Понятие “адвокатура” происходит от латинского корня “advokare, advocatus” – призвать, призванный. Первоначально римляне обозначали именем “адвокатов” родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Только во времена империи этот термин стал применяться к судебным защитникам.
В современном русском языке понятие “адвокат” имеет следующее значение: адвокат – юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита чьих-либо интересов в суде, защитник <*>.
——————————–
<*> Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 19.
Прежде чем начать разговор о сегодняшней адвокатуре, об особенностях ее организации и деятельности, роли их в сегодняшнем уголовном процессе или налоговых адвокатов в финансовых процессах , хотелось бы обратиться к истории русской адвокатуры.
Как справедливо отмечает в своей работе “Адвокатура в России” доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии Ю.Ф. Лубшев: “Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изучения ее зарождения, развития и преобразований. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важные свойства ее современного положения. Использовав метод конкретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объективно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложности. Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта проблем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокатской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхода из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре” <*>.
——————————–
<*> Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. М., 2002. С. 66.
Понятие “адвокат” появилось в юридической терминологии России в 1864 г., но вместе с тем до 1939 г. оно не употреблялось в нормативных актах. Кроме того, термин “коллегия адвокатов” в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, какое вкладывается в него во Франции, США или Германии.
Есть как минимум две причины, почему представляется интересной история становления адвокатуры в России.
Первая – многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформирования в советский и постсоветский периоды.
Вторая – сегодня значительно возросла роль адвоката вообще и в уголовном процессе в частности. Во многом благодаря УПК РФ расширился круг прав и обязанностей защитника, вместе с тем обозначились и новые спорные моменты.
Впервые адвокатура в России возникает и четко оформляется в рамках правовых реформ 1864 г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально в силу своего исключительного положения стать опорой демократического движения.
Вместе с тем зачатки адвокатской деятельности (связанной в основном с судебным представительством) появились в России значительно раньше.
Вплоть до ХV в. в России существовал так называемый принцип личной явки. Например, по Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.
Затем в обществе в качестве защиты появляется “родственное представительство”. Непосредственно за ними зародились и “наемные поверенные”. Функции их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли “ходатаями по делам, стряпчими”. Только в ХIХ в. из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах <*>.
——————————–
<*> Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. М., 2002. С. 75.
Стряпчие, выполнявшие роль адвокатов в России до судебных реформ, оставили о себе весьма неблагоприятные воспоминания. Они находились в полной зависимости от судей и практически не имели никаких прав. Более того, по Уложению 1649 г. ходатаи могли быть подвергнуты телесному наказанию и даже тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам.
Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущими в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хотя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессионалов <*>.
——————————–
<*> Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 12.
Вместе с тем С.А. Андреевский в предисловии к книге “Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в.” отмечает, что “…защитники по уголовным делам – это люди свободной профессии. Поэтому от уголовных защитников не требуется ровно никакого ценза. Подсудимый может пригласить в защитники кого угодно. И этот первый встречный может затмить своим талантом всех профессионалов. Значит, уголовная защита – прежде всего не научная специальность, а искусство, такое же независимое и творческое, как все прочие искусства… Поэтому-то и уголовные защитники имеют популярность своего рода “избранников” толпы – не то поэтов, не то драматических любовников, не то чарующих баритонов… Они фигурируют на эстраде; у них развиваются актерские инстинкты…” <*>.
——————————–
<*> Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в. Тула: Изд. “Автограф”, 1997. С. 5.
По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., как и ранее, “тяжущиеся” (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. “Тяжущиеся” стороны должны были представлять свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения.
В 1775 г. Екатерина II подписала Указ “Учреждения о губерниях”. По нему стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации.
Русская адвокатура постреформенного периода решительно отрекается от всякого смешения с дореформенными ходатаями и стряпчими. “Мы, – утверждает П.А. Потехин, – народились не из них (то есть дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательской связи с ними не имеем, чем и можем гордиться” <*>.
——————————–
<*> Отрывки из воспоминаний адвоката. Изд. “Право”, 1990. С. 213.
Судебная реформа 1864 г., воплотившая либеральные начала в праве, попыталась решительно порвать с прошлым в отношении адвокатской профессии. Эта реформа, целью которой было введение элементов западного образца в правопорядок России, заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, которой предоставлялись широкие полномочия в судопроизводстве. Но создание объединения адвокатов и определение их нового места в системе права шло не так гладко, не в соответствии с планами реформы. Либерализм еще не настолько прочно утвердился в России к этому времени, чтобы обеспечить полное воплощение тех амбициозных программ, которые были заложены правовой реформой. В государственных учреждениях, ответственных за проведение этой реформы, было значительное число сторонников автократического подхода, что выявилось еще во время подготовки судебной реформы <*>.
——————————–
<*> Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 13.
Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия. Результатом ее работы стали “Основные положения преобразования судебной части в России”, утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти “Положения” состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало “Основных положений”, как образование судебной части в России, легло в основу учреждения “Судебных установлений”, принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура – присяжные поверенные, “без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом” <*>.
——————————–
<*> Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Воздействие либеральных и автократических тенденций на статус адвокатской профессии в дореволюционный период проявляется в разделении адвокатов на две четкие группы: присяжных поверенных – корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Начиная с реформы 1864 г. и вплоть до революции 1917 г. присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль. Формальные требования, необходимые для вступления в адвокатуру, были очень высокими. Обязательным условием вступления являлся оконченный университетский курс юридических наук.
Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Кроме того, введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:
а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;
б) иностранцы;
в) граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без получения жалованья;
д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
е) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;
ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам; а также исключенные из числа присяжных заседателей <*>.
——————————–
<*> Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку, не строго соответствуя размещению региональных судов, называвшихся в то время судебными палатами. К концу периода царского правления при каждой из 14 Судебных палат Российской империи действовали органы самоуправления – совет и общее собрание присяжных поверенных. На совет возлагалась обязанность принятия новых членов, разбор дисциплинарных нарушений и решение других вопросов, представлявших общий для присяжных поверенных интерес.
Постановления совета присяжных поверенных принимались простым большинством членов совета (более 50% голосов), за исключением наложения взысканий, которые принимались 2/3 голосов.
На все постановления совета, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Для протестов прокуроров предусматривался тот же срок.
Был установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной палаты. Число членов совета – не менее 5 и не более 15, по решению общего собрания.
Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельности перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания. Таким образом, адвокатура, по существу, была самоуправляющейся организацией.
В “Судебных установлениях” также описаны права и обязанности присяжных поверенных. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон, переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязанностью присяжного поверенного, в частности, было не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.
В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреждений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц – из кандидатов на судебные должности людей, известных председателю “по своей благонадежности”.
Также председатель суда обязан был назначить защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, а также их родителей или попечителей.
Положения “Судебных установлений” свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство. В своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел они были независимы от суда и подчинялись только установленным внутренним правилам.
В Положениях предусматривалась и ответственность присяжных поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.
Уголовная ответственность наступала при совершении умышленных действий во вред своим доверителям. Например:
а) злонамеренное превышение пределов полномочий, злонамеренное вступление в заключение сделки с противниками своего доверителя во вред ему;
б) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов.
Присяжные поверенные подлежали также уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц (в судебных речах или бумагах).
Дисциплинарная ответственность наступала при нарушениях профессиональных обязанностей, не дающих основания для уголовного преследования, а также при несоблюдении адвокатской этики.
Гражданская ответственность предусматривалась при совершении действий, сопряженных с нанесением материального ущерба доверителю, а также небрежным исполнением своих обязанностей (пропуск процессуальных сроков и т.п.).
В состав адвокатуры входила большая группа помощников присяжных поверенных. Ими были только что окончившие институт новички, которые проходили стажировку у присяжных поверенных в течение пяти лет и только после этого получали право вступления в адвокатский корпус.
Советы присяжных поверенных вырабатывали Правила о помощниках. В 1872 г. впервые были изданы Правила об организации помощников в Петербурге, а в 1878 г. – в Москве.
В 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных. Для того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, необходимо было иметь особое свидетельство. Оно выдавалось судами в округе, где частный поверенный осуществлял ходатайства по делам. Этими же судами накладывались и дисциплинарные наказания. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано значительно позже. Следует отметить, что запрещалось получать звание частного поверенного женщинам.
В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Исключением являлись только два случая:
1) частные поверенные, имеющие свидетельство от мирового или уездного съезда, могли ходатайствовать и по делам, производящимся у мировых судей, земских начальников, городских судей и в губернских присутствиях, находящихся в округе данного съезда;
2) поверенные, принявшие ведение дела на основании полученного ими свидетельства, имели право ходатайствовать по этому делу и в кассационных департаментах Сената <*>.
——————————–
<*> Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Полное отсутствие профессиональных ассоциаций частных поверенных и скованность их перемещений из-за введенной судами сертификационной системы сводили до минимума их профессиональные контакты. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством юстиции.
Эффективность профессиональной адвокатской деятельности значительно повысилась после 1864 г. благодаря изменениям процессуального права, составлявшим основу Судебной реформы. Во вновь созданных на окружном и более высоком уровнях общих судах были введены заимствованные у Запада процессуальные принципы, придающие особое значение в судебной защите устности и гласности. По уголовным делам, входившим в юрисдикцию этих судов, адвокаты хотя и не имели доступа к предварительному следствию, однако пользовались всеми процессуальными правами в судебном разбирательстве и при обжаловании судебных решений. Впервые в русской истории адвокаты могли выступать перед судом присяжных в открытом заседании. Им также разрешалось иметь свидания с обвиняемым, находящимся под арестом, а в одном из судебных округов совет присяжных поверенных даже рекомендовал своим членам максимально использовать это право при ведении любых дел <*>.
——————————–
<*> Сборник материалов, относящихся до сословия присяжных поверенных округа московской судебной палаты / Под редакцией А. Нос. М., 1891. С. 180.
В рамках осуществления защиты по уголовным делам существовала статья, когда присяжные поверенные назначались судом для защиты неимущих обвиняемых. Вообще надо отметить, что уголовная практика не была ни престижной, ни прибыльной. Исключение, возможно, составляли суды присяжных высокого ранга, где присяжные поверенные приобретали репутацию антагонистов государства. Фактически их репутация носителей демократических начал стала складываться в 70-е годы прошлого века в результате ряда громких политических процессов. Защитники (присяжные поверенные) часто добивались оправдания на политических процессах с помощью жюри присяжных, более склонных к оправданию, нежели к обвинению. Суды присяжных (особенно по уголовным делам), явившиеся результатом реформ 1864 г., овладели вниманием населения. В печатных органах адвокатуры часто публиковались речи защитников, представлявшие захватывающее чтение.
Судебная система России восприняла состязательные механизмы через суды присяжных, при этом сохранялись остатки континентальной системы (например, предварительное расследование без участия защитника). Не стоит и говорить о том, что судебные чины и судьи были не в восторге от той ситуации, когда присяжные заседатели получили право решать, что является справедливым, а что – нет. Их также не устраивала возросшая роль адвоката в суде присяжных. Например, в 1904 г. председатель окружного суда отвел защитника во время процесса за то, что в своей речи перед членами жюри присяжных тот подчеркнул, что они имеют право на оправдание обвиняемого.
Несмотря на то, что число адвокатов в России выросло в период с 1864 по 1917 гг. очень значительно, их все равно не хватало для удовлетворения нужд населения. В 1897 г. на одного адвоката приходилось 29800 человек. К 1910 г. соотношение существенно изменилось: один адвокат на каждые 17900 человек. Однако Россия по-прежнему отставала от более развитых стран Европы, таких, как Англия, в которой один адвокат приходился на 1684 человека <*>.
——————————–
<*> Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 17.
Политика реакции и ухудшение отношения государства к присяжным поверенным также отразились на развитии советов присяжных поверенных. Хотя Судебная реформа предусматривала создание профессиональной организации присяжных поверенных в округе каждой судебной палаты, правительство не торопилось с исполнением этого закона. Первые советы присяжных поверенных были образованы в Санкт-Петербурге и Москве в 1866 г., а за ними – Харьковский совет в 1874 г. Но в этом же году во исполнение программы правовых контрреформ Министерство юстиции приостановило учреждения советов и передало их функции окружным судам в связи с тем, что, по утверждению Министерства юстиции, учрежденные советы присяжных поверенных не оправдали возложенной на них задачи надзора за “охранением достоинства и нравственной чистоты в действиях лиц, принадлежащих к этому сословию”. И эта “временная” мера оставалась в силе до 1904 г.
Контрреформы 1874 г. существенно ослабили адвокатуру. Первая волна социальной активности присяжных была погашена этими контрреформами и последующей общей реакцией в России. Присяжные поверенные продолжали появляться на политических процессах, но масштаб и активность их участия уменьшились. Для адвокатской деятельности начался период господства консерватизма, когда, казалось, стремление правосудия к социальной справедливости ослабло.
В 1890 г., а затем в 1896 г. назначенная правительством комиссия разрабатывала проекты нового законодательства об адвокатуре. По этим проектам предполагалось усилить надзор за адвокатурой со стороны государства, и в частности со стороны прокуратуры. Прокуратуре предоставлялись полномочия опротестовывать любое решение органов самоуправления присяжных поверенных, включая вопросы о членстве, и передавать их на рассмотрение суда. Более того, этим органам запрещалось принимать в адвокатуру лиц, подозревавшихся в политической деятельности и находившихся под надзором полиции. Хотя оба проекта были представлены в Государственный Совет для окончательного утверждения, ни один из них не был принят <*>.
——————————–
<*> История русской адвокатуры. Т. 1. С. 336.
В середине 90-х гг., в пик реакции, следующее поколение присяжных поверенных вдохнуло новую жизнь в корпорацию. Молодые адвокаты подняли вторую волну активности, откровенно политическую по целям и методам, продолжавшуюся то с большей, то с меньшей интенсивностью до 1917 г. В отличие от прежних присяжных поверенных поколение 90-х не ограничивалось выступлениями в зале суда с целью способствовать развитию народного сознания и призывами к социальным изменениям. Многие молодые адвокаты объединялись в группы, такие, как Странствующий клуб в Москве, который оказывал юридическую помощь населению. Были организованы центры правовой помощи для рабочих и крестьян, некоторые присяжные поверенные посвятили себя исключительно защите низших классов. Кроме того, в самом Странствующем клубе был создан кружок для защиты обвиняемых в политических преступлениях.
Рост политической активности в адвокатуре усилился в связи с начавшимися в стране волнениями, кульминацией которых было восстание 1905 г. Кризис углубил существующее разделение адвокатов на реформистов и традиционалистов, вынуждая центристски настроенных адвокатов присоединиться либо к тем, либо к другим. 21 ноября 1904 г. присяжные поверенные Санкт-Петербурга совершили беспрецедентный шаг, приняв резолюцию, призывавшую к изменению политического строя страны <*>.
——————————–
<*> Там же.
События 1904 и 1905 гг. значительно усилили политизацию адвокатуры. Мнение традиционалистов о том, что адвокаты должны быть вне политики, не могло быть поддержано в революционный период. Все большее число присяжных поверенных вступало в различные партии, что приводило к созданию внутри адвокатской корпорации различных фракций, позиции которых часто сталкивались на общих собраниях. Возросшая политическая сознательность среди присяжных поверенных привела к дальнейшему распространению юридических консультаций для обслуживания низших классов и к более активному участию адвокатов в органах самоуправления.
Интересно отметить, что революция 1905 г. впервые объединила адвокатов на общенациональном уровне. Две тысячи делегатов, представлявших советы присяжных поверенных всей России, за исключением Сибири, собрались в Санкт-Петербурге в марте 1905 г. на первый Всероссийский съезд присяжных поверенных. Съезд постановил образовать общенациональный совет присяжных поверенных и способствовать установлению в России демократической, конституционной политической системы. Второй съезд, состоявшийся в Москве в октябре 1905 г., несколько раз прерывался из-за вмешательства полиции, но тем не менее успел принять несколько резолюций. Однако после второго съезда общенациональное движение из-за политических противоречий раскололось и прекратило свое существование.
И без того напряженные отношения государства с адвокатурой ухудшились еще больше в период с 1905 по 1917 гг. Как и в 70-х гг., это произошло из-за участия присяжных поверенных в качестве защитников в политических процессах. Главным оружием в руках самодержавия против революционной активности и массовых беспорядков было уголовное преследование, а адвокаты противодействовали ему.
Государство также препятствовало нормальному функционированию объединений присяжных поверенных. Полиция иногда не допускала созыва общих собраний, использовались также и другие способы, чтобы помешать присяжным поверенным контактировать друг с другом. В Санкт-Петербурге в 1913 г. местный прокурор издал распоряжение о том, что на общих собраниях присяжных поверенных можно только обсуждать годовой отчет совета и выбирать его новый состав. В качестве примера вмешательства государства в дела адвокатуры можно привести действия властей в Иркутске, где все члены совета были арестованы, а его функции были возложены на окружной суд <*>.
——————————–
<*> История русской адвокатуры. Т. 1. С. 488.
——————————————————————


