17 мая (по старому стилю) 1891 года – родился Константин Арцеулов.
Он родился в Ялте, в семье потомственного моряка. Учился в Морском корпусе. Отчисленный по состоянию здоровья юный Костя строит планеры, в 1910 году пытается поступить в Академию художеств, но как только в Петербурге открывается авиазавод Щетинина,поступает туда рабочим.Позже при заводе открылась школа пилотов и Арцеулов записался в нее. Летали в Гатчине. Самостоятельно Константин вылетел после… единственного проверочного полета. 7 сентября 1911 года окончил авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания “Гамаюн” (пилотский диплом N:45 Всесоюзного аэроклуба). Затем работал летчиком – инструктором. В 1912 году Арцеулова призвали на военную службу в кавалерию. Несмотря на нехватку в армии летчиков (к началу Первой мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов; недокомплект составлял 90 человек), ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию. Он был командирован в Севастопольскую школу авиации (на реке Каче), где сдал экзамен на получение диплома военного летчика. После школы был назначен в 18-й корпусный авиаотряд. В начале июня 1916 года совместно с Е. Н. Крутенем провел на московском заводе “Дукс” испытания отечественного истребителя “Моска”.С завода летчик отбыл в 8-й авиационный отряд истребителей, базировавшийся вблизи города Луцка. Там за короткий срок он провел более 20 успешных воздушных боев и уничтожил 18 вражеских самолетов. С начала 1916 года на русско – германском фронте началась тщательная подготовка к весеннему наступлению русской армии, которое вошло в историю Первой Мировой войны под названием Брусиловского прорыва. В этом авиации суждено было впервые в истории сыграть важную роль: обеспечить разведанными Генштаб. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских летчико в – асов Первой мировой войны, таких как А.Казаков, Е.Ерутень, В.Ткачев… Осенью 1916 года Управление воздушным флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. Он первый,кто смог использовать вхождение в “штопор” для усовершенствования воздушного боя. Вскоре русские военные летчики – ученики Арцеулова – стали применять “штопор” и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в “штопор”. Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу . Тогда отважные авиаторы выводили машину из “штопора” и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов. После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков (одним из его учеников был Валерий Чкалов), испытывал самолеты. В 1927 году К. К. Арцеулов переходит в Гражданскую авиацию, называемую “Добролет”, для выполнения очень сложных аэрофотосъемок на огромной территории страны. С 1927 по 1933 годы он ежегодно улетал на своем изрядно потрепанном “Юнкерсе-21” в далекие экспедиции в Пермь, где провел аэрофотосъемку для составления более точных карт Предуралья, а также в Западную Сибирь, Удмуртию. Проводил съемку в Курганской и Омской областях. Затем съемку в районе пролегания будущей трассы Турксиба, в Вахшской долине. Затем разведку ледовой обстановки в северной части Азовского моря и принимал участие в операции по спасению рыбаков с оторвавшейся льдины. Летчик высочайшего класса, летающий на самолетах 50 различных типов и имеющий свыше 6000 часов налета, он был полон сил и планов и неожиданно в какое-то одночасъе все рухнуло… В 1933 году Константин Арцеулов был репрессирован. В 1937 году полностью реабилитирован и освобожден. С того времени Арцеулов, внук всемирно известного художника И.К.Айвазовского, сам стал профессиональным художником. Много книг по истории авиации вышло с его рисунками. Был членом Союза художников СССР. Умер 18 марта 1980 года в Москве.
Он родился в Ялте, в семье потомственного моряка. Учился в Морском корпусе. Отчисленный по состоянию здоровья юный Костя строит планеры, в 1910 году пытается поступить в Академию художеств, но как только в Петербурге открывается авиазавод Щетинина,поступает туда рабочим.Позже при заводе открылась школа пилотов и Арцеулов записался в нее. Летали в Гатчине. Самостоятельно Константин вылетел после… единственного проверочного полета. 7 сентября 1911 года окончил авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания “Гамаюн” (пилотский диплом N:45 Всесоюзного аэроклуба). Затем работал летчиком – инструктором. В 1912 году Арцеулова призвали на военную службу в кавалерию. Несмотря на нехватку в армии летчиков (к началу Первой мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов; недокомплект составлял 90 человек), ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию. Он был командирован в Севастопольскую школу авиации (на реке Каче), где сдал экзамен на получение диплома военного летчика. После школы был назначен в 18-й корпусный авиаотряд. В начале июня 1916 года совместно с Е. Н. Крутенем провел на московском заводе “Дукс” испытания отечественного истребителя “Моска”.С завода летчик отбыл в 8-й авиационный отряд истребителей, базировавшийся вблизи города Луцка. Там за короткий срок он провел более 20 успешных воздушных боев и уничтожил 18 вражеских самолетов. С начала 1916 года на русско – германском фронте началась тщательная подготовка к весеннему наступлению русской армии, которое вошло в историю Первой Мировой войны под названием Брусиловского прорыва. В этом авиации суждено было впервые в истории сыграть важную роль: обеспечить разведанными Генштаб. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских летчико в – асов Первой мировой войны, таких как А.Казаков, Е.Ерутень, В.Ткачев… Осенью 1916 года Управление воздушным флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. Он первый,кто смог использовать вхождение в “штопор” для усовершенствования воздушного боя. Вскоре русские военные летчики – ученики Арцеулова – стали применять “штопор” и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в “штопор”. Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу . Тогда отважные авиаторы выводили машину из “штопора” и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов. После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков (одним из его учеников был Валерий Чкалов), испытывал самолеты. В 1927 году К. К. Арцеулов переходит в Гражданскую авиацию, называемую “Добролет”, для выполнения очень сложных аэрофотосъемок на огромной территории страны. С 1927 по 1933 годы он ежегодно улетал на своем изрядно потрепанном “Юнкерсе-21” в далекие экспедиции в Пермь, где провел аэрофотосъемку для составления более точных карт Предуралья, а также в Западную Сибирь, Удмуртию. Проводил съемку в Курганской и Омской областях. Затем съемку в районе пролегания будущей трассы Турксиба, в Вахшской долине. Затем разведку ледовой обстановки в северной части Азовского моря и принимал участие в операции по спасению рыбаков с оторвавшейся льдины. Летчик высочайшего класса, летающий на самолетах 50 различных типов и имеющий свыше 6000 часов налета, он был полон сил и планов и неожиданно в какое-то одночасъе все рухнуло… В 1933 году Константин Арцеулов был репрессирован. В 1937 году полностью реабилитирован и освобожден. С того времени Арцеулов, внук всемирно известного художника И.К.Айвазовского, сам стал профессиональным художником. Много книг по истории авиации вышло с его рисунками. Был членом Союза художников СССР. Умер 18 марта 1980 года в Москве.






