Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.
Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.
История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе товары для рукоделия для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.
Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.
В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде.