На сайте "Подвиг Народа" размещено дело №189 в котором содержится документ "Легенда к схеме "Можайская Укрепленная полоса". Он был передан коменданту УР № 152, который строился в тех же местах, где летом 1941 года был построен Можайский УР № 36.
Все те сооружения, что, мы сейчас можем видеть на Бородинском поле и вокруг него были построены как летом 1941, так и в 1942 году, после освобождения Можайского района от немцев.
Данная легенда и схема, помогут понять, каким был и мог бы быть Можайский укрепленный район в 1941 году, если бы он был полностью заполнен войсками согласно планов. Но, как известно, сил было недостаточно и немцы не столько прорвали линию, сколько обошли ее в южной, слабо прикрытой части.
Привязанные к Google Earth схемы в формате KML можно скачать здесь
Впрочем, если вчитаться более внимательно, то можно увидеть, что немецкие войска увязли в Можайской линии и дошли до ее второй оборонительной полосы, которая фактически стала их границей максимального продвижения в сторону Москвы на этом направлении.
Посмотреть на оригинал "Легенды" и посмотреть схемы можно в альбоме Можайский УР № 36 на Яндекс.Фотках
ЛЕГЕНДА
К схеме «МОЖАЙСКАЯ УКРЕПЛЕННАЯ ПОЛОСА»
Первые три оборонительных рубежа составляют тактическую зону обороны, а четвертый оборонительный рубежи является передним краем оперативной оборонительной зоны.
Общая ширина «Можайской укрепленной полосы» по фронту 65-68 км. Глубина от переднего края оперативной зоны около 60 км.
Глубина тактической зоны обороны от переднего края основного оборонительного
Рекогносцировоч
ОБЩАЯ ОЦЕНКА МЕСТНОСТИ
Местность средне пересеченная, с наличием большого числа лесных участков, составляющих в целом более 50% всей площади полосы. Леса, преимущественно
Лесные участки сильно ограничивают артиллерийское наблюдение и затрудняют использование массированного огня артиллерии, заставляя применять преимущественно
Для организации и использования стрелково-пулем�
Почти по всей оборонительной полосе характерным является то, что открытые, безлесные участки, занятые населенными пунктами и полями, господствуют над лесными участками, преимущественно
Во всей оборонительной полосе имеется большое количество рек, но характерным для этих рек является то, что они как речные преграды не представляют серьезного препятствия, но имеют большие и крутые берега, что позволяет использовать их для организации противотанковых
Можайская оборонительная полоса имеет жел.дорогу: 1) Москва-Минск; 2) Москва-Наро-Фоми
Полоса имеет достаточно развитую сеть грунтовых и шоссейных дорог, особенно в средней и южной своей части.
Основными радиальными дорогами являются:
<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>
1) Смоленское шоссе
<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>
2) Автотрасса Москва-Минск
<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>
3) Автострада Москва Киев
<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>
4) Грунтовая дорога, частично замощенная, Никольское Верея, Симбухово, Назарьево, Маурино, Наро-Форминск, Апрелевка, Москва.
Оборонительная полоса имеет много рокадных шоссейных и грунтовых дорог, сходящихся к основным узлам Можайск, Дорохово, Кубинка и Голицыно.
В целом местность облегчает организацию жесткой обороны, но и не исключает возможности ведения маневренной войны.
ОЦЕНКА ОСНОВНОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РУБЕЖА
(передний край тактической зоны).
По характеру переднего края этот рубеж делится на две части: первая – северная часть от совхоза Балычева до ст. Колочь передний край идет по естественным речным рубежам, а вторая – южная часть передний край имеет по открытой местности, обеспеченной от танков только искусственными препятствиями.
Общая ширина фронта по начертании переднего края составляет 80 км., а по прямой 68 км. Если взять в среднем норму для жесткой обороны 13 км на 1 сд., то для обороны этого рубежа необходимо не менее 6 сд только первого эшелона, не считая армейской глубины обороны. Исходя их этой нормы, намечено по переднему краю 24 батальонных района, что дает следующую плотность:
| | | Пехоты | П.Т. орудий | Ст. пул | Мин. |
1) | Оборона батальонов первого эшелона | На 1 км фронта | 0,3 б-на | 2,4 | 5,4 | 5 |
2) | С учетом второго эшелона полков | На 1 км фронта | 0,45 б-на | 3,6 | 8 | 7,6 |
3) | С учетом вторых эшелонов дивизии | На 1 км фронта | 0,7 б-на | 5,4 | 12 | 11,5 |
По характеру местности и условиям обороны весь основной оборонительный рубеж можно разделить на 6 характерных участков:
а) Первый участок – от совхоза Балычево до д. Авдотьино, общим протяжением около 15 км. Передний край этого участка проходит по реке Искона, мелководной, но имеющей местами крутые, обрывистые берега. Имеющиеся лесные участки серьезной преграды не представляют. Участок бога полевыми улучшенными дорогами и имеет участки мощеной дороги между фермами совхоза Гигант. Участок подготовлен для обороны одной сд., имея в первом эшелоне 4 бат. Района. Условия наблюдения и обстрела с переднего края не совсем благоприятны, так как перед передним краем проходят крупные лесные участки. Большого операционного значения этот участок не имеет, так как наступающий в этом направлении противник неизбежно упирается в противотанковые
б) Второй участок – между р.р. Искона и Москва от д. Авдотьино до Гаретово, протяжением по переднему краю всего 4 км.
Участок важен тем, что перехватывает радиальный участок мощеной дороги Глазово-Можайск.
в) Третий участок – от Гаретово до исторического Бородинского Поля боя, протяжением около 8 км. Передний край этого участка вынесен вперед на зап. берег р. Москва. Это вызвано во-первых тем, что на зап.берегу р. Москва имеются высоты с отм.234,3 и 225,6 , господствующие над окружающей местность в радиусе 8 – 12 км. Во-вторых долина р.Москвы на этом участке представляет открытое плато, хорошо просматриваемое
В операционном отношении этот участок важен тем, что выводит кратчайшим путем к узлу дорог Можайск.
Второй и третий участки рассчитаны на оборону одной сд (по фронту 12 км).
г) Четвертый участок – Бородинское поле боя, от Захарино, до Рогачево, протяжением по переднему краю 8 км.
Передний край этого участка проходит по извилистой, с крутыми берегами реке Колоча, облегчающей организацию противотанковых
д) Пятый участок – Ельня, Каржень, протяжением по фронту около 10 км. Рассчитан на оборону одной сд. Передний край проходит по р.Карженка, не представляющей почти никакой преграды, но имеющей на отдельных участках довольно крутые берега. На своем правом флаге участок прикрывает важную автостраду Москва-Минск. Основная особенность этого участка – это наличие крупных лесных участков, труднодоступных
е) Шестой участок – от Каржень до д. Дуракова, протяжение 27 км. Передний край частично проходит по р.р. Карменка, Протва, Берега и Бычек, а в основном по условной линии вдоль опушек лесов и окраинам населенны пунктов. Таким образом участок не имеет резко выраженного переднего края, упирающегося в естественную преграду. Участок имеет большое количество лесов и рощ, но большинство этих лесов и рощ не представляют серьезной преграды и позволяют маневрирование всех родов войск. Участок особенно удобен для наступления пехоты, так как большое количество лесов и рощ затрудняют организацию огня. На своем левом фланге участок прикрывает радиальную мощеную дорогу Никольское -Верея. Участок рассчитан на оборону двух сд. На флангах этого участка в глубину проходят р.Протва, Бычек и Руть, не представляющих серьезной преграды, но облегчающих организацию противотанковых
ОЦЕНКА 1-го ПРОМЕЖУТОЧНОГО РУБЕЖА
Первый промежуточный рубеж намечен по р.Москва, по гребню высот западнее Можайска, по р.Мжут и по реке Протва. Общее протяжение рубежа по начертанию переднего края около 60 км. Рубеж, в основном, перехватывает важный узел дорог – Можайск, автостраду Москва-Минск и радиальную шоссейную дорогу Верея -Дорохово.
Рубеж подготовлен на оборону трех сд, причем две из них намечены для обороны Можайского узла и автострады, а третья сд. намечена для обороны Верейского направления. Кроме того на правом фланге рубежа намечена по р. Москва отсечная позиция фронтом на северо-западн, рассчитанная на 4 бат.района первого эшелона. Весь рубеж делится на 4 участка:
а) Отсечная позиция передний край имеет по р. Москва, удобной для организации противотанковых
б) Можайский участок – от д. Холдеево, до южной окраины Можайск, протяжение по фронту 1 км. Передний край проходит по господствующим высотам на сев.зап.берегу р. Москва и зап. Можайск. Серьезных естественных преград перед передним краем нет. Условия местности создают хорошие условия наблюдения и ведения огня с намеченного переднего края. Вторые эшелоны полков располагаются за крупными естественными преградами, как р.Москва и овраги на зап. окраине Можайска.
Участок рассчитан на оборону одной сд.
Непосредственно
в) Язевский участок – от южной окраины Можайска до Борисово (исключительно), протяжением по фронту 8 км. Передний край проходит по открытой местности и по реке Мжут, не представляющей серьезной преграды. Участок рассчитан на оборону одной сд. Основное назначение этой дивизии – оборона автострады Москва-Минск. Характерным для этого участка является наличие крупных лесных участков, тянущихся вдоль автострады.
г) Верейский участок – от Коровино, до Волченка, общим протяжением 21 км. Рассчитан на оборону одной сд (оборона на широком фронте). Центром сопротивления этого участка является город Верея, обороняемый не менее чем полком, при наличии поблизости второго эшелона дивизии. Правая часть этого участка обороняется одним полком на широком фронте, имеющим только основные очаги обороны, перехватывающие
ОЦЕНКА ТЫЛОВОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РУБЕЖА
Тыловой оборонительный рубеж намечен по р.р. Озерка, Руза, Таруса и Исма. Рубеж намечен для обороны 6 сд только в первом эшелоне.
Весь рубеж делится на три характерных участка.
а) Рузский участок – от д. Варюхино, по р. Озерка, по р. Руза до р. Москва. Общее протяжение переднего края около 32 км. Участок рассчитан на оборону 2,5 сд, причем в первом эшелоне необходимо иметь 10 бат.районов.
Р. Озерка представляет серьезную речную преграду и чрезвычайно выгодна для организации противотанковых
Р.Руза также является серьезным препятствием, благодаря крутости свои берегов, доходящей до нескольких метров в высоту.
Весь этот участок необходимо сделать сильным противотанковым
Радиальных шоссейных дорог на участке нет. Имеющаяся рокадная шоссейная дорога Руза – Дорохово, перехватывается
б) Дороховский участок – от р.Москва до р.Таруса протяженностью около 17 км. Участок рассчитан на 1,5 сд. Передний край проходит по лесисто-болотис�
в) Симбуховский участок – от р. Таруса, до д. Маламахово, общим протяжением 28 км. Передний край проходит по р. Исма, являющейся серьезной преградой в противотанковом
ОЦЕНКА ПЕРЕДНЕГО КРАЯ 2-ой ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЫ
2-я оборонительная полоса подготовлена только в виде трех дивизионных участков оброны, не имеющих непосредственно
а) Звенигородский участок – намечен для обороны одной сд. Состоит из отдельных очагов обороны и не имеет резко выраженного переднего края. Условия местности требуют обороны обеих берегов р.Москвы, в связи с чем дин полк вынесен на северный берег. Участок характерен наличием крупных лесных массивов, позволяющих действовать только вдоль дорог. Р.Москва на этом участке представляет серьезную преграду, но имеет широкую открытую долину, чрезвычайно невыгодную для обороны на южном берегу. От Звенигорода на Москву идет шоссейная дорога – основной объект обороны.
б) Кубинский участок – от р Москвы по р. Нара до д. Дютьково, протяжением по фронту 12 км. Передний край проходит по болотисто-озерн�
в) Наро-Фоминский участок – намечен для обороны одной сд. Резко выраженного переднего края не имеет и состоит из отдельных очагов обороны. Участок перехватывает жел.дорогу, шоссе на Киев и Кубинку и на Москву. Участок покрыт почти сплошным лесным массивом, являющимся труднодоступным
Начальник рекогносцировоч
Помощники:
по артиллерии – генерал-майор артиллерии – Страндстрем.
по инженерному делу – бриг.инженер – Яковлев.
VK.Widgets.Comments("vk_comments", {limit: 10, width: "496", attach: "*"});