Комсомолка встретилась с последним супругом Людмилы Марковны Сергеем Сениным, чтобы поговорить о том, какой была эта неподражаемая женщина в обычной жизни.
Опешил. Онемел. Подарил цветы
– Я и представить не мог, что мы будем вместе, – признается Сергей Сенин. – 1990 год… Я жил тогда в Одессе пыльной… (Сенин – одессит. – Ред.), бросил аспирантуру строительного института и с головой ушел в кино. Открыли с другом кинокомпанию. И понеслось! Опыта – ноль. Амбиций – тьма! Первые работы с легендарными Эфраимом Севелой и Юлиушем Махульским. Вот уж правда лихие 90-е! Режиссер из Москвы Елена Николаева предлагает нам продюсировать фильм по рассказу Набокова Сказка, куда на одну из главных ролей приглашает Люсю. Ох! Проносится сразу в голове – 1980 год, журнал Наш современник. Циркульный зал строительного института. Не слушаю лекцию – читаю Мое взрослое детство. Не читаю – проглатываю. Автор – Людмила Гурченко. Вот это да! Брал журнал, выданный на один день – очередь ждет! – с великим видом скептика, а закрыв последнюю страницу, обнаружил, что сижу в огромной аудитории один. Нет, не один. С ней. С той, которую впервые воочию увижу 10 лет спустя в Вильнюсе, в павильоне Литовской киностудии. Там мы снимаем Сказку. Сцена Люси и Сергея Жигунова. Я увидел фантастической красоты женщину. Опешил. Онемел. Подарил цветы. После съемок проводил до гостиницы.
Естественный роман
– Тогда вы еще были женаты?
– Жена эмигрировала с нашей дочкой в Израиль за полтора года до этого. Для меня вопрос эмиграции не стоял – impossible. Я из тех, кто Родину любит.
С Люсей встретились через год после премьеры Сказки, в 1992 году. Позвонил – друзья просили о ее гастролях в Израиле с концертом и нашим фильмом. В конце разговора раздухарился: Давайте еще что-то сделаем вместе. И услышал в ответ лаконичное и простое: Приходите, поговорим. Встретились. Обсудили программу, которая потом вышла на телевидении под названием Люблю. Хорошее название – Люся предложила. Люблю. Люблю все – папу, людей, зрителей-читателей, жизнь, собак, профессию, что было, что будет… Но… Звонил в дверной звонок – она открывала – всегда прекрасно выглядевшая, роскошная, аж дыхание перехватывало… И мне казалось, там, за открытой дверью, будет тысяча нянек, помощниц, подруг-друзей. Близких людей, в конце концов… Нет. Я встретил сильного, мощного, не опустошенного, как это Люся придумала в Вокзале для двоих, – прекрасного! – но очень одинокого человека.
Как это все случилось? В какие вечера? Три года ты мне снилась…. Мы гуляли с таксой Тузиком, разговаривали, смеялись, грустили, вспоминали (Люся – всегда папу), вкусно ужинали в ресторане Дома кино. Мы поддерживали друг друга. Очень любили колесить по ночной Москве на Люсиной Ладе-девятке. Я на пять дней уехал в Одессу по делам. Казалось, прошла вечность. Вернулся… Думаю, тогда все случилось. Люся снималась в одной из своих лучших, на мой и не только мой взгляд, картин – Послушай, Феллини. Мосфильм. Я знаю, что она в какой-то из гримерок. Нашел. Распахнул двери. Ради этого, ее объятия при встрече… Она прижалась ко мне как ребенок. Как женщина. Доверяющая… Я влюбился.
Гимнастика для нее – ужас
– У вас большая разница в возрасте – 25 лет…
– Говорили об этом. Иногда. Но только с юмором. Я всегда ощущал себя старше.
– А как строился ваш быт?
– Быт… Ну куда от него деться… Принцип был определен Люсей: тот, от кого сегодня зависит благополучие семьи (финансовое прежде всего), тот вне быта… Когда работа приносила дивиденды от моего антрепризного бизнеса, Люся была настоящей хозяйкой, женой и, как это там называется, – хранительницей семейного очага. В кулинарном искусстве у нее был небольшой ассортимент. Но то, что она готовила, всегда было сделано изысканно. В овсяную кашу – кусочек горького шоколада, сливы, бананчик, киви. Главное – пропорции. Получалось очень вкусно! Ее фирменный салат – тертое яблоко, морковка, изюм, банан, курага, грецкие орехи, сметана. Любила картошечку пожарить. Обожала эклеры. Всегда поражался: я только посмотрю на булочку и уже чувствую, что поправляюсь, а она могла съесть десяток пирожных – и ничего. Это от бога, ее папа был всю жизнь в одном весе, так и Люся. Никаких тренировок. Гимнастика или зарядка – это для нее ужас! Любимая мизансцена – лежа. Так сочиняла, фантазировала. Роль, музыку, движения, текст. Сначала в голове, потом бралась за ручку.
Пережила смерть внука
– Вы были рядом с женой, когда не стало ее внука? (Сын Марии Борисовны Марк Королев умер 18 декабря 1998 года от передозировки наркотиков. – Ред.)
– Люся лежала в больнице после тяжелой операции. Гайморит – это последствия профессии. Вообще переломы, гаймориты – это профессиональные заболевания актеров… Был декабрь, я заскочил домой. На автоответчике услышал сообщение: молодой голос сказал, что случилось несчастье, Марик умер. Несмотря на протесты врачей, Люся поехала со мной на Ваганьковское кладбище, где хоронили Марка. Он часто к нам приходил. Она очень его любила.
– Многие спорят: Людмила Гурченко и Алла Пугачева дружили или соперничали?
– С Аллой у нее были прекрасные отношения, просто не возникло близких точек пересечения. Только какие-то отдельные работы. Клип Примадонна, в котором снималась Люся, например. Люся и Алла – это две космические величины, которые жили каждая на своей территории: Алла на эстраде, Люся – в кино. Другой вопрос, что Люся себя свободно чувствовала и на эстраде, это было второе ее призвание. Но подругами они не были, потому что это предполагает более тесные отношения.
– У вас было предчувствие в последний день жизни Людмилы Марковны?
– Тот день начинался прекрасно. Люся во сне увидела, что она пошла – у нее был перелом ноги. Проснулась, встала и сделала несколько шагов…
Люся была для меня… Когда я буду уходить, я буду знать, что прожил жизнь не бессмысленно, потому что рядом была она.
Оставила более 200 нарядовКСТАТИ
Во времена Людмилы Гурченко еще не было выражения икона стиля. Но именно ею она и была для зрителей в советские годы.
– Люся ко всем купленным платьям добавляла что-то от себя, и получался блеск, – вспоминает Сергей Сенин. – Могла расшить бисером, украсить перьями, кружева вставить. Более 200 рукотворных Люсиных сценических костюмов, аксессуаров, предметов существует сейчас. Все это будет на Трехпрудном – мир Люсин там сохранен, вы его почувствуете.


