Настолько ли была Россия немытой?

Направляясь на Кавказ, Михаил Лермонтов в 1841 году, будучи к тому же обиженным на всех и вся, написал стих «Прощай, немытая Россия…». Тем самым он своей родине оказал «хорошую рекламу». Позже этим произведением размахивал все кому не лень, как чужие, так и свои, демократы и коммунисты, народные диссиденты и зарубежные доброхоты.

«Немытая Россия» – отсталая, дремучая, ленивая и, разумеется, грязная. В общем-то, не вполне презентабельная.

Однако прав ли был Лермонтов, когда называл Россию «немытой»? Или же правы приезжающие в Россию иностранцы, которые презрительно морщили свои чувствительные носы, глядя на «вонючих и грязных» крестьян?

В 1051 году вышедшая замуж за французского короля Генриха I княжна Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, с ужасом писала своему отцу о том, что Париж – город чрезвычайно грязный. Французы к тому же весьма нечистоплотны. Они не имеют никакого понятия о регулярном мытье, время от времени они мылись в лоханках. Что же касается канализации, то она отсутствует полностью – фекалии выбрасываются прямо на улицы, а  потом издают «аромат» из сточных канав.

Замешательство по этому поводу супруги французского короля вполне объяснимо – даже самый захудалый киевский двор имел соответствующие удобства (традиционная будочка над ямой). К тому же по улицам Киева помои не текли и не «издавали аромат». Относительно же регулярного мытья, то на Руси бани появились  еще задолго до рождения Анны и использовались постоянно.

В древнерусском летописном своде под названием «Повесть временных лет», который датируется началом XII века, речь идет о странствиях святого апостола Андрея. А именно о том, как он путешествовал по землям древней Руси: «Много удивительного на своем пути я увидел в Славянских землях. Я видел деревянные бани, которые разжигают докрасна. Затем люди раздеваются донага, обливаются кожевенным квасом. Берут молодые прутья и сами себя бьют. До того бьют себя, что чуть живые вылезут, потом обольются студеной водой и только после этого оживают. И делают это ежедневно, не по принуждению, а по своему желанию. И это омовенье считают радостью, а никак не мученьем».

Так и встают перед глазами кадры из фильма «Гардемарины, вперед!» (1987 г.), когда Михаил Боярский в роли очаровательного шевалье де Брильи буквально выползает из русской бани и пытается на четвереньках убежать, а банщик обратно тащит его в баню за ногу и приговаривает: «Куда это ты, барин, рановато еще, самый пар будет!» А жалобы изысканного шевалье княжне: «Он попытался меня убить!» Что ни говори, но с точки зрения французского маркиза – банная процедура на Руси сродни попытке убийства.

Баня для россиян всегда играла огромное значение, составляла одну из важнейших атрибутов в их жизни. К тому же не только как возможность помыться. Она была по совместительству родильным залом, местом для лечебных процедур, местом для гаданий, волхований и остального ведовства, опочивальней для новобрачных в их первую брачную ночь. Баня использовалась с завидным постоянством. Если не ежедневно по прямому назначению – для мытья, то хотя бы один-два раза в неделю.

Бани не только сохраняли чистоту, но и избавляли россиян от многочисленных эпидемий и болезней, которые в то время свирепствовали по всей Европе. На самом-то деле – какая вошь или блоха сможет пережить русскую парную? Даже если не предоставлялась возможность постирать одежду, ее прожаривали в бане на раскаленных камнях.

По этому поводу припоминается еще один кинофильм, снятый в 1957 году, – «Похождения бравого солдата Швейка». Швейк и его товарищи, находясь в русском плену, знакомятся с русской баней. Сначала им предлагают полностью раздеться, и военнопленные чехи, аккуратно сложив одежду, приступают к молитве, полагая при этом, что их смертный час настал. Затем крестьянин вешает солдатское обмундирование над каменкой, пленные уже точно уверены, что их смерть на пороге. В конце пленные с изумлением узнают, что никто никого убивать не собирается, а  им предлагается только хорошенько вымыться и по ходу лишиться благоприобретенных насекомых-паразитов.

Несомненно, что именно благодаря своим антисептическим свойствам русская баня и обеспечила себе прекрасную репутацию у волхвов и врачей. Ведь не зря на Руси был целый ритуал, который соблюдался при рождении ребенка. Когда у женщины проходили в бане роды, ее муж с оружием в руках обязан был находиться у дверей и их охранять, при этом не подпускать близко к бане нечистые силы. Изначально же баня считалась чистым местом, которое свободно от любой нечисти.

Тот же принцип и для лечения – практически все врачебные процедуры проводились в бане, в том числе и «отворение крови». В те времена в России еще не были сформулированы медицинские постулаты Л.Л. Гендейрейха. Только в 1894 году он впервые применил стерилизацию паром перевязочных материалов. В России же стерильными повязками и бельем для больных пользовались давно, а саму стерилизацию проводили непосредственно в бане.

Удивительно другое, баня всегда считалась зачарованным местом. Следует отметить, что если работающие бани находилась под влиянием доброго чародейства, то заброшенные бани находились под действием злых колдовских сил, полным набором всякой нечисти, всевозможными бесами и лешими. Подобное имеет под собой определенную почву: если, например, баня по прямому назначению не используется, следовательно в ней нет стерильности и чистоты. И именно туда незамедлительно проникают болезнетворные бактерии и организмы, то есть – разнообразная бесовская нечисть. И какое слово-то характерное – «нечисть»!

Первоначально баня представляли из себя яму с землянкой. Крыша была изготовлена из плетеных веток. Использовались также дупла в больших деревьях – на их дно помещались раскаленные камни, само дупло наполнялось водой. Таким образом, выходила своего рода «бочка». Позже начали строить посолиднее – из бревен. Наиболее рациональное место нахождения бани – на берегу озера, пруда или реки. К тому же такое расположение преследовало двойную цель: во-первых, близость воды и нетяжелая доставка ее в баню; во-вторых, возможность ополаскивания после парной в прохладной воде. Люди в России понятия не имели что такое контрастный душ или контрастные ванны, однако прекрасно умели их применять на практике.

Еще один любопытный факт. Когда же дворянство стало отказываться от русской бани, именно тогда и появились бледные и взбалмошные «тургеневские барышни», которые страдали постоянными мигренями. А что ни говори, контрастные ванны – это прекрасная тренировка сосудов, которая укрепляет сердечно-сосудистую систему и излечивает и предотвращает вегетососудистую дистонию. В наше время в качестве оздоровительных процедур врачи рекомендуют больным вегетососудистой дистонией контрастные души и ванны. Ну а в русской бане все эти мероприятия были безусловным атрибутом, благополучно укрепляющим здоровье.

Не секрет, что банная процедура – это еще и широкий спектр разнообразных веников. Обработка веником – это не только массаж, но еще и аромотерапия, в наше время столь супермодная, однако нашими предками применяемая с незапамятных времен как в лечебных целях, так и просто для получения удовольствия.

Поэтому уважаемый Михаил Юрьевич весьма поторопился с декларацией о российской «немытости». Ему следовало бы прислушаться к словам Антонио Нуньеса Риберо Санчеса, лекаря при дворе Елизаветы Петровны, написавшему трактат «О парных российских банях, которые способствуют сохранению, укреплению и восстановлению здоровья». Придворный лекарь воспел русскую баню: «…насколько счастливо бы было общество, если бы имело настолько нетяжелый, безвредный и действенный способ не только для того, чтобы сберечь здоровье, но и предотвращать и исцелять болезни… Я почитаю исключительно российскую баню, которую приготовили соответствующим образом. Она способна дать человеку величайшее благо. Когда я думаю о большом количестве лекарств из аптек или из химических лабораторий, которые приготовлены разнообразными методами и которые привозят со всего мира, то я хотел бы видеть, что их половина или даже три четверти, сопряженные с большими расходами на сооружение зданий, превратились бы для пользы общества в российские бани».

Характеристика весьма показательна. И сделана она к тому же целителем-профессионалом.

Сегодня не зря возвращается классическая популярность русских бань из бревенчатых срубов. Минувшие годы явно доказали разумность национальных традиций русского народа. Это не показатель его «дремучести», а, наоборот, вполне научный подход к своему здоровью. Давайте припомним: когда «цивилизованные» европейцы на великосветских приемах беспрерывно давили в своих прическах вшей хрустальными палочками, «грязные» российские крестьяне постоянно ходили в баню с ее оздоравливающими, очищающими и целебными свойствами, аромотерапией, массажем и контрастными ваннами. Вот так. Следует подумать и о так называемой европейской «цивилизации»…

И когда начинаешь думать о русской бане, то волей-неволей возникают мысли – не слишком ли мы возвышаем все заграничное, пренебрегая отечественным? Не замыливают ли нам глаза яркие наклейки «Made in…», при этом заставляя нас забыть собственные традиции?

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий