовые общины соединяются в целые многолюдные племена, а во главе становится народное собрание мужчин-воинов. Но так как численность этих племенных объединений продолжает расти, в непосредственном управлении жизнью племени теперь принимают участие лишь члены наиболее близких к месту общего собрания общин. Остальных на собраниях представляют их старейшины и военные вожди. Таким образом, власть все больше и больше обособлялась от массы остальных соплеменников. И вот так в руках у знати оказывается и власть, и сила, и богатство, равно как и отправление всех религиозных обрядов, поскольку старейшины и предводители племенных военных отрядов зачастую становятся еще и жрецами, чтобы быть поближе к богам и иметь возможность опираться на их авторитет и волю.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Сосуд «срубной» культуры. Государственный Эрмитаж.

Если мы посмотрим на карту Европы и Азии начала II тысячелетия до н. э., мы сможем увидеть, что к востоку от реки Енисей на территории Прибайкалья и в прибайкальских степях еще с эпохи энеолита живет население главковской культуры (по названию предместья Главково в городе Иркутске, где было обнаружено множество принадлежавших ей находок), а в ней в свою очередь можно будет увидеть и наличие связей с характерной раннебронзовой культурой в… Северном Китае.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Китайский трехногий сосуд династии Шан из коллекции Института искусств в Чикаго.

Всю территорию современного Казахстана, степных и лесостепных зон Западной Сибири, Южного Приуралья и до Каспийского моря занимают в эту эпоху племена андроновской культуры (Андроновской ее назвали по месту самой первой находки, сделанной у села Андроново, на юге Ачинского района в Красноярском крае), в своей основной массе поразительно однородные в культурном отношении, хотя они и обитали на огромном пространстве. Далее к западу, в районе Нижнего и Среднего Поволжья, в причерноморских степях до Днепра, а еще южнее вплоть до современной Одессы, а на севере до бассейна реки Оки, располагалась вторая огромная общность племен, принадлежавших к «срубной» культуре («Срубной» ее назвали по характерному обряду погребения усопших в деревянных срубах под насыпными курганами.), и близкой к культуре андроновцев. Также племена, близкие к ней, обитали и в Средней Азии, что, кстати, неудивительно, учитывая их локализацию.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Бронзовый литой сосуд эпохи династии Шан из коллекции Института искусств в Чикаго.

Относительно Северного Кавказа можно сказать, что, хотя современная наука и рассматривает обнаруженные там памятники как принадлежащие нескольким разным культурам, тем не менее, она считает, что все они самым тесным образом были связаны друг с другом. Например, многие черты родственных культур обнаруживаются в памятниках бронзового века, найденных на территории Грузии и в Армении.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Типичный бронзовый топор культуры колоколовидных кубков эпохи раннего бронзового века 2300 – 2000 гг. до н.э. Обнаружен неподалеку от Будапешта. (Исторический музей, Будапешт)

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Реконструкция погребения культуры колоколовидных кубков. (Национальный археологический музей Испании, Мадрид)

Территория Волго-Окского междуречья принадлежала племенам фатьяновской культуры, а район Среднее Поднепровье с эпохи энеолита населяли племена среднеднепровской культуры. Центр Европы – районы Чехии, затем Нижней Австрии, Силезии, Саксонии и Тюрингии принадлежал сначала племенам культуры полей колоколовидных кубков, а затем племенам унетицной культуры, названной так по могильнику у села Унетица неподалеку от Праги (2300—1600 года до н. э.), и со временем трансформировавшейся в лужицкую культуру (Лужицкая культура была названа так по имени области в Германии, и где впервые были обнаружены погребения этой культуры.).

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Реконструкция топора лужицкой культуры. Музей Бискупин. Польша.

Эта культура распространилась еще шире и охватила обширный район как в Германии, так и в Польше. Затем ее влияние распространилось на юг – на земли Дунайского бассейна, где на территории современной Венгрии сложился свой особый центр культуры бронзы, имевший связь через Балканы с мощной крито-микенской цивилизацией.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Топор 1700 – 1200 гг. до н.э. Обнаружен на территории Венгрии. (Исторический музей, Будапешт)

В самом начале бронзового века в северной части Италии, Франция и Пиренейском полуострове еще в эпоху энеолита произошло формирование крупного центра древней европейской металлургии. Юг Пиренейского полуострова населяли племена эль-аргарской культуры (названа так по местности Эль-Аргар на юге Испании). Британские острова также характеризуются постоянством культуры. Такова общая культурно-историческая картина, характерная для начала II тысячелетия до н. э., и которая со временем, разумеется, не могла оставаться неизменной.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Образец керамики эль-агарской культуры. (Национальный археологический музей Испании, Мадрид)

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Бронзовый меч эль-аргарской культуры (Национальный археологический музей Испании, Мадрид)

КУЛЬТУРЫ В ДЕТАЛЯХ Теперь мы расскажем о центрах культур этой древней эпохи и о том, каким образом они изменялись с течением времени. Итак, начнем с того, что огромный район Евразии в бронзовом веке населяли племена андроновцев и «срубной» культуры. Вначале они жили в Среднем Поволжье и Южном Приуралье, а их культура имела большое сходство с племенами катакомбной и ямной культур. Но затем в начале бронзового века они двинулись дальше на восток вплоть до Минусинской котловины, а на западе дошли до Днепра и земель в нижнем течении Южного Буга. Считается, что именно они одомашнили лошадь вначале как мясной скот, а позднее и в качестве средства передвижения. Но они же занялись также и земледелием, то есть стали более оседлыми и стали селиться большими поселениями. Содержание крупного рогатого скота в стойлах зимой им также было известно, то есть они обладали уже множеством навыков, свойственных людям достаточно высокого уровня развития цивилизации. Хотя что касается письменности, то она была им неизвестна.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Каменные булавы бронзового века. (Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета)

Доказывается это раскопками андроновского поселения возле села Алексеевского, на реке Тоболе, где рядом с жилищами были найдены остатки загонов для скота, в том числе и крытые. Обитатели андроновских и «срубных» селений объединялись в общины, каждая из которых была полностью автономной. Жители селений производили ткани и шили из них одежду, владели техникой вязания, обрабатывали кожи и меха, выделывали кожаную обувь. Орудия труда, инструменты и оружие – все это также производили мастера, имевшиеся в каждой общине. Андроновцы также мастерски лепили глиняную посуду. Горшки отличались хорошо отполированной поверхностью и красивыми геометрическими орнаментами, похожими на сложные узоры среднеазиатских ковров.

Уже в ранних погребениях срубной культуры были найдены литейные формы для отливки боевых топоров характерной формы, попавших сюда из Двуречья через Кавказ. Из бронзы изготавливались кинжалы, наконечники копий и стрел и, разумеется, различные украшения – серьги, браслеты и бляшки, которыми украшали одежду. Первоначально литьем занимались рядом с домом. Но по мере усложнения технологии и ассортимента изделий появились специалисты – литейщики. Многие жили в общинах, но к концу II тысячелетия до н. э. появились и странствующие мастера и, видимо, их было довольно много. Переходя из одной общины в другую, они работали на заказ и шли, а вернее всего, ехали на повозках дальше, туда, где была для них работа. До наших дней сохранилось множество закопанных ими кладов с литейными формами, слитками бронзы, металлическим ломом и готовыми изделиями. Они обнаружены на всей территории, где проживали племена «срубной» культуры, а также во многих районах Западной и Южной Сибири, а также в Казахстане.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Наконечники стрел: кость, бронза. (Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета)

При этом развитие бронзолитейного дела вызывало и оживление торговли между племенами, а те племена и общины, в землях которых обнаружились месторождения металлов, занялись их добычей. Такие районы древней металлургии были найдены во многих районах СССР, опять же в Казахстане, на Южном Урале и на Кавказе.

Опять-таки клады говорят нам о формировании родовой аристократии, имевшей возможность приобретать богато украшенное оружие, изделия из золота и ценных пород камня. Другим признаком наличия аристократии являются огромные насыпные курганы.

Одним из самых известных является курган в урочище «Три брата», расположенный у города Степного. Несомненно, что насыпать такой огромный курган могло лишь множество людей. Столь же огромен и курган «Широкая могила» на Нижнем Днепре, у села Лепетиха, и курганы в степях Центрального Казахстана. Как правило в них скрываются богатые погребения вождей внутри каменных склепов.

Изучение древних поселений и погребальных курганов андроновской культуры показывает, что многие их черты стали затем весьма характерны для саков и савроматов уже в VI—IV вв. до н. э. О генетическом родстве говорит и антропологическое изучение останков древних андроновцев и савроматов, что позволяет предположить, что те племена, что создали андроновскую культуру, и по культуре, и по языку были прямыми предками саков и савроматов, т. е. их язык принадлежал к иранской ветви индоевропейской языковой группы. Язык скифов, савроматов (а позднее сарматов), саков, а из современных – язык осетин, как восходящий к одному из древних диалектов сарматского языка, – все они относятся к восточноиранской подгруппе индо-иранских языков индоевропейской языковой семьи.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Карасукское погребение. Ландшафтный музей-заповедник Казановка.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. андроновские племена начали распространяться в южном направлении и в итоге расселились на землях Южного Казахстана и в Киргизии, где обнаружены многочисленные памятники, принадлежащие к их культуре. Находки артефактов, сходных с образцами андроновской культуры, находят и на территории древнего Хорезма и также на юге Средней Азии, до самых границ современного Афганистана и даже Ирана, то есть ареал их обитания был исключительно широк.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Типичный карасукский нож. Найден в Китае, принадлежал эпохе Шан. (Музей Чернуски, Париж)

А вот потом произошло что-то такое, что вызвало настолько сильные изменения в культуре андроновцев, что в районах Среднего Енисея и Алтая возникла своя культура, получившая название карасукской (1500—800 до н. э.), названная так по раскопкам могильника на речке Карасук. Другой формы стала глиняная посуда; изделия из бронзы также стали по виду совсем другими, чем в андроновское время; кроме традиционного земледелия распространение получило скотоводство и в первую очередь овцеводство; а население региона стало более мобильным. Даже физический тип и тот изменился и стал более приближен к типу, схожему с типом населения Северного Китая. Возможно причина кроется в массовой миграции китайцев из Северного Китая? В дальнейшем это предположение удалось подтвердить изучением карасукских памятников. Оказалось, что бронзовые изделия карасукцев менялись пропорционально расстоянию до Великой Китайской стены. Подтвердил это и тот факт, что на карасукских стелах (вертикально установленных каменных плитах-памятниках) орнаменты непосредственно восходят к типично иньским.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Два бронзовых ножа. (Музей Чернуски, Париж)

В Прибайкалье были найдены иньские сосуды на трех полых ножках, а также в Минусинской котловине и на Алтае, где карасукских памятников особенно много, и в Казахстане – в районе Семипалатинска и у озера Зайсан. Причем согласно китайским хроникам, именно в этих местах расселялись жившие до этого в Северном Китае и близкие к китайцам племена дин-лин. Так что скорее всего это они принесли с собой в Южную Сибирь свои приемы бронзолитейного мастерства, которые в свою очередь были ими заимствованные ими у жителей царства Шан (Инь) в Китае.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Реконструкция ножа бронзового века. (Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета)

Карасукские памятники обнаруживаются в Сибири до VIII в. до н. э., когда там начинают постепенно распространяться орнаменты и изделия, несущие на себе отпечаток скифской культуры. Тогда же, и раньше всего на Алтае, появились и первые изделия, изготовленные из железа. Погребальный обряд представлял собой захоронение усопшего в каменном ящике под насыпным курганом. В погребениях встречаются кинжалы и ножи характерной формы, подвески, бусы, бляхи и пуговицы. Всего обнаружено свыше 2000 таких захоронений. Считается, что именно в карасукское время лошадь перестала быть только лишь тягловым средством, а стала использоваться уже и для верховой езды. Воины карасукской культуры вооружались копьями с литыми бронзовыми наконечниками с прорезями на лопастях и бронзовыми колющими мечами, подобными мечами крито-микенцев.

«Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1)

Бронзовый меч-рапира. (Лионский исторический музей – Музей Гадань) Продолжение следует…

Автор: В.Шпаковский

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории