Линкор “Императрица Мария”

imper_mariyaВы можете найти информацию по интересующим Вас событиям, кораблям и людям. Архив Журнал “Наука и жизнь” 11 за 2007 год опубликовал статью О. Бар-Бирюкова “Катастрофа, затерявшаяся во времени. ” о гибели в октябре 1916 года в Севастополе линкора “Императрица Мария”.

Привожу краткое изложение этой статьи. В октябре 1916 года Россию потрясло известие о гибели в Севастопольской гавани новейшего линейного корабля – “Императрица Мария”. Подлинная история этой катастрофы до недавних пор была окутана тайной, но лишь сравнительно недавно появились сведения, позволяющие понять ее причины. Совсем недавно сотрудники Центрального архива ФСБ России А.Черепков и А. Шишкин разыскали и опубликовали в “Московском сборнике” часть следственных материалов по делу группы немецких шпионов во главе с В. Верманом. Документы подтверждают, что в 1933 году в Николаеве была разоблачена группа шпионов, которая с 1907 года работала на Германию.

Правда, прямых доказательств ее участия в подрыве “Императрицы Марии” исследователи пока не нашли. В группу входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева, некто Матвеев), а главное- инженеры верфи Шеффер, Липке, Феоктистов и электротехник Сгибнев. В начале тридцатых годов некоторые члены шпионской группы были арестованы. В ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре “Императрица Мария”.

Непосредственные исполнители акции- Феоктистов, Сгибнев и Верман- должны были получить за нее от Германии по 80 тысяч рублей золотом, а шеф группы, Верман, к тому же еще и Железный крест. Дорогие друзья. “Гладкоствольная артиллерия Российского флота”. В ней дается описание всех морских гладкоствольных орудий с чертежами и размерами.

Книга предназначена для любителей истории флота и судомоделистов. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Более подробно об этой книге Вы можете прочитать и посмотреть видеопрезентацию Уроженец города Херсона Виктор Эдуардович Верман- сын выходца из Германии Эдуарда Вермана- получил образование в Германии и Швейцарии. Он стал инженером кораблестроительного завода “Россуд”.

Шпионской работой я стал заниматься в 1908 году в Николаеве, работая на заводе “Наваль”, в отделе морских машин, заявил на допросе В. Верман. После объявления войны- в июле 1914 года руководство всей немецкой разведсетью на юге России- в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе- было возложено на Вермана. Члены группы имели право работать на строившихся кораблях.

Электротехник Сгибнев, например, отвечал за установку электрооборудования на военных кораблях, в том числе и на “Императрице Марии”. Вспомним, однако, трагическое утро 7 (20) октября 1916 года. В городе-крепости Севастополе оно начиналось вроде бы обычно. Среди больших кораблей, стоявших 7 октября на якорях и бочках в акватории севастопольского внутреннего рейда, выделялись своими размерами и мощью вооружения два новейших линейных корабля (они стояли дальше других от входа в гавань).

Один из них “Императрица Мария” накануне возвратился после многодневного плавания. Командиром линкора был капитан 1 ранга Кузнецов. Примерно в 6 часов 15 минут утра раздался звук мощного взрыва. Над носовой частью “Императрицы Марии” высоко вверх поднялся зловещий, черный столб дыма.

Со стоявших поблизости линкоров “Екатерина Великая” и “Евстафий” было хорошо видно, что в районе первой артиллерийской башни главного калибра, фок-мачты и передней дымовой трубы, образовалась огромная дымящаяся впадина. Ее края, охваченные пламенем, почти касались поверхности воды. Вскоре огонь перекинулся на надстройки и в места, где размещались казематы орудий противоминного калибра. Последовала серия новых взрывов, поднявшая в воздух огненный фейерверк из множества пылавших лент зарядного пороха.

Командир корабля приказал открыть кингстоны и затопить артиллерийские погреба уцелевших башен главного калибра. Старпом, капитан 2 ранга Городыский, и другие офицеры линкора пытались организовать тушение многочисленных очагов пожара. Моряки бесстрашно сбивали огонь брезентовыми чехлами, кусками парусины, шинелями и бушлатами. Но это мало помогало.

Взрывами меньшей мощности и сильным ветром горящие ленты зарядного пороха разносились по кораблю, вызывая все новые взрывы и очаги пожаров. К линкору уже шли портовые буксиры и пожарные катера, а с “Евстафия”- моторные и гребные шлюпки для спасения тех, кто оказался за бортом, в воде, местами охваченной пламенем из-за разлившейся нефти. После очередного, особенно мощного взрыва линкор стал стремительно заваливаться на правый борт. Затем резко перевернулся вверх килем и через какое-то время ушел под воду.

Трагедия заняла менее часа. Вместе с кораблем погибли один офицер, два кондуктора (старшины) и 149 человек нижних чинов- так сказано в официальных сообщениях. Вскоре от ранений и ожогов скончались еще 64 человека. Всего жертвами катастрофы оказались более 300 человек.

На следующий день в Севастополь выехали две комиссии- техническая и следственная. Председателем их был назначен адмирал Н. М. Яковлев (член Адмиралтейского совета, бывший командир эскадренного броненосца “Петропавловск”, подорвавшегося на японских минах в 1904 году).

Одним из членов технической комиссии стал генерал по поручениям при морском министре академик А. Н. Крылов, проектировавший и участвовавший в строительстве “Императрицы Марии”. В отчете комиссии отмечалось: “Причиной взрыва послужил пожар, возникший в носовом зарядном артиллерийском погребе главного калибра линкора, в результате возгорания картузного 305-мм порохового заряда, повлекшего за собой взрыв нескольких сот зарядов и снарядов главного калибра, находившихся в носовых погребах.

Что в свою очередь привело к пожарам и взрывам боеприпасов, хранившихся в погребах и кранцах первых выстрелов для 130-мм орудий противоминного калибра и боевых зарядных отделений торпед. В результате- разрушена значительная часть корпуса линкора, в том числе и бортовая обшивка. Вода стала заливать его внутренние помещения, вызывая крен на правый борт и дифферент на нос, резко возросшие после экстренного затопления остальных арт. погребов главного калибра.

Корабль, имея большие разрушения носовых палуб и водонепроницаемых переборок, принял много забортной воды, потерял остойчивость, перевернулся и затонул”. Рассмотрев вероятные причины возникновения пожара в артиллерийском погребе, комиссия остановилась на трех наиболее достоверных: самовозгорание пороха заряда; небрежность в обращении с огнем или с самим порохом; злой умысел. Самовозгорание пороха и небрежность в обращении с огнем и порохом были признаны маловероятными. В то же время отмечалось, что “на линкоре имелись существенные отступления от уставных требований в отношении доступа в артпогреба. В частности- многие люки башни не имели замков. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов. Пофамильная проверка мастеровых не производилась”.

Поэтому комиссия не исключала вероятности “злого умысла”. Вскоре грянули революционные события, и все документы расследования отправили в архив: дальнейшим поиском причин пожара на линкоре новые власти страны заниматься не стали. И вся эта темная история словно бы канула в Лету. Пережив интервенцию и Гражданскую войну, Верман осел в Николаеве и продолжил работу на Германию вплоть до ареста.

Следствие по делу арестованных в Николаеве немецких агентов завершилось в 1934 году. Вермана “выдворили” за пределы СССР, а членов его группы сослали в лагеря. Недавно стало известно, что все лица, проходившие в 1933-1934 годах по следствию ОГПУ Украины в Николаеве, в 1989 году были реабилитированы. Это коснулось и людей, занимавшихся с 1907 года разведкой в пользу Германии.

Вот таким оказалось понимание справедливости по отношению к черноморским морякам. Моряки, погибшие при взрыве на линкоре “Императрица Мария”, умершие от ран и ожогов в госпиталях, были похоронены в Севастополе (в основном на старом Михайловском кладбище). Вскоре в память о катастрофе и ее жертвах на бульваре Корабельной стороны города соорудили памятный знак- Георгиевский крест (по одним сведениям- бронзовый, по другим- каменный из местного белого инкерманского камня). Он уцелел даже в годы Великой Отечественной войны и простоял до начала 50-х годов. А потом был снесен. Не пора ли вспомнить о гибели линкора “Императрица Мария” и всех трагически тогда погибших. Это общий долг России и Украины перед нашими предками. Обратите внимание: во всех материалах сайта даты, названия географических пунктов и организаций приводятся так, как это было принято во время описываемых событий.
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий