Мичман с крейсера “Варяг”

Николай Иванович Черниловский-Сокол родился 27 августа 1881 года в семье офицера, происходившего из потомственных дворян Киевской губернии. Отец его, Иван Семенович, окончив Николаевское инженерное училище и Петербургский электротехнический институт, служил офицером 6-го саперного батальона, участвовал в нескольких экспедициях по освоению Сибири [I].
Николай Иванович в 14 лет был зачислен в Морской Кадетский корпус, в котором успешно учился и окончил с отличием в 1901 году. В чине мичмана был распределен в 11-й флотский экипаж Балтийского флота, а через два месяца, 19 июля, приказом Главного Командира Кронштадтского порта назначен в заграничное плавание в должности ревизора на новый крейсер “Варяг” [2]. Пройдя через три океана, крейсер весной 1902 года прибыл в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. В конце года на крейсер были назначены новый командир капитан I ранга В. Ф. Руднев и старший офицер В. В. Степанов, на долю которых выпала сложная задача – за короткий срок добиться слаженности команды в выполнении боевых задач. Зима 1903 года прошла в учебных походах, артиллерийских стрельбах и прочих боевых упражнениях. Большую часть времени крейсер находился в море, посещая порты Кореи, Японии и Китая и поддерживая связь с дипломатической миссией.
К лету 1903 года “Варяг” стал завоевывать один за другим призы за артиллерийскую стрельбу, за быструю постановку на якорь и снятие с него, за успехи гребцов и другие.
Было понятно, что война уже на пороге. Это подтвердил поход крейсера в Чемульпо во второй половине года – моряки увидели большое количество японцев явно военной выправки, наводнивших Корею, собранное в порту большое количество плавучих средств для высадки десанта с судов. С этими сведениями “Варяг” вернулся 23 декабря в Порт-Артур, но 28 декабря снова ушел в Чемульпо в качестве старшего стационера, и новый 1904 год встречал в корейском порту.
24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. В тот же день командующий военно-морскими силами Японии адмирал Того поставил задачу начальнику 4-го боевого отряда контр-адмиралу Уриу атаковать силами 9-го и 14-го отрядов миноносцев и броненосных крейсеров русские страционеры в Чемульпо и прикрыть высадку десанта в порту.
27 января японская эскадра блокировала порт и, чтобы от обстрела не пострадали иностранные стационеры и порт, капитан I ранга Руднев вывел в 11.10 крейсер и канонерскую лодку “Кореец” из бухты. По приказу командира мичман Черниловский-Сокол подготовил крейсер к взрыву. Артиллерия была подготовлена к бою, в 11.45 прозвучал первый японский выстрел. Силы были явно не равны, но на сигнал “сдаться” ответа не последовало. С японской стороны в бою участвовало 6 крейсеров и 8 миноносцев с 181 орудием и 46 торпедными аппаратами (против русских 34 орудий и 6 аппаратов). К концу часового боя на крейсере вышло из строя рулевое управление, было повреждено 15% артиллерии, убит 31 член команды, ранено 38% экипажа. На японской эскадре убито свыше 30 человек, утонул от прямого попадания миноносец, другой получил тяжелое повреждение. Три крейсера с тяжелыми повреждениями были вынуждены уйти на ремонт в Сосебо, по пути крейсер “Такачихо” затонул.
Вернувшийся в Чепульпо крейсер “Варяг” по единогласному решению военного совета был затоплен, а команда перешла на иностранные стационеры. Из Китая на иностранных пароходах офицеры и матросы крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” были доставлены в Одессу. По пути следования во всех портах моряков встречали как героев, в дороге офицеры узнали о награждении их орденами Св. Георгия 4 степени [З].
Среди них и двадцатитрехлетний мичман Николай Черниловский-Сокол, под руководством которого среди разрывов японских снарядов матросы боролись с многочисленными пожарами. Из Одессы команды на пароходе “Святой Николай” отправились в Севастополь, который 9 апреля встречал героев салютом с эскадры. На следующий день на специальном поезде из 18 спальных вагонов офицеры и матросы выехали в Петербург. И опять торжественные встречи, обеды, награда серебряной медалью на ленте с изображением Андреевского флага в память подвига “Варяга” и “Корейца” [4]. В марте-сентябре мичман служил на различных судах в Кронштадте, затем был зачислен слушателем в минный офицерский класс, который окончил в апреле 1905 года с зачислением в минные офицеры 2-го разряда [5]. В этом же месяце был произведен в лейтенанты [б].
После поражения Росси упал престиж армии и флота в глазах молодежи. В учебных заведениях требовались молодые офицеры-воспитатели, отличившиеся на фронте. В сентябре 1906 года Георгиевский кавалер Черниловский-Сокол был прикомандирован к Морскому кадетскому корпусу, а через год назначен младшим отделенным начальником корпуса [7].
В Санкт-Петербурге Николай Иванович женился на Людмиле Николаевне Воеводской, дочери государственного секретаря Его Императорского Величества Николая Аркадьевича Воеводского (сына племянника П. С. Нахимова) и баронессы Марии Вячеславовны Штейнгель [8]. Служба в Морском кадетском корпусе шла успешно, “за отличие по службе” ему было присвоено звание старшего лейтенанта (1910) и капитана II ранга (1913), в 1911 году Черниловский-Сокол назначен старшим отделенным начальником [9]. В 1912 году его постигло несчастье – умерла жена Людмила Николаевна. Через несколько месяцев он женился на ее сестре – Марии Николаевне Воеводской. Приближалась новая война. Его боевые товарищи были разбросаны по разным флотам: Е. А. Беренс служил в Морском Генеральном Штабе, а с апреля 1914 года командовал крейсером “Адмирал Невельский” (капитан II ранга); В. А. Балк 3-й, служивший флаг-офицером Штаба Крейсерской бригады Балтийского флота, в марте 1914 года назначен начальником оперативной части Штаба командующего Сибирской флотилией; (капитан II ранга П. Н. Губонин 1-й служил страшим офицером канонерской лодки “Бобр” (старший лейтенант); С. В. Зарубаев в чине капитана I ранга командовал эскадренным миноносцем “Страшный”; С. С. Спиридонов служил инженер-механиком на кораблях 1-го Балтийского флотского экипажа (капитан II ранга) [10]. 14 апреля 1914 года капитан II ранга Н. И. Черниловский-Сокол был переведен в Черноморский флот и назначен старшим офицером крейсера “Кагул” [II]. Так ровно через десять лет он снова прибыл в Севастополь, где встретил офицеров “Варяга”. Бывший старший офицер крейсера В. В. Степанов 1-й, командовавший с 1907 года разными судами Черноморского флота, с 1912 года служил флагманским лейтенантом Штаба Командующего флотом, Н. В. Зорин – старшим инженер-механиком канонерской лодки “Уралец” [12].
Первая мировая война началась на Черном море 29 октября 1914 года, когда турецкие корабли внезапно атаковали основные базы флота и поставили мины перед входом на Севастопольский рейд и в Керченском проливе. В конце октября линкор “Ростислав” и крейсер “Кагул” под прикрытием основных сил флота произвели ответную бомбардировку порта и угольных разработок Зангулдака – единственного места добычи угля в Турции. В ночь с 4-го на 5 ноября эскадра в составе линкоров “Евстафий”, “Три Святителя”, “Ростислав”, крейсеров “Память Меркурия”, “Кагул”, вспомогательного крейсера “Алмаз” и эскадренных миноносцев в тумане на траверзе мыса Сарыч неожиданно встретила германо-турецкие крейсера “Селим” (“Гебен”) и “Мидили” (“Бреслау”) и вступила в бой, который длился 14 минут [13].
Крейсера постоянно находились в боевых походах: вели разведку вражеских коммуникаций, сопровождали линейные корабли, обстреливали турецкие порты. В 1915 году Николай Иванович был награжден орденом Св. Анны II степени с мечами, в августе 1916 года по постановлению Думы Георгиевского оружия был награжден Георгиевским оружием [14].
В Севастополе Н. И. Черниловского-Сокола вновь настигла беда: в 1914 году трагически погибла его жена Мария Николаевна. Все свои силы и знания он отдавал флоту, постоянно находясь на боевых операциях. В 1916 году был назначен начальником отрядов и средств борьбы с подводными лодками. Это соединение было сформировано с связи с появлением летом 1915 года немецких подводных лодок в Черном море. Угроза подводной опасности казалась настолько серьезной, что линейные корабли некоторое время не выходили на боевые операции. В состав нового соединения к концу 1917 года входили дивизион сторожевых судов (31 катер), дислоцировавшийся поотделенно от Сулина до Трапезунда, дивизион сетевых заградителей (8 судов), Боновое дело Черного моря. Севастопольский крепостной минный батальон. В состав отрядов и средств борьбы с подводными лодками входили суда-базы, мастерские по ремонту судов и изготовлению противолодочных сетей [15]. Капитан II ранга Черниловский-Сокол отвечал за противолодочную оборону всех портов Черноморского побережья и успешно справлялся с поставленными задачами.
Февральскую революцию Николай Иванович, как и большинство офицеров Черноморского флота, принял спокойно. В марте 1917 года он был избран членом Севастопольского Центрального Военно-Исполнительного Комитета от офицеров флота [16],[В апреле подписал опубликованное в газете воззвание офицеров – сторонников демократической республики [17].
Боевая служба продолжалась. В июле Черниловский-Сокел был произведен в капитаны I ранга [18], а в августе назначен начальником Черноморской Воздушной дивизии [19]. Дивизия была в составе отряда корабельной авиации, 9-ти воздушных отрядов, располагавшихся на воздушных станциях Бухта Нахимова, Круглая бухта, Евпатория, Ак-Мечеть, Одесса, Батум и восьми воздушных постах [20]. Мастерские по сборке самолетов находились в Килен-бухте, здесь же располагался и штаб дивизии.
В составе воздушных отрядов было 152 самолета, в основном летающие лодки М-9 [21]. Но война уже заканчивалась, и в декабре Советское правительство заключило перемирие с Германией, армия и флот демобилизовались. Создавалась Красная Армия на добровольных началах, с выборным командным составом. Время было суровое, и многое было непонятно и необъяснимо. Пролетел январь 1918 года – с боевыми действиями между красногвардейскими отрядами и отрядами Крымского штаба, февраль закончился погромами и убийством в Севастополе около 100 офицеров и гражданских лиц, в конце марта – начале апреля стало ясно, что большевики и левые эсеры власть потеряли – в Совете депутатов большинство было у правых эсеров, меньшевиков и сочувствующих им. Флот развалился, в строю остались линкоры “Свободная Россия”, “Воля” и десяток эскадренных миноносцев, да и то с неполными экипажами. Немцы, нарушив Брестский мир, хотя и по приглашению министра Центральной Рады [22], приближались вдоль побережья к Крыму. В городе царила паника, многие жители стояли в очереди на Нахимовском проспекте за украинскими паспортами. Мнения разделились – большевики требовали выполнения директивы СНК о перебазировании флота в Новороссийск, Центрофлот, возглавляемый левыми эсерами, колебался, матросы требовали сойти на берег и дать немцам последний бой, украинские эсеры и эмиссары Украинской державы требовали поднять украинские флаги и оставить суда в Севастополе, так как наступают украинские войска (дивизия генерала Натиева) и немцы им только помогают. Немцы прорвали фронт на севере Крыма и продвигались, не смотря на сопротивление малочисленных красногвардейских отрядов, к Севастополю. У представителей местного самоуправления и части офицеров была надежда договориться с немцами. 29 апреля капитан 1 ранга Н. И. Черниловский-Сокол в составе делегации представителей флота и города выехал в Симферополь на переговоры с германским командованием о приостановке наступления, так как флот “украинизировался” [23].
Вернувшаяся на следующий день делегация рассеяла последние иллюзии о передаче флота УНР, так как германский представитель заявил, что об этом не может быть и речи, и командующий Черноморским флотом контр-адмирал М. П. Саблин под огнем германских орудий и пулеметов вывел из бухт оставшуюся часть флота и под Андреевским флагом перевел ее в Новороссийск.
Николай Иванович остался в Севастополе. Трудно сейчас представить, чем он руководствовался – то ли непониманием большевиков и нежеланием с ними сотрудничать, то ли заботами о хлебе насущном, то ли желанием работать на благо Украинской Народной Республики, то ли еще чем-то.
И хотя германское командование не допустило украинские части дальше Бахчисарая, а 3 мая на судах в Севастополе были спущены украинские и подняты германские флаги [24], Черниловский-Сокол стал начальником штаба у официального представителя Морского министерства Украинской державы в Севастополе контр-адмирала В. Е. Клочковского [25], правда, в чине контр-адмирала. Порт был полностью в руках немцев, в строй под немецкими флагами были введены захваченные в Севастополе суда, к тому же под немецкими названиями – плавмастерская “Флейс” (транспорт “Кронштадт”), эскадренный миноносец “К-10” (“Зоркий”), подводная лодка “US” (“Гагара”) и т. д. [26]. Штаб без флота.
Период германской оккупации длился недолго, уже в середине ноября 1918 года в бухте Севастополя бросили якоря суда англо-французской эскадры, а в город прибыл эшелон Добровольческой армии. 6 декабря Николай Иванович был назначен начальником штаба белого Черноморского флота, и в этой должности он пробыл до марта 1919 года [27]. Основные боевые суда союзники в ноябре перевели в Константинополь, и в подчинении командующего и его штаба находилось небольшое количество мелких боевых судов, транспорта, срочно нуждавшегося в ремонте, и береговые структуры.
В марте 1919 года Черниловский-Сокол был временно назначен начальником управления снабжения флотом и, убыв в командировку в Одессу, оказался на территории, освобожденной Красной Армией. Из Одессы он пробрался в Сибирь к А. В. Колчаку, и в сентябре был зачислен в списки Морских сил на Дальнем Востоке в звании контр-адмирала.
После тяжелых боев армия Колчака отступала на восток, и 38-летний контр-адмирал, ставший Георгиевским кавалером на Тихом океане, оказался во Владивостоке. В январе власть в Приморье перешла к Временному правительству Приморской областной земской управы, приказом которой 12 февраля 1920 года Черниловский-Сокол назначается командующим Сибирской флотилией. В распоряжении командующего находилось 10 разоруженных миноносцев, 2 тральщика, 5 посыльных судов и несколько катеров, но из-за отсутствия топлива флотилия бездействовала. К тому же флотилия была под полным контролем японцев. Больше года Н. И. Черниловский-Сокол командовал флотилией [28], а в мае 1921 года после меркуловского переворота был отстранен от должности и уволен от службы в отставку с зачислением в резерв при штабе флотилии. А дальше была эмиграция и смерть в 1936 году.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий