История авиации. Как МиГ-31 закрыл советское небо американскому стратегическому разведчику SR-71

История авиации. Как МиГ-31 закрыл советское небо американскому стратегическому разведчику SR-71

Даже если за весь период нахождения на вооружении ВВС США сверхзвуковые стратегические самолеты-разведчики SR-71 Blackbird ни разу не были сбиты, они столкнулись с противником, который мог это сделать — МиГ-31 (код НАТО – Foxhound), пишет The Aviationist 11 декабря.

SR-71 имел впечатляющие характеристики благодаря уникальным свойствам планера, способности летать со скоростью более 3,5М на высоте 88 тыс футов (26800 м), небольшой в то время ЭПР (эффективная площадь рассеяния — прим. «Военный Паритет») и мощной системе электронных контрмер. Такие высокие характеристики позволили этому самолету совершать разведывательные полеты над Советским Союзом во времена холодной войны.

Единственный самолет, который обладал техническим возможностями его перехвата, был американский палубный истребитель F-14 Tomcat с высокоскоростными ракетами воздушного боя большой дальности AIM-54 Phoenix. Но эти ракеты были оптимизированы для перехвата советских крылатых ракет, которые летали на той же высоте, что и SR-71, но «Фениксы», имея скорость полета 4-5М, были достаточно быстрыми, чтобы перехватить этот самолет.

Для того, чтобы остановить полеты SR-71, СССР разработал перехватчик с возможностями F-14. До МиГ-31 единственным советским боевым самолетом, обладающим скоростью, близкой к SR-71, был МиГ-25. Но если этот перехватчик мог развить максимальную скорость 3,2М, он не мог выдержать ее достаточно долго, чтобы добраться до американского разведчика. Еще одной серьезной проблемой было то, что МиГ-25 имел ракеты Р-40 (АА-6) с недостаточными возможностями перехвата таких целей.

Эти недостатки были преодолены в 1980-х годах с созданием МиГ-31 и ракет Р-33 (АА-9). Эти УР были очень похожи на AIM-54, могли эффективно сбивать не только американских стратегических бомбардировщиков, но и цели подобных SR-71. Эти выводы подтверждаются в книге Пола Кликмора (Paul Crickmore) «Lockheed Blackbird: Beyond The Secret Missions».

В этой книге есть свидетельства от одного из первых пилотов МиГ-31 капитана Михаила Мягкого, который на своем истребителе несколько раз поднимался в воздух для перехвата SR-71. Пилот говорит, что 31 января 1986 года он мог сбить SR-71. «Схема перехвата SR-71 была вычислена до последней секунды. МиГи должны были взлететь ровно через 16 минут после обнаружения разведчика. Сигнал на перехват поступил в 11.00, он сопровождался пронзительныцм звонком, затем был дублирован по линии громкой связи. Все это происходило на фоне бешеных криков с чрезмерным волнением, появление SR-71 всегда сопровождалось нервозностью», вспоминал пилот. Капитан взял SR-71 на сопровождение на высоте 52 тыс футов (15900 м) на расстоянии 120 км. SR-71 немедленно поднялся на высоту 65676 футов (20000 м), но, как говорит Мягкий, все равно оставался в зоне поражения. «Если бы самолет нарушил воздушное пространство, был бы произведен пуск ракет. У него практически не было шансов увернуться от Р-33», говорит капитан. После этого случая «Дрозды» не приближались к границам СССР.

Был и другой случай. 3 сентября 2012 года появилась статья Ракеша Кришмана Симха (Rakesh Krishman Simha) на сайте indrus.ru, что 3 июня 1986 года также был зафиксирован подобный инцидент. В тот день группа из шести МиГ-31 вышла на SR-71 над Баренцевым морем, где имитировала групповой перехват цели с обстрелом ракетами с разных направлений. После этого случая SR-71 прекратили полеты к границам Советского Союза и несколько лет спустя были сняты с эксплуатации. Но даже если предположить, что МиГ-31 не был главной причиной отставки самолетов-шпионов, нельзя не признать, что советские ВВС разработали эффективную тактику перехвата SR-71.

Перехватчики МиГ-31 по-прежнему находятся в строю. Но будущий преемник «Дрозда», получивший обозначение SR-72, способный достичь скорости 6М, должен чувствовать себя довольно безопасно на гиперзвуковой скорости.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий