История становления и развития адресно-справочной службы в России

oasrВ 1809 году 15 октября высочайшим Указом в Российской империи, а именно в ее обеих столицах были образованы Конторы адресов, входящие в состав городской полиции. А в 1839 году эти самые Конторы были преобразованы в Адресные экспедиции. Данные учреждения, возникнув до наполеоновского нашествия, действовали в течение 80 лет.

В Указе была определена и сущность будущей деятельности Контор адресов, которая заключалась в том, чтобы выявить состав многочисленного класса людей, работающих в частных домах на разных должностях, как по найму, так и на других условиях. Тот же Указ определял и штат Конторы, в который должны входить два правителя (один из правителей должен быть обязательно русским, а второй – иностранцем или русским, владеющим иностранными языками: немецким, французским, итальянским и английским). Кроме правителей в штат Конторы должны были входить два секретаря, два переводчика, четыре писаря и казначей.

Конторе надлежало выполнять две основные функции – финансовую и полицейскую. То есть каждый человек, желающий устроиться на работу в любой из столиц, должен был прийти в Контору, где ему в обмен на паспорт за определенную плату выдавали билет на жительство. Поэтому в Положении о Конторе адресов в восемнадцатом параграфе было прописано, что без такого билета никто не имеет права принять на службу человека ни на какую должность. А если же такое произойдет, то хозяин дома, где служит беспаспортный человек, должен будет уплатить штраф в размере 2-х рублей за каждый прошедший день. Сами же безбилетники должны были в момент выявления нарушения быть высланы из города обер-полицмейстером. Число выдаваемых билетов было очень большим, к примеру, в тридцатые годы их выдавалось ежегодно в Петербурге около 150 тысяч, в Москве эта цифра была немногим меньше. Поэтому подобные взносы составляли достаточно серьезные вклады в бюджеты городов.

В 1839 году Конторы адресов были преобразованы в Адресные экспедиции, при которых были организованы адресные столы, для того, чтобы каждый желающий мог получить необходимые ему сведения о том, где живет пребывающий в столице человек. Подобный адресный стол в Петербурге был создан в 1839 году, а в Москве он появился позже – в 1861 году. Но и в Москве и в Петербурге существование Адресных контор закончилось в 1888 году.

И только после Октябрьской революции произошло второе рождение адресных служб. Так в 1923 году 4 мая в РСФСР было утверждено положение, регламентирующее деятельность адресных бюро, а также адресных столов в стране. В данном положении было прописано, что учреждение при городских милицейских управлениях адресных столов и адресных бюро проводится для ведения учета населения и его точной регистрации в городах. Кроме того, обозначенные организации были уполномочены выдавать адресные справки, как частным лицам, так и различным учреждениям.

Возможности и обязанности работающих в адресно-справочных службах значительно расширились после того, как была введена обязательная прописка населения. В связи с этим в ноябре 1926 года было издано новое Положение, регламентирующее деятельность адресных бюро и столов в России. В основном с принятием этого Положения завершился этап становления адресных бюро в нашей стране.

Сегодняшний день адресно-справочной службы

До недавнего времени адресные бюро считались подразделениями УВД, ГУВД, МВД субъектов Российской Федерации, а также УВД больших муниципальных образований. После того, как была проведена реорганизация федеральной миграционной службы, ее территориальные подразделения закрепили в своем составе отделы адресно-справочных направлений работы, которые и стали правопреемниками адресных бюро.

Функции адресно-справочной службы

Основная функция отделов адресно-справочной службы заключается в организации и осуществлении деятельности, связанной с выполнением административных процедур по формированию, хранению, использованию и предоставлению адресно-справочной информации в установленном законом порядке.

Организация деятельности современной адресно-справочной службы происходит на основании:

  • того массива документированной информации, который уже имеется, но постоянно корректируется;
  • применения автоматизированных информационных систем при использовании стандартизированных программных и технических средств, которые прошли должную проверку и сертификацию;
  • информационных ресурсов при условии применения единых классификаторов учетных данных, регламентов обмена информации и стандартных протоколов.

Невозможно недооценивать важность введения автоматизированных информационных систем, которые обеспечивают возможность определить необходимые сведения об учетных данных любого субъекта имеющегося в базе адресно-справочной информации, например, физического лица, о котором запрошена адресно-справочная информация. Данные могут быть получены на любую запрошенную дату в двадцатипятилетнем периоде времени от текущего числа. А если же субъект адресно-справочной службы изменил имя, фамилию, отчество, место и дату рождения, а также пол, то информация о нем хранится в течение пятидесятилетнего периода времени.

Трудно переоценить важность и значимость деятельности адресно-справочной службы справка 095 в такой огромной стране как Россия, ведь именно благодаря ей мы имеем возможность достаточно быстро и точно определить место проживания нужного нам человека.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории