Загадка императрийцы

Он имел водоизмещение 25 465 тонн, длина

Линейный корабль Императрица Мария был заложен на верфи Николаева 100 лет назад – в июне 1911 года. Спущен на воду осенью 1913 года, а в июне 1915 года начал боевую службу на Черноморском флоте. На тот момент это был самый современный корабль в Европе.

Он имел водоизмещение 25 465 тонн, длина линкора составляла 168 метров, ширина 27,4 метра, осадка 8,7 метра. Мощность 4-вальной паротурбинной установки – 26 000 л. с. , скорость 21 узлов.

Броня д- о 262 мм. Вооружение: двенадцать 305-мм и двадцать 130-мм орудий, восемь 75-мм зенитных пушек, 4 торпедных аппарата. К тому времени на Черном море хозяйничали прорвавшиеся через черноморские проливы германский линейный крейсер Тебен и сопровождающий его легкий крейсер Бреслау. На Императрице Марие сразу же поднял свой флаг командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак.

Линкор начал активные боевые действия против германо-турецкого флота. Залпы орудий главного калибра быстроходного линейного корабля положили конец наглым действиям германских крейсеров в черноморских водах. Вскоре к Марие присоединился однотипный линкор Екатерина Великая. С июня по октябрь 1916 года эти корабли совершили 24 боевых похода, чем полностью сковали деятельность вражеского флота.

7 октября 1916 года в 00 часов 20 минут на стоявшем в Северной бухте Севастополя линейном корабле Императрица Мария прогремел взрыв. Затем в течение 48 минут еще пятнадцать. Корабль резко наренился на правый борт и, перевернувшись, затонул. Русский военный флот потерял в то утро 217 моряков и мощнейший боевой корабль.

Для выяснения причин гибели линкора была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил член Адмиралтейств-Совета адмирал Н. М. Яковлев. В годы русско-японской войны он командовал броненосцем Петропавловск и находился на командирском мостике броненосца, который ушел на дно после взрыва на японской мине вместе с адмиралом С. О. Макаровым и штабом 1-й Тихоокеанской эскадры. Сам капитан судна был выброшен взрывной волной с мостика и подобран шлюпкой, посланной с одного из крейсеров эскадры для спасения экипажа Петропавловска. Членом комиссии был и известный кораблестроитель, член Академии наук России А. Н. Крылов, который стал автором заключения, одобренного всеми членами комиссии. Комиссия рассмотрела три версии трагедии: самовозгорание пороха; небрежность в обращении с огнем или порохом; злой умысел. Однако после рассмотрения всех трех версий комиссия заключила, что прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства. Параллельно расследованием занимались Севастопольское жандармское управление, возглавляемое полковником Редловым, и созданное в конце 1915 года при штабе командующего Черноморским флотом самостоятельное контрразведывательное отделение, начальником которого был прикомандированный к Севастопольскому жандармскому управлению ротмистр Автамонов. Через неделю после взрывов Редлов доложил начальнику штаба Черноморского флота: В матросской среде определенно держится слух о том, что взрыв был произведен злоумышленниками с целью не только уничтожить корабль, но и убить командующего Черноморским флотом, который своими действиями за последнее время, а особенно тем, что разбросал мины у Босфора, окончательно прекратил разбойничьи набеги турецко-германских крейсеров на побережье Черного моря, кроме того, он своими энергичными действиями в этом направлении вызвал недовольство в командном составе, особенно у лиц с немецкими фамилиями, которые при бывшем командующем флотом (адмирале Эбергарде. С. Т. ) абсолютно ничего не делали. Однако и шпионская версия не нашла достаточных подверждений. В Центральном архиве ФСБ хранятся документы, свидетельствующие о том, что советские спецслужбы тоже расследовали дело о гибели Императрицы Марии. Из них явствует, что в 1933 году органами ОГПУ Украины в Николаеве была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы Контроль-К, возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха Плуг и молот. Цель организации срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества Руссуд, со стапелей которого сошли Императрица Мария и однотипный линкор Александр III. В ходе следствия выяснилось много интересных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев. Оказалоь, что Верман являлся разведчиком с дореволюционным стажем. На допросе он рассказывал: Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году в Николаеве, работая на заводе Наваль в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Мора и Гана. Они стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии. После отъезда Гана и Мора в Германию руководство работой Вермана перешло непосредственно к германскому консулу в Николаеве Винштайту. Верман дал о нем исчерпывающие данные: Я узнал, что Винштайт офицер германской армии в чине гауптмана (капитана), что находится он в России не случайно, а является резидентом германского генерального штаба и проводил большую разведывательную работу на юге России. На допросе Верман рассказывал: Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 19081914 гг. , я помню следующих: Штайвеха, Блимке, Наймаера, Линке Бруно, инженера Шеффера, электрика Сгибнева.

Все они сотрудники судостроительных заводов, имевшие право прохода на строящиеся корабли. В 1933 году электрик А. В. Сгибнев был арестован.

В ходе следствия он показал, что передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях Мария и Александр III, в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей, между которым и стояли стальные двери от производителя. Верман показал: Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода Наваль Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца Златоуст. Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе, из состава которой я помню только конструктора адмиралтейства Карпова Ивана, с которым мне приходилось лично сталкиваться. Таким образом очевидно, что постройка новейших линкоров Черноморского флота, в том числе Императрицы Марии, опекалась агентами германской военной разведки самым плотным образом.

Немцев очень беспокоил русский военный потенциал на Черном море, и они могли пойти на любые действия, чтобы не допустить превосходства России на данном театре военных действий. Сотрудники ОГПУ вышли на бывшего закордонного агента петроградского департамента полиции, выступавшего под псевдонимом Ленин и Шарль. Его настоящее имя Бенциан Долин. Выяснилось, что в период первой мировой войны Долин, как и многие другие агенты политической полиции, был переориентирован на работу в области внешней контрразведки.

В результате проведенных оперативных комбинаций Шарль вышел на контакт с немецкой военной разведкой и получил задание вывести из строя Императрицу Марию. Бисмарк, с которым русский агент встретился в Берне, сказал ему: У русских одно преимущество перед нами на Черном море это Мария. Постарайтесь убрать ее. Тогда наши силы будут равны, а при равенстве сил мы победим.

На запрос Шарля в петроградский департамент полиции он получил распоряжение принять с некоторыми оговорками предложение об уничтожении русского линкора. По возвращении в Петроград агент был передан в распоряжение военных властей, однако связь с ним не была восстановлена. В результате такого бездействия были утеряны контакты с германской разведкой, на очередную встречу с которой агент должен был выйти через два месяца в Стокгольме. Еще через некоторое время Шарль узнал из газет о взрывах на Императрице Марии.

Отправленное им в связи с этим событием письмо в департамент полиции осталось без ответа. ОГПУ так и не нашло ответа на вопрос: кто же исполнил задание германской разведки по уничтожению Императрицы Марии. Марию пытались поднять в 1916 году, но безуспешно. 8 мая 1918 года с помощью подачи сжатого воздуха в загерметизированные отсеки линкор сумели поднять на поверхность.

Но гражданская война, интервенция, послевоенная разруха заставили надолго забыть об Императрице Марии. Корабль находился в доке на деревянных клетках-опорах кверху днищем. В 1923 году корпус линейного корабля из-за подгнивших опор просел, дав прогиб; док из-за повреждений оказался затопленным. На время исправления дока корабль поставили на мель у входа в бухту, а в 1926 году его разобрали на металлолом.

Позднее подняли и артиллерийские башни корабля, артиллерийские 305-мм орудия которого продолжили свою боевую службу. В 19411942 гг. их установили под Севастополем на 30-й батарее береговой обороны во время штурма города. Они нанесли немалый урон наступавшим гитлеровским войскам.

Только 25 июня 1942 года, штурмуя 30-ю батарею, враг потерял убитыми и ранеными до тысячи человек. Так закончилась боевая биография корабля, погибшего по неустановленным причинам. Свое имя и героическое прошлое Императрица Мария унаследовала от флагманского корабля адмирала П. С.

Нахимова. Парусная Императрица Мария возглавляла русскую эскадру в знаменитом Синопском сражении 18 ноября 1853 года, вписавшем еще одну достойную страницу в летопись славных побед Андреевского флага. Поразительно, но у обоих кораблей всего лишь по одому году службы и общее место гибели Севастопольская бухта. Почему парусная Императрица Мария легла на дно бухты, известно.

В августе 1854 года ее затопили, чтобы преградить вход в Севастопольскую бухту англо-французской эскадре. Что заставило линейный корабль Императрица Мария погрузиться в воды Черного моря, до сих пор остается загадкой.

Статья взята с: http://www.chekist.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий