Место гибели линкора императрица мария

Место гибели линкора императрица мария

Утро 7 (20) октября 1916 года в городе-крепости Севастополе начиналось вроде бы обычно. У причалов и на внутреннем рейде стояли боевые корабли и вспомогательные суда. С акватории гавани доносилась разноголосица звучных корабельных сигналов, оповещавших экипажи о побудке. Начинался очередной день флотской службы.

Моряки снимали с убиравшихся на день стоек подвесные парусиновые койки, связывали и укладывали их в ряды на рундуках (шкафчиках) в кубриках и, совершив утренний туалет, выстраивались на шканцах кораблей (наиболее почетном месте в корме) на утреннюю поверку и молитву. В 8 часов происходил традиционный для русских военных моряков утренний ритуал подъем корабельного флага (при закате солнца совершался схожий с ним вечерний, со спуском флага). Когда в Севастополь пришли первые два из четырех заложенных в Николаеве мощных, скоростных линейных кораблей Императрица Мария и Императрица Екатерина Великая, баланс военно-морских сил на Черном море между Россией и противостоявшей ей Турцией изменился в пользу первой. Среди больших кораблей, стоявших 7 октября на якорях и бочках в акватории севастопольского внутреннего рейда, выделялись своими размерами и мощью вооружения два новейших линейных корабля (они стояли дальше других от входа в гавань).

На одном из них, Императрице Марии, накануне возвратившемся после многодневного плавания, в то утро не раздались в обычное время сигналы побудки. Командир линкора, капитан 1 ранга Кузнецов, распорядился перенести ее на час позже, чтобы дать экипажу отдохнуть после напряженных авральных работ, закончившихся далеко за полночь: сразу с двух барж шла перегрузка на корабль тысячи тонн каменного угля. Примерно в 6 часов 15 минут утра жители прибрежной части Севастополя и экипажи кораблей, стоявших у причалов, пирсов и на якорях в Северной и Южной бухтах гавани, услышали громоподобный звук мощного взрыва. Он донесся с той стороны, где находились новые линкоры.

Над носовой частью “Императрицы Марии” высоко вверх поднялся зловещий, черный столб дыма. Со стоявших поблизости линкоров Екатерина Великая и Евстафий было хорошо видно: на том месте корпуса Императрицы Марии,где находились первая артиллерийская башня главного калибра, фок-мачта с боевой рубкой и передняя дымовая труба, образовалась огромная дымящаяся впадина. Ее края, охваченные пламенем, почти касались поверхности воды. Вскоре огонь перекинулся на краску надстроек и парусиновые покрытия шкафута и юта, а по ним и в места, где размещались казематы орудий противоминного калибра.

Последовала серия новых взрывов, поднявшая в воздух огненный фейерверк из множества пылавших лент зарядного пороха, разлетевшихся вокруг. Сигнальщикам соседних кораблей с высоты мостиков мачт было видно, как по верхней палубе горевшего линкора метались обожженные и охваченные огнем люди, в разных ее местах лежали погибшие и раненые. Полураздетые офицеры линкора, командир корабля (приказавший, как требовал Корабельный устав, открыть кингстоны и затопить артиллерийские погреба уцелевших башен главного калибра) и помогавший ему старпом, капитан 2 ранга Городыский, пытались организовать тушение многочисленных очагов пожара с помощью подручных средств. Моряки бесстрашно сбивали огонь брезентовыми чехлами, кусками парусины, шинелями и бушлатами.

Но это мало помогало. Взрывами меньшей мощности и сильным ветром горящие ленты зарядного пороха разносились по кораблю, вызывая все новые взрывы и очаги пожаров. О случившемся на новом линкоре незамедлительно доложили командующему Черноморским флотом вице-адмиралу А. В, Колчаку (он недавно принял эту должность у адмирала А.

А. Эбергарда, переведенного в Петроград и ставшего членом Государственного совета). Последовал приказ базовым судам и соседним кораблям незамедлительно оказать помощь подорванному линкору. К нему уже шли портовые буксиры и пожарные катера, а с Евстафия моторные и гребные буксиры и шлюпки для спасения тех, кто оказался за бортом, в воде, местами охваченной пламенем из-за разлившейся нефти.

На горящий, обесточенный, кренившийся на правый борт корабль, на котором продолжались взрывы меньшей силы, на катере прибыл командующий флотом. Но его присутствие на борту в такой ситуации уже ничем не могло помочь. После очередного, особенно мощного взрыва агонизирующий линкор при резко возросшем дифференте на нос стал стремительно заваливаться на правый борт. Затем резко перевернулся вверх килем и через какое-то время ушел под воду.

Трагедия заняла менее часа. Вместе с кораблем погибли: инженер-механик (офицер), два кондуктора (старшины) и 149 человек нижних чинов так сказано в официальных сообщениях. Вскоре от ранений и ожогов скончались еще 64 человека. Всего жертвами катастрофы оказались более 300 человек.

Десятки людей после взрыва и пожара на Императрице Марии стали калеками. Их могло оказаться намного больше, если бы в момент взрыва, произошедшего в носовой башне линкора, его экипаж не стоял на молитве в корме корабля. Многие офицеры и сверхсрочники находились в береговом увольнении до утреннего подъема флага и это спасло им жизнь.

Статья взята с: http://wikimapia.org

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий