Крушение поезда около ст.Борки на Курско-Харьковско-Азовской ж.д. 17 октября 1888 г.

Поезд, на котором Император Александр III с семьей возвращался из поездки по Кавказу, двигаясь со скоростью 57 (по другим данным – 67) верст в час сошел с рельсов.
Поезд был составлен неправильно, его вес составлял 27630 пудов + 6000 пудов паровозы. Состав такого веса должен был двигаться со скоростью не более 28 верст в час. Два пассажирских паровоза не могли его стронуть с места, и в состав был поставлен один пассажирский и один грузовой паровоз, что было недопустимо. При движении с недопустимой для него скоростью грузовой паровоз расшил путь и весь поезд сошел с рельсов.
Примечательно, что еще за несколько месяцев до трагедии, начальник другой, Юго-Западной дороги, С.Ю.Витте (будущий Министр путей сообщения) предупреждал о недопустимости составления поезда такой схемы, такого веса и тем более движения его с такими большими скоростями)…

Погибло 28 чел, ранено 41.

“Ранним утром 17 октября 1888 года произошло событие, оставившее существенный след в истории. Прежде всего своими последствиями.

Царский поезд, направляйшийся с Крыма в Санкт-Петербург, проезжал по территории Харьковской губернии, и, в частности, по новопостроенному участку пути возле села Борки Змиевского уезда. Серия мощных толчков разделила жизнь пассажиров на „до” и „после”, а некоторые люди погибли, так и не успев понять, что же произошло. Вскоре выбравшегося из-под обломков вагона-столовой царя Александра III окружили приближенные и начали наперебой винить в крушении революционеров. Фраза монарха, прозвучавшая в ответ, была простой и поразительно правдивой: «Какие там революционеры! Воровать меньше надо!»

Участок железной дороги, ведущий к Харькову через Змиевской уезд, был сдан в эксплуатацию в 1886 году, и почти сразу заслужил сомнительную славу аварийного. Дело в том, что концессионеры, которые имели право контролировать его в течении 60 лет после строительства, были заинтересованы прежде всего в наибольшей прибыли, и в наименьших расходах на строительство и ремонт. Это стало причиной укладки некачественных шпал, плохого укрепления дамбы, в результате чего участок пути около Борок можно было проходить только на малых скоростях, учитывая еще и поворот на дороге. А опаздывающий на полтора часа царский поезд и без того уже задерживал массу чиновников и агентов государственной безопасности, поэтому шел с большим превышением допустимой скорости – 60-70 верст в час вместо положенных по инструкции 30-40. Огромный по протяженности – около 300 метров, поезд был таким же тяжелым (около 30000 пудов), и, кроме того, были нарушены много других требований техники безопасности. Обслуживающий персонал и многие должностные лица знали об этих проблемах, и представляли, чем это может грозить, но никто не хотел накликать на себе недовольство тех министров и высших чиновников, которые забирали себе и своей свите по полвагона, а то и по целому. Все делалось на «авось» – ездит же состав 10 лет, почему же и дальше не будет?
Катастрофа, произошедшая из-за ряда взаимосвязанных между собой причин, стала закономерным следствием халатного отношения к вопросам безопасности многих персон, включая министра путей сообщения, который сам ехал на неисправном вагоне. 21 погибший и 37 раненых (в основном, лакеи и прислуга) – вот та цена, в которую судьба оценила беспечность высших чиновников и воровство управителей железной дороги. Сейчас лишь могильный камень неподалеку от насыпи возле остановочной платформы «Спасов скит» напоминает о тех позабытых людях.
Император Александр III также заплатил слишком большую цену за разгильдяйство своего окружения. Почти чудом выжив в самой катастрофе, он умер 6 лет спустя – «благодаря» полученному психологическому стрессу и болезни почек, начавшейся из-за ушибов, полученных при крушении. Зато авария царского поезда имела косвенный позитив для Российской империи – мелкий чиновник Сергей Витте, активно вмешавшись в процесс расследования аварии, сделал себе отличную саморекламу в глазах императора. В недалеком будущем он получает возможность начать стремительную карьеру, и в ближайшем будущем проводит около десятка важных для империи реформ, реализация которых выводит государство в первую пятерку развитых стран мира”.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий