
Экономическая политика оккупантов на юге России остаётся малоисследованной проблемой в истории Великой Отечественной войны. Зачастую она рассматривалась односторонне. Традиционно было принято считать, что главной целью захватчиков было ограбление оккупированных территорий. В настоящее время подход к изучению данного вопроса изменился. С появлением новых, ранее недоступных архивных документов возникла возможность в полном мере увидеть планы и масштабы деятельности оккупантов в этом направлении.
До начала советско-германского противостояния Таганрог был крупнейшим индустриальным центром Ростовской области. На территории города располагался ряд крупных промышленных предприятий оборонного значения 34 фабрики и завода и 26 различных артелей, где работало 63 328 рабочих и служащих.
С установлением новой немецкой власти в городе началось возрождение экономической жизни. В первую очередь оккупанты взялись за промышленность города, тем более что многие заводы переориентировались на военное производство в интересах захватчиков. Так, в городе было объявлено, что все рабочие должны вернуться на свои места и приступить к восстановлению производства. Это касалось прежде всего тех, кто работал на предприятиях, которые обеспечивали город продовольствием хлебозаводе и городской бойне.
В Таганрогском районе всем колхозникам в срочном порядке предписывалось приступить к уборке оставшегося хлеба и овощей на колхозных полях.
В самое ближайшее время захватчики планировали восстановить водопровод и электроподстанцию.
Для установления точного количества трудоспособных жителей в ноябре 1941 года была проведена перепись населения. Она показала, что на тот момент в городе находилось 47 110 рабочих разных профессий. Из них на 1 февраля 1942 года работало на предприятиях и учреждениях города, а также по обслуживанию частей германского командования на постоянной и временной основе 15 тысяч человек. В то же время, по данным на 14 февраля 1942 года, в городе было зарегистрировано 14 460 безработных мужчин и женщин.
Обеспечением работой городского населения занимался отдел труда, а с 1942 года биржа труда. Она подчинялась немецким властям и выполняла распоряжения Хозяйственного штаба Восток (Виртшафтсштаба Ост) о трудовой повинности. Согласно данному распоряжению, все жители прифронтовой полосы в возрасте от 14 до 65 лет подлежали трудовой повинности. Все трудоспособные граждане должны были зарегистрироваться на бирже труда.
Жители города могли быть назначены на работу вне своего постоянного места жительства, а также за пределами фронтовой полосы.
За пределы города в основном отправляли тех, кто не имел семьи, либо если это были незаменимые специалисты.
При назначении на работу выдавалось удостоверение с пометкой о том, что указанное место работы является обязательным. Так, в объявлении от 23 марта 1942 года указывалось, что если работник не принимает предложенную ему отделом труда работу или оставляет место работы до её окончания, то местная комендатура будет подвергать аресту каждого саботажника и лишать его хлебной карточки.
Рабочим разрешалось покидать место работы лишь с согласия биржи труда. Без её разрешения работодатель не мог уволить работника самостоятельно. Если всё-таки работник самовольно оставлял место работы, то должен был немедленно уведомить об этом биржу труда. Также указывалось, что если работник трудился не по своей специальности, то по первому требованию оккупационных властей, в случае возникновения надобности с специалистах того или иного профиля, он должен был уволен и переведён на работу согласно своей профессии.
Для того, чтобы знать количество людей, работающих не по своему профилю, работодатель подавал на биржу труда списки таких работников, а также должен был известить биржу о количестве работников, которых могли перевести на работы вне города.
Немецкий порядок в идеале
Оплата труда для работающего населения производилась с учётом принципа производительности труда. Работы, которые не отвечали этой схеме, оплачивались по фиксированной ставке, определявшейся на местном уровне.
Для регулирования трудовых отношений между нанимателями и трудящимися бургомистром города было разработано Временное положение по вопросам труда. В соответствии с ним продолжительность рабочего дня для лиц умственного и физического труда устанавливалась в 8 часов 30 минут с получасовым перерывом. Для несовершеннолетних работников и рабочих на особо тяжёлых и вредных для здоровья производствах рабочий день устанавливался длительностью в шесть часов. В то же время каждое предприятие и учреждение могло разрабатывать правила внутреннего распорядка, а также утверждать нормы выработки, но обязательно согласовывать их с отделом труда и утверждать в бургомистерстве.
Выходном днём являлось воскресенье, в случае если в этот день рабочие и служащие выходили на работу, то он оплачивался в двойном размере, а выходной предоставлялся в любой другой день недели. Рабочий раз в году мог получить отпуск, предварительно проработав пять месяцев беспрерывно. Срок отпуска назначался не менее двух недель, в за время отдыха выплачивался средний заработок.
Временным положением о труде были предусмотрены социальные гарантии на случай утраты работником трудоспособности. Так, рабочие и служащие, по каким-либо причинам не имевшие возможности работать, сохраняли за собой место работы сроком не менее двух месяцев, после чего по решению врачебной комиссии срок продлевался ещё на месяц с оплатой 50 процентов от оклада или сотрудник переводился на временную инвалидность.
Как это было на самом деле
Но эти правила были в идеале. А на самом деле было всё иначе. В своём дневнике Н.Г. Саенко писал о том, что, несмотря на повреждённые руки, он ходил на работу, поскольку за пропуск его могли уволить и не заплатить заработную плату, а также отказать в выдаче положенных ему продуктов.
С весны 1942 года и до освобождения города через биржу труда начались отправки трудоспособного населения, в основном, молодёжи, на принудительные работы в Германию. Отправка производилась по заранее составленным спискам. Вывозились преимущественно незамужние женщины и холостые мужчины в возрасте от 17 до 45 лет, а также горожане, не нашедшие к этому времени постоянной работы.
Немецкое налогообложение
Помимо восстановления промышленности города, ещё одним направлением в экономической политике была организация системы налогообложения граждан. Этим занимался городской финансовый отдел, который начал свою работу с 3 ноября 1941 года. Первые два месяца оккупации налоговые инспекторы занимались взысканием недоимок с жителей города по налогам со строений, земельной ренты. Работники немецкого налогового отдела собирали недоимки путём подворного обхода.
Кроме этого, налоговым отделом было приказано всем оставшимся в городе организациям и предприятиям, начавшим свою работу, взимать с рабочих и служащих подоходный налог, культурный налог и военный налог. Сумма военного налога составляла 10 процентов оклада подоходного налога.
Кроме того, был введён промысловый налог (налог на патенты) с лиц, желавших открыть торговые или промышленные предприятия, а также заниматься кустарным промыслом.
Сумма промыслового налога была установлена на основе того, из какого помещения производилась торговля, а для предприятий и кустарных производств налог рассчитывался, исходя из количества наёмной силы.
Патент для открытия магазина с входом для покупателей на полгода стоил три тысячи рублей, за ларёк или киоск без входа для покупателей надо было заплатить 1500 рублей, за полгода 750 рублей, за торговлю со столов, лотков, корзин разрешение на год стоило 500 рублей.
Также продавались патенты на личные занятия с наймом рабочей силы. За открытие личного дела без наёмных рабочих надо было заплатить в год 500 рублей, а за полгода соответственно 250 рублей. За предприятие с работниками численностью до пяти человек патент стоит одну тысячу рублей, а от шести человек и выше две тысячи рублей.
Новые виды налогов
С января 1942 года взимались такие налоги, как подоходный, налог с товарооборота, налог со строений, земельная рента, промысловый налог, налог на получение наследства, ритуальные налоги, сборы, а также налоги на промышленные и торговые предприятия.
Подоходный налог взимался с зарплаты рабочих и служащих во всех предприятиях, учреждениях и организациях в размере 10 процентов с получаемой зарплаты. Необходимый минимум был установлен в 200 рублей. Таким образом, рабочий, получая в месяц 210 рублей, платил не 21 рубль налога, а только 10 рублей. Удержание данного налога производилось в конце месяца при выдаче второй части заработной платы. Помимо рабочих и служащих, подоходный налог взимался с кустарей и ремесленников, владельцев промышленных и торговых предприятий, а также с лиц свободных профессий по доходам от частной практики (врачей, адвокатов, преподавателей).
Налог с товарооборота взимался с валового оборота. Так, владельцы торговых предприятий платили четыре процента от своих доходов, а кустари и ремесленники уплачивали 2,5 процента от своего заработка.
Налог на строения платили все домовладельцы, независимо от того, сдаётся помещение в наём или нет. Размер налога составлял один процент от суммы страховой оценки собственности. Также его платили предприятия, учреждения и организации, состоявшие на хозрасчёте. С государственных и промышленных предприятий он взимался в размере 0,75 процента.
Земельная рента уплачивалась с застроенных или не застроенных земель, находившихся в пользовании учреждений, предприятий, организаций, а также частных лиц. Данный вид налога отменялся, если за пользование этими землями или возведение на них строений взималась арендная плата городским управлением.
Стоимость свидетельств на 1942 год
Горожане, занимавшиеся кустарным или ремесленным производством, владельцы частных промышленных и торговых предприятий обязаны были для осуществления своей деятельности выкупить немецкие промысловые свидетельства на 1942 год.
Стоимость свидетельства на торговые предприятия была следующая:
первый разряд магазины со входом для покупателей, три тысячи рублей;
второй разряд ларьки, киоски без входа для покупателей, 1500 рублей;
третий разряд торговля со столов, лотков, корзин, рук, 500 рублей.
Стоимость свидетельства на промышленные предприятия была следующая:
первый разряд с числом наёмных рабочих до пяти человек включительно, одна тысяча рублей;
второй разряд с числом наёмных рабочих свыше пяти человек и до 10 человек включительно, две тысячи рублей;
третий разряд с числом наёмных рабочих свыше 10 человек и до 20 человек включительно, четыре тысячи рублей;
четвёртый разряд с числом наёмных рабочих свыше 20 человек и до 40 человек включительно, шесть тысяч рублей;
пятый разряд с числом наёмных рабочих свыше 40 человек, 10 тысяч рублей.
Свидетельства на личные промысловые занятия выдавались частным лицам, занимавшимся единоличным кустарным промыслом или ремеслом, годовая стоимость которых составляла 500 рублей.
Данные расценки промыслового налога действовали до 15 августа 1942 года, после чего они были снижены. Так, за личные занятия без наёмной силы надо было уплатить 100 рублей, при привлечении работников до пяти человек 200 рублей, от шести до 10 человек 400 рублей, от 11 до 19 человек 800 рублей.
Ставки на патенты для торговых предприятий также были снижены. За содержание магазина с входом для покупателей надо было уплатить 1500 рублей, за ларьки и киоски 800 рублей, а за торговлю с лотка, стола, корзины взималось всего лишь 100 рублей.
Собачий налог, велосипедный и со зрелищ и кино
В Таганроге оккупационными властями взимались сборы с владельцев собак, независимо от их возраста и породы, а также с владельцев велосипедов.
Хозяева собак должны были платить 30 рублей в год за одну собаку.
Владельцы велосипедов должны были платить 50 рублей в год вне зависимости от того, пользуется он им или нет.
Был введён налог со зрелищ и кино . Налог со зрелищ взимался в размере 10 процентов от стоимости билета, а налог с кино составлял 30 процентов стоимости билета.
С 1 июля 1943 года ещё несколько налогов
Такая система налогообложения оставалась в городе до 1 июля 1943 года, после чего были внесены некоторые изменения. Например, в очередной раз корректировке подверглась стоимость патентов на личные занятия. Кроме этого, с 1 июля 1943 года был введён ряд новых налогов подушный налог, поземельный и налог от прибыли.
Для частного сектора были отменены патенты, а взамен их устанавливался промысловый налог в размере трёх процентов. Установленный минимум в уплате данного налога составлял 30 рублей.
Как формировался оккупационный городской бюджет
На основе собранных налогов и доходов от производства формировался городской бюджет. Он строился поквартально, рассматривался и утверждался бургомистром города, а со стороны оккупационных властей советником ортскоменданта. Все налоги, собиравшиеся на территории города, зачислялись в доход городского бюджета, с которого изымалось 30 процентов в пользу немецкой власти.
Расход финансов из бюджета по доходам и расходам проводился через городскую кассу, которая принимала все доходы и оплачивала расходы. Излишки средств городской кассы сдавались в хозяйственный банк города, который находился в ведении ортскоменданта. Кроме этого, имелся текущий счёт города, на котором находился предельный лимит в 30 000 рублей.
Расстрел за спекуляцию
С началом оккупации города рыночные цены на товары и продовольствие выросли в несколько раз.
По данным Государственного архива Ростовской области (Ф. Р-513. Оп.1. Д. 147), цена за одну пачку мыла в октябре 1941 года составляла 80 рублей, а через месяц, в ноябре её стоимость достигала 300 рублей. Стоимость одного килограмма жира увеличилась за это же время с 250 до 750-800 рублей, стоимость одного литра растительного масла с 240 до 480 рублей, одного килограмма мёда с 200 до 750 рублей, одного килограмма сахара с 350 до 700 рублей, одного килограмма картофеля с 35 до 70 рублей, одного литра молока с 30 до 75 рублей, стоимость 10 килограммов рыбы с 300 до 800 рублей.
Поэтому 10 декабря 1942 года был издан приказ местной комендатуры, в котором указывалось, что все продукты и товары первой необходимости должны продаваться по тем ценам, которые существовали в городе в октябре.
Также в приказе объявлялось о том, что мерой наказания для тех, кто будет продавать или покупать продукты дороже указанных цен или другими способами, будет расстрел.
Приказ распространялся как на город Таганрог, так и на близлежащие сельские районы: Таганрогский, Неклиновский, Фёдоровский и Будённовский.
В распоряжении №1 к приказу О спекуляции от 11 декабря 1941 года указывалось, что каждый взрослый гражданин должен в отсутствие поблизости полицейского самостоятельно задержать продавца в том случае, если он торгует по завышенным спекулятивным ценам. В случае, если гражданин отказывал полицейскому в помощи при задержании, то он сам наказывался принудительными работами сроком на один год.


