В каждом населенном пункте есть свои место, не посмотрев которое можно считать, что ты там не был. Это как, например, быть в Париже – и не увидеть Эйфелеву башню. Точно так же и при посещении Москвы: быть в столице и не увидеть собор Василия Блаженного – нонсенс. Его цветные купола давно стали визитной карточкой столицы. Не зря собор Василия Блаженного входит в перечень Списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он словно островок ожившей сказки, но оттенок у этой сказки совсем не светлый. Собор хранит в себе много загадок и тайн. Чего только стоит гипотеза об ослеплении создателей – архитекторов, что проектировали собор. Авторов ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы подобной красоты больше не возникло. (Эта версия так поразила режиссера Андрея Тарковского, что он использовал ее в своем, уже ставшем культовым, фильме «Андрей Рублев»)
С названием тоже не все так однозначно. Сейчас мы называем этот собор или же в честь Василия Блаженного, или как Покровский. При этом подразумевая одно целое строение. Но изначально первое построенное здание в 1555-1561 годах имело название Покровского собора. Причиной постройки стало желание Ивана Грозного увековечить свою победу при взятии Казани над Казанским ханством и оставить память об этом событии на века. И лишь в 1588 году к Покровскому собору было пристроено здание церкви, получившей название в честь Василия Блаженного. Эта церковь представляла собой практически самостоятельный храм и имела отдельный вход, хотя в Покровском соборе для устройства новой церкви специально в северо-восточной части были заложены арочные проёмы.
Постоянные достройки из-за пожаров привели к тому, что в нынешнем понимании собор Василия Блаженного (он же Покровский собор) состоит из восьми помещений с алтарными углами (так называемых храмов). У каждого помещения свое название, это связано с тем, что храмы были освещены в честь тех праздников, припадавших в самые решающие дни битв за Казань. Это храмы в честь празднования значимых праздников для Руси – Троицы и в честь Входа Господнего во Иерусалим (нам известного под вербным воскресением). Один храм назван в честь почитаемого свт. Николая Чудотворца ( а именно даже в честь иконы Николая Чудотворца Великорецкой, которую везли для моления из Вятки). Одним из красивейших храмов является помещение в честь мучеников Адриана и Наталии. Хотя первоначально это был храм, названный в честь свв. Киприана и Устины, но впоследствии храм был переименован. С переименованием связано и название самого маленького из храмов – свт. Иоанна Милостивого, который до XVIII века был назван в честь свт. братьев Павла, Александра и Иоанна Константинопольских. А три соединенных арками храмовых помещений названы в честь Александра Свирского , Варлаама Хутынского и Григория Армянского.
Множество мифов ходит и вокруг пестрого убранства. Одни утверждают, что сказочный вид получился из-за того, что создатели были подвержены влиянию западноевропейского зодчества, другие же наоборот утверждают, что такой вид – исконно русский, в духе лубочно-декоративной стилистики и пестрота была создана по приказу Грозного «на увеселение и потеху оку».
Запоминающимися элементами собора все же являются купола. Они имеют луковичную форму, но из-за витиеватой огранки являются оригинальными и уникальными для нашей архитектуры. Куполов всего 11. Десять куполов расположены над алтарными частями храмовых помещений и равны числу престолов. В центральной части находится купол Покрова Богородицы, на восток обращен купол Святой Троицы, на западе виден купол Входа Господня в Иерусалим, на северо-западе размещается купол Григория Армянского. Южное направление помимо купола Николая Чудотворца Великорецкого указывают купола Александра Свирского (юго-восток) и Варлаама Хутынского (юго-запад). Север представлен куполами Адриана и Наталии (бывшее название – Киприана и Иустины) и Иоанна Милостивого (ранее носивший имя купола в честь Иоанна, Павла и Александра Константинопольских), а так же куполом Василия Блаженного. Одиннадцатый купол венчает колокольню.
Хранят купола и небольшую мистическую загадку. Время от времени всплывают документы (которые не спешат подтверждать официально, но оно и понятно) о том, что в выступающих элементах куполов есть небольшие тайники, с заряженными в них амулетами и полудрагоценными камнями. Не зря даже в советский и полностью атеистический период жизни страны никому и в голову не пришло разрушать собор.