Уникальное явление представляла собой в средневековой Руси Новгородская вечевая республика. Наряду с народным самоуправлением основой ее процветания, как неоднократно отмечали иностранные купцы и путешественники, была развитая система предпринимательства. И именно благодаря усилиям новгородских купцов и ушкуйников (членов дружин, сформированных для захвата земель) земля Новгородская стремительно разрасталась и долгое время по своей территории превышала любое русское княжество.
«Иваново сто» и другие
У купцов, имевших лавки на городском торгу, была своя самоуправляемая организация
Новгородские купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями, которые были на самом деле хорошо вооруженными отрядами. Наиболее зажиточные и основательные из числа предпринимателей объединились в торгово-промышленную ассоциацию, именовавшуюся «Иваново сто» и имевшую свой центр около храма Иоанна Предтечи в Опоках. Там располагались общественный гостиный двор, где торговый люд складывал свои товары, а также большая палата для проведения деловых совещаний. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений коммерсантам предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При проведении торговых операций, сопряженных с повышенным риском, от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.
Городские артели создавались по специальностям – суконники, рыбники, хлебные. У купцов, имевших лавки на городском торгу, была своя самоуправляемая организация, члены которой называли себя рядовичами. Существовало и другое разделение предпринимателей – по районам торговли: купцы заморские, купцы низовские, то есть торговавшие с Поволжьем, и другие.
Гостей из Новгорода, обладающих трезвым, практическим умом и всевидящим глазом, обитателей «палат белокаменных», можно было встретить на улицах Владимира и Киева, Галича и Чернигова.
Одни из них – штетинцы – торговали с польским Поморьем, другие – чудинцы – с Прибалтикой, третьи – обонежцы, югорщина – прокладывали путь на север и за Уральские горы – за Земной пояс, как тогда называли Урал. На западе купцы много торговали с немцами, шведами и датчанами. У новгородцев имелся флот в несколько сот вымпелов, и суда их были ничуть не хуже европейских. В XII веке торговцы Новгорода основали колонию на шведском острове Готланд, в главном городе Висбю; там стояла новгородская церковь. Именно благодаря этим торговым людям в 1187 году император Священной Римской империи германской нации Фридрих II даровал равные права на торговлю в Любеке голландцам и русским.
Новгородцы так много плавали по морю, что даже царство мертвых представляли себе на дне морском: мол, утонувшие общаются там с морским царем и прочими чудесными существами.
Впрочем, мышление средневековых людей повсеместно было таковым, что они предполагали возможность попасть в рай или ад еще при жизни. Жители Великого Новгорода исключением в этом не стали. Даже новгородский архиепископ Василий Калика в своем послании тверскому епископу Феодору Доброму приводил примеры того, как новгородские мореплаватели попадали в ад или же, скитаясь по морям, вдруг приплывали к острову, который оказывался раем. Можно только догадываться, сколько подобных быличек ходило по городу, сколько их рассказывали на рынках, торжищах, в тени храмов, кабаках и при дружеских беседах в усадьбах.За Железные ворота
Другие маршруты торговых людей Новгорода вели на восток. В летописях ученые нашли сообщение, что еще в 1032 году отряд под предводительством выбранного на вече воеводы Улеба совершил поход за Железные ворота, то есть, судя по всему, за Урал.
В столкновениях с «чудью заволоцкой» и другими неведомыми народами и племенами сложили буйные головы многие новгородские молодцы.
В дальнейшем определилось два основных маршрута продвижения на северо-восток европейской части России и в Зауралье. Северный шел по Сухоне и Вычегде в бассейн Печоры, а из Печоры, по ее притоку Усе, через северные отроги Уральского хребта – в Собь, приток Оби. Южная трасса вела из Новгорода по Мете и Тверце на Верхнюю Волгу, далее по Нерли, Клязьме и Оке – к волжским булгарам. Оттуда вверх по Каме или Вятке плыли к северу.
Под 1096 годом в «Повести временных лет» имеется занятный рассказ некоего Гюряты Роговича: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, дающим дань Новгороду. И когда пришел отрок мой к ним, то от них пошел он в землю Югорскую. Югра же это люди, говорящие на непонятном языке, и соседят они с Самоядью в северных краях. Югра же сказала отроку моему: “Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идет этому уже третий год; есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечь из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железа; и если кто даст им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха”».
Колонизация и конкуренция
Великий Новгород являлся основным посредником в меховой торговле Западной Европы с уральскими племенами
Продвижение на восток, в Зауралье, начиналось с обычных торговых экспедиций, когда за три тысячи верст товары приходилось везти по рекам и тащить волоком. Но в XII столетии новгородцы приступили к созданию промежуточных опорных пунктов, то есть к колонизации восточных земель. Надо сказать, что колонизация эта шла в условиях жесткой конкуренции с отрядами, направляемыми в те же земли суздальскими князьями и волжскими булгарами. Так, в XII веке между Камою и ее притоком Вяткой новгородцы основали новую колонию, сохранявшую независимость до середины XV столетия. В череде сражений они разгромили черемисов (марийцев), а затем проникли в страну вотяков (удмуртов). На правом берегу Вятки, на вершине горы, новгородцы заметили город, обнесенный стенами и окруженный рвом. Набожные воины перед приступом держали многодневный пост, а потом, призвав на помощь святых Бориса и Глеба, овладели укреплением.
После этого неподалеку, при впадении речки Хлыновицы в Вятку, основали город Хлынов, который позже стал называться Вяткой, а со времен советской власти носит имя Киров.
Любопытно, что арабские географы, со слов конкурировавших с новгородцами булгарских купцов, описывали Западную Сибирь как некий сказочный край. И если о торговле с «народом йура» (предки современных хантов и манси) они вещали вполне правдоподобно, то к северу от территорий йура, по их свидетельству, лежали безлюдные «мраки» – земли между устьями Печоры и Оби, полярный Урал и Ямал.
Побывавшие в тех местах рассказывали доверчивым слушателям: люди народа йура ходят туда с факелами, чтобы освещать дорогу в вечной тьме.
Там растет дерево, огромное, как селение; на нем обитает большое животное или птица. Севернее югорских земель нет поселений, но только большая башня, построенная Александром Македонским, возвышается, словно маяк, на границе обитаемого мира. Позади башни нет пути, а простираются только «мраки»: под суровым небом лежат горы и пустыни, «которых не покидают снег и мороз»; солнце не восходит над ними, растения там не растут, и нет никаких животных.Основные посредники
Гривны – слитки, служившие деньгами в Древней Руси
Именно новгородцы стали основными посредниками в меховой торговле Западной Европы с племенами, жившими за Уралом, монополизировав вывоз пушнины на западные рынки.
Около 1114 года ладожане и их посадник Павел поведали летописцу: «Еще мужи стари ходили за Югру и Самоядь».
Новгородские сборщики дани и воины-кмети (кметь – земский воин, ратник) нередко погибали вдали от родного города в вооруженных стычках с аборигенами. Под 1187 годом Новгородская первая летопись бесстрастно констатирует: «Изъбиени быша Печерскыи и Югорьскыи даньници». В 1193 году в поход на Югру отправились отряды ушкуйников: «В то же лето идоша из Новагорода в Югру ратью с воеводою Ядреиком; и приидоша в Югру и взяша город, и приидоша к другому городу, и затворишася в граде, и стояша под городом пять недель; и посылаху из города к ним с льстивою речью, ркуще тако: яко “сбираем сребро, и соболе, и иная узорочиа, а вы не губите нас, своих смердов и своеи дани…”».
В Прикамье и за Уралом археологи находят новгородские денежные слитки – гривны. Близ города Березова на нижней Оби обнаружена византийская серебряная чаша с процарапанной русской надписью, похожей на надписи берестяных грамот. Вероятно, новгородские землепроходцы занесли в Прикамье и на нижнюю Обь серебряные сосуды IX-X веков, изготовленные в областях Карпато-Дунайского бассейна и Балкан. На Оби археологи нашли украшенную чернью чашу со сценами борьбы людей с крылатыми драконами – изделие ювелиров Лиможа в герцогстве Аквитания. Вероятно, серебром восточного происхождения и европейской утварью новгородские купцы расплачивались за меха.
В освоении Сибири Новгород стал проигрывать лишь после стремительного роста влияния княжества Московского, ставшего ядром формирования русской государственности в период монголо-татарского ига. Но еще в XVII веке для того, чтобы добраться до Оби, купцы из Московии порой пользовались Мангазейским морским ходом, который за несколько столетий до того осваивали поморы и новгородцы.