Дворец по адресу: набережная реки Мойки 94, существует уже ни одно столетие. Он почти ровесник Северной Пальмиры. В 1830 году он стал петербургской “цитаделью” древнего княжеского рода Юсуповых. Дворянский род, возводивший свою родословную к самому пророку Мохаммеду, владел одним из самых больших состояний в Российской империи.
Богатство и великолепие дворцовых интерьеров восхищает современных зрителей, как восхищало и более привычных к подобному окружению посетителей прошлого. Великолепие внутреннего убранства, перед которым меркли великокняжеские дворцы, лучшее свидетельство небезуспешного соперничества в роскоши с царями. Сегодня дворец знаменит музыкальными и театральными вечерами, а также бал-маскарадами, в вихре которых, кажется, оживают страницы блистательного прошлого великосветского Петербурга. С древности с родом Юсуповых связано множество легенд, тайн, преданий.
Но событие, поддерживающие популярность и известность их имени и дворца произошло относительно недавно. Чуть более 90 лет назад. Именно тогда дворец на Мойке стал местом действия знаменитого политического детектива (приобретающего в воспоминаниях участников черты мистического триллера) последних лет Империи Романовых. 17 декабря 1916 года Петроград (именно так с 1914 года называлась столица России) был взбудоражен слухами об исчезновении и предполагаемой гибели Григория Распутина.
Странного сибирского мужика, этого загадочного любимца последней царской семьи, единодушно ненавидимого всеми. Среди организаторов убийства фаворита было сразу названо и имя молодого князя Феликса Юсупова. О событиях ночи с 16 на 17 декабря 1916 года известно со слов ее непосредственных участников самого князя Феликса и депутата Думы Пуришкевича, также участвовавшего в организации убийства Распутина. Уже после революции, за границей, будут опубликованы их воспоминания, в которых они расскажут о событиях до сих пор вызывающих яростные споры историков и служащие сюжетом для разных, иногда совершенно невероятных историй.
Воспоминания эти, возможно и не всегда правдивые, легли в основу одной из самых популярных экспозиций Юсуповского дворца – “Убийство Григория Распутина”. Местом действия стали покои молодого князя, которые отвели ему родители после женитьбы на Ирине Романовой (племяннице Николая II). Постепенно погружаясь в события роковой ночи, зрители сначала знакомятся с участниками драматических событий. Портреты, фотографии князя Феликса, его жены и родителей (знаменитой красавицы Зинаиды Юсуповой последней в древнем роду и ее мужа, графа Сумарокова-Эльстона, по специальному разрешению царя именовавшегося князем Юсуповым).
Рядом фотографии Распутина и членов царской семьи. И, конечно, изображения членов Романовской фамилии, кажется, в полном составе участвовавшей или по крайне мере знавшей и одобрявшей готовящееся убийство. Непосредственно же в знаменитых событиях Юсуповской ночи участвовал великий князь Дмитрий Павлович Романов. Наконец, посетители вступают в пространство, выбранное заговорщиками для осуществления их замыслов.
Кабинет князя Феликса. В вечном напряженном ожидании застыли их восковые фигуры. Великий князь Дмитрий Павлович, депутат Пуришкевич, врач Лазаверт и поручик Сухотин. Они беспокойно прислушиваются, ожидая сигнала, что задуманное совершилось.
Главные же события происходили в очаровательной столовой (в стиле Ренессанс), устроенной молодым князем в подвале. Здесь он угощал приглашенного старца, которого многие считали посланником дьявола, отравленным вином и начиненными цианистым калием пирожными. В полумраке подвальной гостиной за столом сидит демонический старик. Он в странно неуместной простонародной одежде.
Напротив князь, чью бледность и напряжение подчеркивает строгость военной формы. Его тонкие черты хорошо знакомы многим по знаменитому портрету Валентина Серова. Князь изображен в тот момент, когда он готовится застрелить Распутина, на которого к удивлению и ужасу заговорщиков яд не действует. Реконструировав события по воспоминаниям Юсупова и Пуришкевича, сотрудники музея не забывали, однако, и о других, даже самых неожиданных версиях происшедшего.
Экспозиция “Убийство Распутина” оставляет зрителя наедине с далеким прошлым, безвозвратно ушедшей эпохой. Позволяя стать свидетелями последнего акта одной из самым захватывающих интриг последних дней 300-летнего царствования Романовых.
Статья взята с: http://www.museum.ru