Можайская укрепленная полоса. Описание и схемы. 1941 год.

На сайте "Подвиг Народа" размещено дело №189 в котором содержится документ "Легенда к схеме "Можайская Укрепленная полоса". Он был передан коменданту УР № 152, который строился в тех же местах, где летом 1941 года был построен Можайский УР № 36.

Можайская укрепленная полоса. Описание и схемы. 1941 год.

Все те сооружения, что, мы сейчас можем видеть на Бородинском поле и вокруг него были построены как летом 1941, так и в 1942 году, после освобождения Можайского района от немцев.

Данная легенда и схема, помогут понять, каким был и мог бы быть Можайский укрепленный район в 1941 году, если бы он был полностью заполнен войсками согласно планов. Но, как известно, сил было недостаточно и немцы не столько прорвали линию, сколько обошли ее в южной, слабо прикрытой части.

Привязанные к Google Earth схемы в формате KML можно скачать здесь

Впрочем, если вчитаться более внимательно, то можно увидеть, что немецкие войска увязли в Можайской линии и дошли до ее второй оборонительной полосы, которая фактически стала их границей максимального продвижения в сторону Москвы на этом направлении.

Посмотреть на оригинал "Легенды" и посмотреть схемы можно в альбоме Можайский УР № 36 на Яндекс.Фотках

 

ЛЕГЕНДА

К схеме «МОЖАЙСКАЯ УКРЕПЛЕННАЯ ПОЛОСА»

Первые три оборонительных рубежа составляют тактическую зону обороны, а четвертый оборонительный рубежи является передним краем оперативной оборонительной зоны.

Общая ширина «Можайской укрепленной полосы» по фронту 65-68 км. Глубина от переднего края оперативной зоны около 60 км.

Глубина тактической зоны обороны от переднего края основного оборонительного рубежа, до переднего края тылового оборонительного рубежа около 30-35 км.

Рекогносцировочной партией №2 обрекогносцированы только указанные выше четыре оборонительных рубежа. Полоса обеспечения, позиция боевого охранения, передовые позиции и полковые, дивизионные и армейские промежуточные и отсечные позиции не отрабатывались (за исключением одной отсечной позиции сев-вост. Можайска).

ОБЩАЯ ОЦЕНКА МЕСТНОСТИ

Местность средне пересеченная, с наличием большого числа лесных участков, составляющих в целом более 50% всей площади полосы. Леса, преимущественно, смешанные, дикорастущие, не расчищенные, представляющие серьезное препятствие для движения не только машин, но и танков. Большинство лесных участков вполне пригодно для устройства всех видов заграждений. Леса способствуют маскировке и укрытию боевых порядков частей и особенно тылов.

Лесные участки сильно ограничивают артиллерийское наблюдение и затрудняют использование массированного огня артиллерии, заставляя применять преимущественно огонь отдельных орудий (батарей).

Для организации и использования стрелково-пулем��тного огня лесные участки требует обязательной расчистки. Однако для наступления пехоты и ея маневрирования лесные участки не представляю серьезной преграды. Во время дождей лесные дороги сильно портятся и чрезвычайно затрудняют движение конно-автомобил��ного транспорта.

Почти по всей оборонительной полосе характерным является то, что открытые, безлесные участки, занятые населенными пунктами и полями, господствуют над лесными участками, преимущественно распложенными в низинах.

Во всей оборонительной полосе имеется большое количество рек, но характерным для этих рек является то, что они как речные преграды не представляют серьезного препятствия, но имеют большие и крутые берега, что позволяет использовать их для организации противотанковых препятствий (эскарпы и контрэскарпы).

Можайская оборонительная полоса имеет жел.дорогу: 1) Москва-Минск; 2) Москва-Наро-Фоминск-Калуга и 3) ветку Голицыно -Звенигород.

Полоса имеет достаточно развитую сеть грунтовых и шоссейных дорог, особенно в средней и южной своей части.

Основными радиальными дорогами являются:

<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>

1)  Смоленское шоссе

<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>

2)  Автотрасса Москва-Минск

<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>

3)  Автострада Москва Киев

<!–[if !supportLists]–><!–[if !supportLists]–>

4) Грунтовая дорога, частично замощенная, Никольское Верея, Симбухово, Назарьево, Маурино, Наро-Форминск, Апрелевка, Москва.

Оборонительная полоса имеет много рокадных шоссейных и грунтовых дорог, сходящихся к основным узлам Можайск, Дорохово, Кубинка и Голицыно.

В целом местность облегчает организацию жесткой обороны, но и не исключает возможности ведения маневренной войны.

 ОЦЕНКА ОСНОВНОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РУБЕЖА

(передний край тактической зоны).

По характеру переднего края этот рубеж делится на две части: первая – северная часть от совхоза Балычева до ст. Колочь передний край идет по естественным речным рубежам, а вторая – южная часть передний край имеет по открытой местности, обеспеченной от танков только искусственными препятствиями.

Общая ширина фронта по начертании переднего края составляет 80 км., а по прямой 68 км. Если взять в среднем норму для жесткой обороны 13 км на 1 сд., то для обороны этого рубежа необходимо не менее 6 сд только первого эшелона, не считая армейской глубины обороны. Исходя их этой нормы, намечено по переднему краю 24 батальонных района, что дает следующую плотность:

 

 

 

Пехоты

П.Т. орудий

Ст. пул

Мин.

1)

Оборона батальонов первого эшелона

На 1 км фронта

0,3 б-на

2,4

5,4

5

2)

С учетом второго эшелона полков

На 1 км фронта

0,45 б-на

3,6

8

7,6

3)

С учетом вторых эшелонов дивизии

На 1 км фронта

0,7 б-на

5,4

12

11,5

 

По характеру местности и условиям обороны весь основной оборонительный рубеж можно разделить на 6 характерных участков:

а) Первый участок – от совхоза Балычево до д. Авдотьино, общим протяжением около 15 км. Передний край этого участка проходит по реке Искона, мелководной, но имеющей местами крутые, обрывистые берега. Имеющиеся лесные участки серьезной преграды не представляют. Участок бога полевыми улучшенными дорогами и имеет участки мощеной дороги между фермами совхоза Гигант. Участок подготовлен для обороны одной сд., имея в первом эшелоне 4 бат. Района. Условия наблюдения и обстрела с переднего края не совсем благоприятны, так как перед передним краем проходят крупные лесные участки. Большого операционного значения этот участок не имеет, так как наступающий в этом направлении противник неизбежно упирается в противотанковые районы Руза и Можайск.

б) Второй участок – между р.р. Искона и Москва от д. Авдотьино до Гаретово, протяжением по переднему краю всего 4 км.

Участок важен тем, что перехватывает радиальный участок мощеной дороги Глазово-Можайск. Танкоопасными является только левая половина этого участка – вдоль мощеной дороги, а правая половина прикрыта крупным лесным участком труднодоступным для танков. В связи с этим основное внимание здесь обращено на оборону непосредственно дороги. Для обороны всего участка вполне достаточно сил одного СП.

в) Третий участок – от Гаретово до исторического Бородинского Поля боя, протяжением около 8 км. Передний край этого участка вынесен вперед на зап. берег р. Москва. Это вызвано во-первых тем, что на зап.берегу р. Москва имеются высоты с отм.234,3 и 225,6 , господствующие над окружающей местность в радиусе 8 – 12 км. Во-вторых долина р.Москвы на этом участке представляет открытое плато, хорошо просматриваемое с рубежа указанных высот. Для обороны гребня этих высот подготовлены три бат.района, упирающиеся своими тыльными сторонами в р.Москва. При обороне эти батальоны главное усилие должны сосредотачивать на удержание гребня этих высот. С потерей этого гребня борьба внутри этих батальных районов нецелесообразна, в связи с чем и глубина обороны этих батальонов не развита. С потерей гребня высот батальоны лучше сразу отвести за р. Москва и организовать здесь новый передний край, по линии вторых эшелонов. В дождливое время года р.Москва на этом участке может явиться серьезным препятствием. Берега чрезвычайно крутые и высокие, позволяющие организовать хорошие противотанковые препятствия.

В операционном отношении этот участок важен тем, что выводит кратчайшим путем к узлу дорог Можайск.

Второй  и третий участки рассчитаны на оборону одной сд (по фронту 12 км).

г) Четвертый участок – Бородинское поле боя, от Захарино, до Рогачево, протяжением по переднему краю 8 км.

Передний край этого участка проходит по извилистой, с крутыми берегами реке Колоча, облегчающей организацию противотанковых препятствий. Участок сильно пересечен оврагами, балками и лесными участками, затрудняющими организацию системы огня обороны и облегчающими подход противник к переднему краю. Этот участок прикрывает важное Смоленское шоссе и ближайшее операционное направление на Москву. Участок рассчитан на оборону одной сд. На правом фланге зап.д.Бородино и на левом фланге зап. Рогачево необходимо подготовить позиции для усиленного боевого охранения. Наибольшее тактическое значение имеют фланговые бат.районы (IX и XII).

д) Пятый участок – Ельня, Каржень, протяжением по фронту около 10 км. Рассчитан на оборону одной сд. Передний край проходит по р.Карженка, не представляющей почти никакой преграды, но имеющей на отдельных участках довольно крутые берега. На своем правом флаге участок прикрывает важную автостраду Москва-Минск. Основная особенность этого участка – это наличие крупных лесных участков, труднодоступных для танков. Основное усилие дивизии должно быть обращено на оборону автострады.

е) Шестой участок  – от Каржень до д. Дуракова, протяжение 27 км. Передний край частично проходит по р.р. Карменка, Протва, Берега и Бычек, а в основном по условной линии вдоль опушек лесов и окраинам населенны пунктов. Таким образом участок не имеет резко выраженного переднего края, упирающегося в естественную преграду. Участок имеет большое количество лесов и рощ, но большинство этих лесов и рощ не представляют серьезной преграды и позволяют маневрирование всех родов войск. Участок особенно удобен для наступления пехоты, так как большое количество лесов и рощ затрудняют организацию огня. На своем левом фланге участок прикрывает радиальную мощеную дорогу Никольское -Верея. Участок рассчитан на оборону двух сд. На флангах этого участка в глубину проходят р.Протва, Бычек и Руть, не представляющих серьезной преграды, но облегчающих организацию противотанковых препятствий и отсечных позиций.

 ОЦЕНКА 1-го ПРОМЕЖУТОЧНОГО РУБЕЖА

Первый промежуточный рубеж намечен по р.Москва, по гребню высот западнее Можайска, по р.Мжут и по реке Протва. Общее протяжение рубежа по начертанию переднего края около 60 км. Рубеж, в основном, перехватывает важный узел дорог – Можайск, автостраду Москва-Минск и радиальную шоссейную дорогу Верея -Дорохово.

Рубеж подготовлен на оборону трех сд, причем две из них намечены для обороны Можайского узла и автострады, а третья сд. намечена для обороны Верейского направления. Кроме того на правом фланге рубежа намечена по р. Москва отсечная позиция фронтом на северо-западн, рассчитанная на 4 бат.района первого эшелона. Весь рубеж делится на 4 участка:

а) Отсечная позиция передний край имеет по р. Москва, удобной для организации противотанковых препятствий. Условия наблюдения и обстрела на этом участке ограничены, так как передний край упирается или в господствующие на стороне пр-ка высоты, или в большой лесной массив, правда являющийся труднодоступным для танков пр-ка. Отсечная позиция должна прикрывать Можайск от обхода с севера и не допустить выхода пр-ка к Дорохово через ур Картижский пруд.

б) Можайский участок – от д. Холдеево, до южной окраины Можайск, протяжение по фронту 1 км. Передний край проходит по господствующим высотам на сев.зап.берегу р. Москва и зап. Можайск. Серьезных естественных преград перед передним краем нет. Условия местности создают хорошие условия наблюдения и ведения огня с намеченного переднего края. Вторые эшелоны полков располагаются за крупными естественными преградами, как р.Москва и овраги на зап. окраине Можайска.

Участок рассчитан на оборону одной сд.

Непосредственно к Можайску подходят три шоссейных дороги – с северо-запада, запада и юго-запада, откуда и нужно ожидать в первую очередь наступления пр-ка. Дивизия, обороняющая этот участок, должна иметь тесное взаимодействие с дивизией, обороняющейся южней.

в) Язевский участок –  от южной окраины Можайска до Борисово (исключительно), протяжением по фронту 8 км. Передний край проходит по открытой местности и по реке Мжут, не представляющей серьезной преграды. Участок рассчитан на оборону одной сд. Основное назначение этой дивизии – оборона автострады Москва-Минск. Характерным для этого участка является наличие крупных лесных участков, тянущихся вдоль автострады.

г) Верейский участок – от Коровино, до Волченка, общим протяжением 21 км. Рассчитан на оборону одной сд (оборона на широком фронте). Центром сопротивления этого участка является город Верея, обороняемый не менее чем полком, при наличии поблизости второго эшелона дивизии. Правая часть этого участка обороняется одним полком на широком фронте, имеющим только основные очаги обороны, перехватывающие наиболее вероятные направления наступления пр-ка. На переднем крае намечено пять бат. Районов. 17 бат. Район (левофланговый) намечен для занятия батальоном от полка второго эшелона дивизии.

 ОЦЕНКА ТЫЛОВОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РУБЕЖА

Тыловой оборонительный рубеж намечен по р.р. Озерка, Руза, Таруса и Исма. Рубеж намечен для обороны 6 сд только в первом эшелоне.

Весь рубеж делится на три характерных участка.

а) Рузский участок – от д. Варюхино, по р. Озерка, по р. Руза до р. Москва. Общее протяжение переднего края около 32 км. Участок рассчитан на оборону 2,5 сд, причем в первом эшелоне необходимо иметь 10 бат.районов.

Р. Озерка представляет серьезную речную преграду и чрезвычайно выгодна для организации противотанковых препятствий. Отрицательным является то, что северный берег этой реки командует над южным, в связи с чем передний край бат. района №3 нужно вынести на северный берег, заняв господствующие высоты. Имеющиеся небольшие разрывы между некоторыми бат.районами почти недоступны и могу вполне обеспечиваться только боевым охранением.

Р.Руза также является серьезным препятствием, благодаря крутости свои берегов, доходящей до нескольких метров в высоту.

Весь этот участок необходимо сделать сильным противотанковым районом, использовав не только р.Озарку и Руза, но и ручей Малиновский и большие лесные участки.

Радиальных шоссейных дорог на участке нет. Имеющаяся рокадная шоссейная дорога Руза – Дорохово, перехватывается восьмью бат. районами.

б) Дороховский участок – от р.Москва до р.Таруса протяженностью около 17 км. Участок рассчитан на 1,5 сд. Передний край проходит по лесисто-болотис��ому участку и не имеет резко выраженных естественных преград. Участок перехватывает важные Смоленские шоссе и автостраду Москва-Минск. На оборону этих магистралей должно быть сосредоточено главное внимание целой дивизии.

в) Симбуховский участок – от р. Таруса, до д. Маламахово, общим протяжением 28 км. Передний край проходит по р. Исма, являющейся серьезной преградой в противотанковом отношении. Участок перехватывает ряд выгодных полевых дорог и шоссейную дорогу Верея-Дорохово. Участок рассчитан на оборону двух сд. На левом фланге этого участка допущены значительные разрывы между бат. районами, однако эти разрывы являются танко-недоступн��ми и могут обеспечиваться только усиленным боевым охранением.

 ОЦЕНКА ПЕРЕДНЕГО КРАЯ 2-ой ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЫ

2-я оборонительная полоса подготовлена только в виде трех дивизионных участков оброны, не имеющих непосредственно связи между собой:

а) Звенигородский участок – намечен для обороны одной сд. Состоит из отдельных очагов обороны и не имеет резко выраженного переднего края. Условия местности требуют обороны обеих берегов р.Москвы, в связи с чем дин полк вынесен на северный берег. Участок характерен наличием крупных лесных массивов, позволяющих действовать только вдоль дорог. Р.Москва на этом участке представляет серьезную преграду, но имеет широкую открытую долину, чрезвычайно невыгодную для обороны на южном берегу. От Звенигорода на Москву идет шоссейная дорога – основной объект обороны.

б) Кубинский участок – от р Москвы по р. Нара до д. Дютьково, протяжением по фронту 12 км. Передний край проходит по болотисто-озерн��му участку, представляющему серьезное противотанковое и противопехотное препятствие. По участку проходит Смоленское шоссе и автострада. Участок рассчитан на оборону одной сд.

в) Наро-Фоминский участок – намечен для обороны одной сд. Резко выраженного переднего края не имеет и состоит из отдельных очагов обороны. Участок перехватывает жел.дорогу, шоссе на Киев и Кубинку и на Москву. Участок покрыт почти сплошным лесным массивом, являющимся труднодоступным для танков.

 

Начальник рекогносцировочной партии №2 Комбриг  /Шемайтис/

Помощники:

по артиллерии – генерал-майор артиллерии – Страндстрем.

по инженерному делу – бриг.инженер – Яковлев.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории