21 воздушная победа без единого поражения!
Достижения истребителей «Си Харриер» в Фолклендской войне вызывают искреннее удивление и восхищение. Британские летчики совершали свои подвиги над океаном, в 12 тыс. километров от родных берегов. Взлетая со скользких качающихся палуб авианосцев, в условиях численного превосходства противника в воздухе. Дозвуковые СВВП против сверхзвуковых аргентинских «Миражей»!
Счет 21:0
28 «Си Харриеров» из 800-й, 801-ой и 809-ой эскадрилий Королевских ВМС сокрушили аргентинскую авиацию, обеспечив британцам победу в конфликте!
Или мы что-либо упустили из виду?
Разгромленная эскадра
Потоплены:
— эсминец «Шеффилд»;
— эсминец «Ковентри»;
— фрегат «Ардент»;
— фрегат «Энтилоуп»;
— десантный корабль «Сэр Гэлахэд»;
— транспорт/вертолетоносец «Атлантик Конвейор»;
— десантный катер Foxtrot Four (из состава УДК HMS Fearless).
Повреждены:
— эсминец «Глазго» — 454-кг неразорвавшаяся бомба, застрявшая в машинном отделении;
— эсминец «Энтрим» — неразорвавшаяся бомба;
— эсминец «Глэморган» — ПКР «Экзосет» (единственный из списка, поврежденный огнем с берега);
— фрегат «Плимут» — четыре (!) неразорвавшиеся бомбы;
— фрегат «Аргонавт» — две неразорвавшиеся бомбы, «Аргонавт» был на волоске от гибели;
— фрегат «Элекрити» — неразорвавшаяся авиабомба;
— фрегат «Эрроу» — поврежден огнем авиационных пушек;
— фрегат «Броудсворд» — пробит насквозь неразорвавшейся бомбой;
— фрегат «Бриллиант» — расстрелян «Даггерами» с бреющего полета;
— десантный корабль «Сэр Ланселот» — 454 кг неразорвавшаяся бомба;
— десантный корабль «Сэр Тристрам» — поврежден бомбами, полностью выгорел, эвакуирован на полупогруженной платформе;
— десантный корабль «Сэр Бедивер» — неразорвавшаяся авиабомба;
— флотский заправщик «Бритиш Уэй» — неразорвавшаяся авиабомба;
— транспорт «Стромнесс» — неразорвавшаяся авиабомба.
Очевидно, что «Си Харриеры» провалили задачу по воздушному прикрытию кораблей. Аргентинским пилотам удалось разбомбить треть эскадры. Если бы все бомбы взорвались, Фолклендские острова сейчас бы назывались Мальвинскими.
Из 8 эсминцев было выбито 5. Из 15 фрегатов — 8. Из 8 десантных кораблей и УДК было потоплено и повреждено 4. Многие корабли попадали под удары неоднократно.
Перед тем, как быть разбомбленным, «Аргонавт» подвергся нападению аргентинских учебно-боевых «Эйрмакки», продырявивших фрегату всю надстройку.
«Сэр Гэлахэд» мог погибнуть еще на подходе к островам: в его корпусе застряла 454-кг бомба, сброшенная штурмовиками A-4 «Скайхок». Если бы бомба сработала в штатном режиме на переполненном десантниками корабле, англичане могли разом лишиться батальона морской пехоты. К счастью, судьба оказалась благосклонна: «Сэр Гэлахэд» был потоплен позже, у самого берега. Погибло 48 человек.
Летчики ВВС и ВМС Аргентины атаковали корабли свободнопадающими бомбами, запускали в них ПКР, расстреливали несчастные лоханки с бреющего полета. Будто никогда не слышали о La Muerte Negra — истребителях «Си Харриер», одержавших 21 воздушную победу без единого поражения!
Как сочетаются победные реляции британских асов с двадцатью разбомбленными кораблями?
Аргентинцы называли Си Харриеры «черной смертью» — и одновременно, словно не замечая опасности, атаковали со всех сторон вражеские корабли. Британским морякам крепко повезло, что 80% попавших в цель аргентинских бомб не взорвались.
Любопытно, что бомбы были Mk.80 — производства США.
Секреты успеха Харриеров
Список воздушных побед британских СВВП выглядит следующим образом:
— 9 истребителей-бомбардировщиков «Даггер»;
— 8 штурмовиков A-4 «Скайхок»;
— 1 истребитель «Мираж III»;
— 1 бомбардировщик «Канберра»;
— 1 поршневой штурмовик «Пукара»;
— 1 военно-транспортный С-130 «Геркулес».
Также в трофеи «Си Харриеров» можно записать одну победу боевым маневрированием над вертолетом, а также 1 «Пукару» и 2 аргентинских вертолета, уничтоженных на земле.
Сами англичане также понесли потери: два «Си Хариера» были сбиты огнем ПВО, три разбились по небоевым причинам, еще один соскользнул за борт в штормовую погоду.
Также в конфликте принимали участие 10 «Харриеров» наземного базирования из состава Королевских ВВС. Ввиду отсутствия радара они не участвовали в воздушных боях и применялись исключительно в качестве средства огневой поддержки. Из 10 самолетов было потеряно четыре: 3 сбиты огнем ПВО, 1 разбился по небоевой причине.
Разбор полетов
Миф о «сверхзвуковых Миражах» несколько преувеличен — среди трофеев «Си Харриеров» всего один истребитель Mirage III. Об остальных следует рассказать подробнее.
Истребитель-бомбардировщик «Даггер» — бывш. IAI Nesher, израильская нелицензионная копия «Миража-5». Дешевый «ударный» самолет для действий в светлое время суток, в условиях ясного неба Палестины. К концу 1970-х «Нешеры» были сняты с вооружения и проданы в Аргентину под обозначением Dagger.
Главным недостатком «Даггеров» было отсутствие радара. В условиях Южной Атлантики (штормовая погода, плохая видимость, «неистовые 50-е») вести воздушный бой без РЛС было весьма проблематично. В результате, «Даггеры» становились легкой добычей истребителей противника.
Хуже того, они не имели системы дозаправки в воздухе и были вынуждены нести с собой максимальный запас топлива. Ни о каком «сверхзвуке» речи быть не могло — перегруженные бомбами и ПТБ, «Даггеры» в крейсерском режиме выходили к побережью о. Зап. Фолкленд для проверки своих инерциальных навигационных систем. Там их и поджидала La Muerte Negra — боевые воздушные патрули британских «Си Харриеров».
Пока британские асы набивали себе счета, гоняясь за беспомощными «Даггерами», другие аргентинские самолеты, специализированные морские штурмовики A-4 Skyhawk, делали 500-километровый «крюк» и выходили во фланг основным силам британской эскадры. И начиналось побоище.
«Скайхок» — легкая дозвуковая машина авианосного базирования, оснащенная системой дозаправки в полете, благодаря чему A-4 мог без проблем действовать на любом удаленном ТВД. Не в пример американским бомбам, «Скайхок» показал себя надежной и неприхотливой машиной — именно эти самолеты нанесли основной ущерб британской эскадре. Отмечалась простота и высокая живучесть штурмовика. Очень пригодился посадочный гак при полетах с обледенелой ВПП авиабазы Рио-Гранде.
Известен случай посадки поврежденного A-4. Самолет самостоятельно коснулся полосы и, прокатившись заданное расстояние, остановился. Увы, его пилоту повезло меньше: перед самой посадкой у летчика сдали нервы, он рванул рычаг катапульты и при ударе о бетонку получил травмы, несовместимые с жизнью.
«Скайхоки» смело летели вперед, в открытый океан — пробивая крылом низкую облачность, сквозь дождевые и снежные заряды. В расчетной точке их поджидал танкер — единственный действующий КС-130 ВВС Аргентины. Проведя дозаправку, группа отправлялась на поиск противника, на удаление свыше 1000 км от берега. Главной проблемой было обнаружить британские корабли без помощи радаров и современных ПНК. Удивительно, но в столь экстремальных условиях аргентинским пилотам удалось добиться огромных успехов.
На обратном пути нужно было вновь отыскать танкер, иначе самолет упадет с пустыми баками в океан. Никакой страховки пилотам не полагалось — потерпевший крушение оказывался один на один с горькой стылой стихией, без единого шанса на спасение. Британские «Си Харриеры» обстреливали любой буксир, отправленный на поиски пропавших летчиков.
Аргентина дала миру не только первоклассных футболистов и гонщиков «Формулы 1», но и мужественных пилотов боевой авиации. Летчики ВВС Аргентины подлетали в упор к кораблям, оснащенным современными ЗРК. Их не смогли остановить ни огонь зениток, ни хваленые «Си Харриеры».
Несмотря на проигрыш в войне, пилоты стали национальными героями. Они сделали все возможное и невозможное для победы, но удача оказалась не на их стороне. 80% бомб не взорвались.
«Скайхоки» понесли тяжелые потери: 22 самолета не вернулись назад в Рио-Гранде. 10 стали жертвами средств ПВО кораблей. 8 сбили «Си Харриеры». 1 был сбит «дружественным огнем». Еще три бесследно сгинули на просторах океана.
Подробный рассказ об Инглиш Электрик «Канберра» и штурмовиках «Пукара» можно опустить: старый бомбардировщик и турбовинтовые штурмовики, базировавшиеся на Фолклендских о-вах, не могли представлять угрозы для «Си Харриера». При встрече они становились легкой добычей британцев.
Показателен случай перехвата «Геркулеса» (четырехмоторный военно-транспортный самолет, аналог Ан-12). «Си Харриер» выпустил по нему две ракеты, но «Геркулес», натужно гудя тремя оставшимися моторами, продолжал тянуть в сторону аргентинского берега. Тогда «Си Харриер» приблизился, и всадил в него в упор 240 снарядов — весь боекомплект бортовых пушек. Пылающие обломки «Геркулеса» рухнули в волны.
Единственная достойная победа британских пилотов — аргентинский «Мираж III», сбитый 1 мая 1982 года. Впрочем, и здесь у «Си Харриера» было 2 объективных преимущества.
Как и все «Миражи», сбитый аргентинский истребитель не имел системы дозаправки и был перегружен топливом. Наличие ПТБ накладывало ограничения на маневрирование и полеты на высоких сверхзвуковых скоростях.
Во-вторых, ввиду лучшего финансового положения британских вооруженных сил «Си Харриеры» были оснащены ракетами с всеракурсной головкой самонаведения — «Сайдуиндером» модификации AIM-9L. Увы, аргентинцы ничего подобного не имели. Все это давало пилотам «Си Харриеров» значительное преимущество в воздушном бою.
Кроме вышеописанного случая, «Си Харриерам» более не удалось встретиться с истребителями «Мираж III» — все они были отозваны для защиты неба над Буэнос-Айресом.
Итоги и выводы
Все что связано с Фолклендской войной, пронизано известной долей иронии. Конфликт двух не слишком обеспеченных держав на краю Земли — импровизация, экспромты, неожиданные тактические решения. Летающая рухлядь Аргентины против ржавых лоханок Её Величества.
Все это действительно смешно.
О состоянии аргентинской авиации хорошо говорит тот факт, что слежение за морской обстановкой было поручено самолету P-2 «Нептун» конструкции 1945 года. Когда тот развалился от дряхлости, над океаном стали гонять пассажирский «Боинг-707».
Интенсивность боевых вылетов аргентинской авиации ввиду удаленности ТВД и наличия единственного летающего заправщика была невелика. Но главной проблемой ВВС Аргентины были бомбы. В чем причина столь низкой надежности? На этот счет мнение источников расходится. По одним данным, повлияла малая высота сброса — взрыватели просто не успевали встать на боевой взвод. Согласно другой версии — все дело в 30-летнем хранении на складе без должного обслуживания. Третья конспирологическая версия гласит, что экспортное американское оружие не будет взрываться априори (что, впрочем, опровергается успехом штурмовиков «Скайхок»).
Но одно известно точно — бомбы не взрывались.
Примечательно, что боевое ядро аргентинской авиации — действительно современные истребители-бомбардировщики французского производства «Супер Этандар» (со сверхзвуковой скоростью полета, радарами, системой дозаправки и ПКР воздушного базирования) — потерь не имели. Они стрелой мчались над океаном, вычисляли радаром местоположение вражеских сил — и запускали ракеты, не входя в зону действия ПВО англичан. Пилоты «Си Харриеров» лишь растеряно разводили руками: «Супер Этандар» — это не подслеповатый «Даггер» или неуклюжий штурмовик «Скайхок».
У аргентинцев имелось всего пять действующих «Супер Этандаров» и к ним комплект из шести ПКР «Экзосет». Этого хватило, чтобы без потерь со своей стороны уничтожить эсминец «Шеффилд» и эрзац-вертолетоносец «Атлантик Конвейор». Страшно представить, каков бы был исход войны, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этандаров» и полный комплект из 24 противокорабельных ракет.
Исходя из перечисленных фактов, британским «вертикалкам» пришлось действовать в исключительно благоприятных условиях против устаревшей авиатехники ВВС Аргентины. Однако даже «фора» в виде наличия радаров и ракет AIM-9L не помогла защитить эскадру от налетов дозвуковых «Скайхоков». Почти три десятка СВВП бесполезно метались над океаном, не в силах перехватить редкие группы аргентинских самолетов.
Дошло до того, что авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл» вообще не смогли приблизиться к островам. Англичане не питали иллюзий по поводу истребительных качеств «Си Харриеров». И хорошо понимали, что ожидает авианосцы, если на их палубу упадет хоть одна маленькая бомба. Потому район боевого маневрирования авианосцев располагался в 150 милях северо-восточнее Фолклендов, вне радиуса действия аргентинской авиации. Именно поэтому их нет в списках потерь.
Все это еще более затруднило работу «Си Харриеров». Оказывать с такого расстояния эффективное воздушное прикрытие оказалось невозможным. Истребителям не хватало топлива. В это время аргентинская авиация продолжала громить основные силы эскадры, пытавшиеся высадить десант на островах.
В годы Великой Отечественной наши деды и прадеды оставались без наград, если в ходе боевого вылета группа эскортируемых бомбардировщиков несла потери от действий вражеской истребительной авиации. И не важно, сколько было сбито «Мессеров» — ведь главная задача провалена, бомбардировщики не донесли свои бомбы до цели. Очень показательный пример.
Фолклендский триумф «Си Харриера» на деле являлся катастрофой. Британская эскадра едва не погибла под ударами с воздуха. Стоимость одного потопленного эсминца превышала стоимость всех сбитых «Си Харриерами» самолетов противника. О каком успехе может вообще идти речь?
Война на окраине Земли отчетливо показала, что даже такой «продвинутый» СВВП, как «Си Харриер», оказался совершенно неэффективен при встрече с классической реактивной авиацией тоже периода.
По материалам http://artofwar.ru