Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

В последнее время сразу несколько человек прислали мне персональные сообщения с вопросом о том, как лучше всего писать статьи для прессы. Мол, вы пишите по одной статье в день уж точно, причем на протяжении многих лет. И вам не надоедает, и хуже ваши материалы не становятся. Хочется и самому попробовать, да вот сомневаюсь, что сумею. К тому же в любом деле есть своя специфика. Понятно, что есть «профессиональные тайны», но может быть вы хотя бы немного поделитесь…

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

«Исторический документ». Завел этот альбом послы выхода из печати первой своей статьи в 1977 году. Закончился он в 1984-ом…

Что по этому поводу я могу сказать? В романе Джеймся Клейвела «Сегун» иезуит отец Алвито передает протестанту, то есть еретику, капитану Блэксорну словарь японского языка – книгу огромной ценности и говорит при этом, что знание принадлежит Богу, не человеку. То есть распространять его в любом случае дело богоугодное, полезное, а вот скрывать знания – большой грех. И хотя я человек неверующий, с тем, что это так, полностью согласен. Был еще забавный случай, когда мой студент спросил меня, не утаиваю ли я что-то от них в своих рассказах о ПР и рекламе? Мол, не все вы говорите, потому что… и себе надо что-то оставить? Пришлось ему объяснять, что это бессмысленно и говорить надо все. Потому что иначе, когда человек узнает недоговоренное, то будет к тебе плохо относиться, а кроме того, мне нечего бояться конкуренции с молодыми потому, что кроме знаний есть еще и опыт, жизненный опыт, а вот его уж не передать никак.

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Моя статья из газеты «Пензенская правда» 1984 года. Редакция попросила написать. А о чем писать, когда в магазинах – хлеб, водка и афганские маслины? И еще трехлитровые банки томатного сока и маринованных патиссонов. Но… «мы велики, мы могучи, больше солнца, выше тучи!» Нашел-таки, о чем написать, чтобы и правда была, и… впечатление хорошее! Некоторые граждане потом приходили и спрашивали: «А где тут у вас аппарель!»

Итак, начнем. Прежде всего немного воспоминаний. До конца первого класса я сам книг не читал. Мне их читали мама, дедушка и бабушка, но последняя мало. И тогда, и потом я часто болел, и мама читала мне по ночам такие вот замечательные книги, как «Голова профессора Доуэля», «Последний человек из Атлантиды» «Человек-невидимка», «Война миров», а из детских книг мне читали разве что «Конька-горбунка», «Буратино» и «Кошкин дом»… В школе, уже в мае месяце, меня насильно записали в библиотеку, и я открыл для себе тоненькие детские книжки. Прочитал одну и… тут же решил, что стану писателем (объем перестал пугать!). И начал с того, что всю ее переписал, заменив имена героев, и кое-какие детали. Сюжет – спасение мальчика, попавшего по глупости в болото, остался прежним. Мама прочитала и рассказала мне жуткую историю про плагиат, указала на ошибки и добавила, что писателем мне не быть. Потом я убедился, что не так все и плохо. Но о том, чтобы куда-то написать, задумался только в институте, когда подготовил первую статью в журнал «Моделист-конструктор». В ней рассказывалось, как делать модели кораблей (плавающие) из пластилина! Потом этот рассказ вошел в мою первую книгу «Из всего, что под руками», но редакция от него отказалась, «отдадим на рецензию» – написали они мне и «отдали».

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Самые первые статьи из местной кондольской газеты. Когда-то я очень ими гордился…

А потом мы всей семьей оказались в деревне, где нас окружала степь до горизонта, грязь до колен и дикость (натуральная) во всех отношениях. Помнится, я все время повторял про себя слова прораба Пуговкина из кинофильма «Операция «ы»… – «В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной» и дальше – вашу мать, мать, мать…

Кроме всего прочего там было еще и очень скучно. Поэтому первым делом я купил пишущую машинку «Москва» и решил писать научно-фантастические рассказы. Но школьная завуч поведала мне о том, что ее отец постоянно пишет в местную газету «Кондольская правда» и получает «огромные деньги» – по четыре рубля 50 копеек за материал! Мне лично уже тогда постоянно денег не хватало, и я никогда не понимал тех, кто говорит, что в советское время можно было хорошо жить на 125 рублей. Жить – да! Но «хорошо» – сильно сомневаюсь, хотя получал и вдвое, и второе против этого. Но все равно почему-то не хватало.

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Никто меня не спрашивал с какими трудностями приходится сталкиваться в работе школьного технического кружка. «Исходите из местных условий!» – говорили начальники всех уровней. Зато о полученных результатах статьи проходили на «ура!»

Так что возможность подзаработать я воспринял с энтузиазмом и начал писать в эту газету статьи. Причем сумма в 4,50 показалась мне недостаточной, поскольку утка живым весом в той деревне стоила шесть рублей. Поэтому статьи я старался писать на пределе возможностей газеты и даже завел себе специальный альбом, куда их наклеивал. Первая статья вышла в ноябре 1977 года, так что сегодня у меня своеобразный юбилей – 40 лет со дня первой публикации.

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Неудивительно, что потом я написал книгу «Из всего, что под руками». На этой модели ракетного катера орудийная башня сделана из игольницы, радар – крышка дезодоранта, ракетные контейнеры – трубы от модели броненосца «Потемкин», благо его можно было для «творчества» покупать по безналичному расчету. Ну, а история о местных петельных коврах кормила меня не один год!

Потом сообразил, что то, что интересно кондольчанам, может быть интересно и читателям «Пензенской правды», и начал писать уже в областную газету, а затем и в «Советскую Мордовию», и в «Советскую Россию». На журнал я замахнулся лишь в 1980 году, когда моя игрушка была принята в серийное производство, о чем я и написал в журнал «Моделист-конструктор». Потом последовали статьи в журналах «Клуб и художественная самодеятельность», «Школа и производство», «Семья и школа», «Костер», «Юный техник», «Техника-молодежи». В 1987 году вышла первая книга, куда многие из опубликованных статей вошли отдельными главами. Ну, а после 1989 года пошли статьи в Англии, Бельгии, Болгарии, Чехии, Литве, Австралии, Японии и США. Последняя статья за рубежом вышла в 2012 году в Англии в журнале «Бэттлплэйс», и была она посвящена современному состоянию Бородинского поля в этот юбилейный год.

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

А это уже работа на ПензОблСЮТ. Хотя электронный экзаменатор я сделал еще в своей Покрово-Березовской школе. Было это нечто впечатляющее! Панель с пятью рядами тумблеров в каждом ряду по пять штук и пять лампочек сбоку. Вверху места для вопросов. Против тумблеров – ответы. Поворотом тумблера ты выбираешь ответ. Если правильный – зажигалась лампочка! Кому его только не показывали. Но работники облоно неохотно на нем тестировались. Применялся на уроках истории, физики, математики, химии и даже русского языка. Практически первая система быстрого тестирования. На нижнем фото мои мальчишки со своими виброходами, впервые в истории Пензы получившие золотые медали ВДНХ СССР. Виброход у меня в руках предназначался для изучения Венеры. Он демонстрировался на конкурсе «Космос» в 1982 году и… не потерял своей актуальности и сегодня. Рассказано о нем было в книге «Для тех, кто любит мастерить».

В 1991 году я начал выпускать свой журнал «Танкомастер», затем сотрудничать с журналами «Техника и вооружение», «Мир техники для детей», «Наука и техника» (Украина), «Тайны ХХ века» и рядом других, а также с пятью интернет-изданиями, из которых только одно – «Военное обозрение» уцелело до сегодняшнего дня (Громкий стук по дереву!). Сколько всего было опубликовано за это время статей? Только с 2012 года и до сего дня – 1250, а точно за все время и подсчитать невозможно. Несколько тысяч, наверное. Так что поделиться опытом просто необходимо, не у всех он такой…

Ну, а сам «урок» следует начать с правила «хорошего письма», которое таково: «НЕТ ДВУМ ОДИНАКОВЫМ СЛОВАМ НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ». Ни существительных, ни прилагательных, ни местоимений… Одинаковые слова нужно безжалостно вычеркивать и заменять, если только в их повторение не заложен определенный смысл («Учиться, учиться, учиться!»). В книгах пишут, что надо разработать план, продумать композицию и вот вы все это сделали и получили «г… на палочке», потому что глаз цепляется за одинаковые слова и текст сознание отторгает. Здесь была статья «Фог-индекс – как эффективное оружие воздействия на массовые аудитории» (https://topwar.ru/110669-fog-indeks-kak-effektivnoe-oruzhie-vozdeystviya-na-massovye-auditorii.html), так вот там подробно описывалось, каким образом такой неряшливый текст может быть использован в работе специалистов по связям с общественностью и как таких повторов не допускать.

Забавно, что само по себе это требование НЕВЫПОЛНИМО!!! Но это тот идеал, к которому надо стремиться. Ну, а принцип Парето говорит нам следующее: для 80% читателей не так важно, что написано, но очень важно как. Вот из этого и надо исходить! Потом следует посмотреть, а как написаны статьи других авторов, напечатанные в данном журнале. И… написать примерно так же! Следует избегать как очень длинных предложений – «дочитал до конца, забыл начало», так и «рубленой фразы». Конечно, именно рубленой фразой, то есть короткими предложениями, был написан и роман А.Н. Толстого «Аэлита», но нам с вами до Толстого в любом случае далеко и потому брать его в качестве примера не следует.

При написании текст надо про себя проговаривать, как если бы вы рассказывали его своему другу. Хорошо идет «рассказ» – вы молодец, что-то пошло не так, «туманно» – отдохните и начните заново. Важно «набить руку», что, кстати, очень легко. Нужно в день писать всего по две страницы формата А4. Это совет Артура Хейли, а уж он-то понимал толк в написании «забойных текстов». А я, например, хожу на работу пешком: 30 минут туда и столько же обратно. При этом проговариваю про себя практически весь текст. Запоминаю его. Потом остается всего лишь перенести его на экран. Готовый текст надо отложить на три дня и затем посмотреть свежими глазами. Всегда всплывут погрешности стиля и ошибки.

Далее очень важно помнить три правила Уильяма Херста, которого еще называют «отцом желтой прессы». Правила эти очень просты. Поскольку, как считал Херст, человеческая природа несовершенна, в материалах, предназначенных для людей такой природы, должны присутствовать три темы, которые волнуют их больше всего. Первая – это страх смерти, как самому в ящик не сыграть, как другие туда сыграли, – то есть тема войн, преступлений и несчастных случаев. Потому что первая мысль человека, который об этом читает – облегчение: «Как хорошо, что не со мной это случилось!» Вторая тема – размножение! Ибо это главное дело и цель человеческого рода – размножится и продлить себя в детях. Поэтому все, что касается любви – интересно. И, наконец, третья тема – тема собственной значимости и доминирования над другими. «Ну они тупые!» – восклицает Задорнов и все рады. Есть кто-то, кто хуже нас! Поэтому-то так и популярны сегодня статьи про копание Черного моря, суперэтнос русов, древнюю Гиперборею и египетские пирамиды – могилы русских князей. Надо бы писать почему в Германии, проигравшей войну, пенсии 1000 евро у мужчин и 500 у женщин, а вот у нас, победителей, средняя пенсия и рядом с этим не стояла, но тут как почувствуешь свою значимость? Никак! А если прочитать про значимость, хоть какую-то, то выделится адреналин и будет глупым счастье. Неудивительно, что за этот адреналиновый кайф они готовы бороться с пеной у рта. А еще неплохо бы узнать, чем же все-таки закончилась история про рухнувший аквапарк, мальчика, которого в другом аквапарке в трубу засосало, про дома с трещинами, построенными в Сибири после наводнения и пожаров, но только об этом что-то «в газетах глухо пишут».

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Это первая моя статья в журнале «Моделист-конструктор» вышла весной 1980 года. Фото плохое, но игрушка получилась просто потрясающая. На красивых пилонах были укреплены двигатели в красных снарядоподобных контейнерах. Вибраторы – красные пластмассовые диски. Кабина космонавта – «фирменная». Машина прекрасно передвигалась по ровному полу и даже маневрировала как танк. Но… Пензенская фабрика игрушек освоить ее так и не сумела!

В любом случае вывод такой: если в статье одна такая тема – она хорошая, две – отличная, присутствуют все три – замечательная. Теперь немного про плагиат, а то у многих о нем представление еще по урокам в школе, а там многие «училки» были (и есть!) просто троечницы, сами ни разу ничего не написавшие. Итак, реально это понятие… не существует. Плагиатом не являются идеи и сюжеты, подражания и пародии. Также от плагиата следует отличать соблюдение определенных канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование литературных шаблонов. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени также основаны на ранее созданных произведениях. То есть единственный вид плагиата – это текст на уровне 100% заимствования и с чужой фамилией вместо вашей. А вот если вы взяли чужую статью и переделали ее с уровнем новизны 92% по системе Антиплагиат, то… какой же это плагиат? Вы работали, вы вложили в этот материал свой труд, свои мысли. Причем «просто» переписать текст с высоким уровнем новизны не получится. Надо обязательно внести в него что-то свое – взгляды, новые факты, отличные от авторских, примеры. В итоге это будет уже ваш материал. Если в материале есть цитаты, то допускается снижение уровня новизны до 75%. Например, именно такой уровень новизны принят во многих вузах, в том числе и нашем Пензенском госуниверситете для ВКР – выпускной квалификационной работы на получение степени бакалавра. Такой же уровень новизны считают приемлемым и некоторые российские издательства научно-популярной литературы. Но не меньше!

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Для тех, кого тема интернет-журналистики заинтересует по-настоящему, мной вместе с коллегами по кафедре было подготовлено учебное пособие «Интернет-журналистика и интернет-реклама». Книга только что вышла из печати и ее можно без проблем заказать. Среди авторов один кандидат исторических наук со стажем работы в области ПР и рекламы 22 года, доктор философских наук, специалист в области обыденного создания и кандидат экономических наук, специалист в области интернет-рекламы.

Важно найти хорошее название своему материалу. Конечно, нельзя называть статью «Путина оштрафовали за быструю езду», а потом в тексте писать, что это однофамилец президента из города Жмудь. Это типичный прием «желтой прессы». Опускаться до такого – это себя не уважать. Названия должны быть содержательными, «говорящими», но и не содержать обмана и не вводить читателя в заблуждение.

Не больше двух слов на одну страницу… (или как научиться писать на ВО)

Статья про коммунистический субботник вышла 12 апреля 1984 года. Как преподаватель кафедры истории КПСС, я был просто обязан писать такие статьи и писал. За такие статьи на кафедре хвалили. За статьи «про магазин» ругали. Мол, ассистент кафедры истории КПСС про это писать не должен. Понятно же, что это «за колбасу». Ну так это и было «за колбасу», а что в этом плохого? В то время за статью вот такого объема наша областная газета платила 25 рублей. Деньги приличные. Но больше одной такой в месяц у внештатного автора не брали.

Еще очень выгодны переводы. При переводе, особенно вольном, авторство теряется просто само по себе. Из-за особенностей английского языка при переводе на русский их предложения и тексты нужно удлинять на 20%, а наоборот – соответственно укорачивать. В результате текст меняется очень сильно. То есть идеален в данном случае журналист-стрелочник – «туда» наша информация, интересная им, сюда их информация, интересная нам. Уровень новизны обычно при этом приближается к 100%.

Вот, собственно, и вся технология. Все остальное – это уже ваши знания и интеллект.

Автор: В.О.Шпаковский

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории