Прежде всего отмечу, что данным вопросом в стране занимался целый ряд как государственных ведомств, так и, говоря опять-таки в современных терминах, неправительственных организаций. Первым среди тех, кто «сеял разумное, доброе, вечное», было, конечно же, Министерство народного просвещения. А вот на втором, как бы это ни шокировало некоторых умников, считающих церковь вечным гонителем образования и форпостом мракобесия, стоял Синод Русской православной церкви. Занимались народным образованием также ведомства императрицы Марии, «Императорское человеколюбивое общество» и прочие подобные организации.
Несколько особняком стояли учебные заведения специализированные: военного и морского министерств, министерства финансов и внутренних дел. Вот с них-то я и начну. Итак, будущих защитников Отечества готовили (по нисходящей) в военных академиях, офицерских училищах, юнкерских училищах, кадетских корпусах а также военных гимназиях и прогимназиях (вторые стояли на ступень ниже первых). Еще одним видом специализированных учебных заведений можно считать коммерческие училища и институты. Название происходит не оттого, что за обучение в них надо было платить по коммерческим ценам (платным в империи было практически все обучение), а потому, что учили там именно будущих коммерсантов. Примерный аналог будущих советских торговых техникумов и институтов, а вот приобрести диплом, как сегодня на сайте http://original-diplomas24.com/ было проблематично.
К учебным заведениям, относившимся к ведомству церкви, принадлежали не только духовные академии, семинарии и училища, но еще и такой, чуть ли не самый распространенный вид учебных заведений, как воскресные и церковно-приходские школы. В тогдашних воскресных школах занимались вовсе не только дети и изучали там не одно лишь Священное писание. Начальную грамотность (на уровне читать-писать) они тоже давали и приравнивались к начальным училищам. Церковно-приходские школы (ЦПШ) были путем к грамотности для абсолютного большинства малоимущего и неимущего населения Российской империи — ведь они были бесплатными и общедоступными.
Наиболее распространенным средним учебным заведением в России была гимназия. Вот там как раз платить за обучение было необходимо и по карману такое удовольствие было далеко не всем даже в городе. О селянах и говорить не приходилось. Гимназии делились на мужские и женские, государственные и частные, классические и реальные. Последние не давали возможности поступить в университет, поскольку в них не изучался такой важнейший предмет, как латынь. Впоследствии они были преобразованы в реальные училища, делавшие упор на прикладных и точных науках. Высшее образование после них можно было получить либо техническое, либо торговое.
Для совершенно уже неимущей публики из деревень и с рабочих окраин, помимо ЦПШ, имелись еще и другие заведения, относимые к системе начальных народных училищ – земские школы, к примеру. Образование там шло в один-два класса и длилось от 2 до 4 лет. Существовали училища ремесленные (к примеру, железнодорожные). Отдельным видом учебных заведений были различные женские курсы и несколько институтов благородных девиц. Вообще говоря, с образованием слабого пола в России для всех, кроме представительниц дворянства, дело обстояло плохо.
Также отдельное место в образовательной системе занимали заведения, готовившие кадры для нее же самой. К таковым можно отнести учительские семинарии и школы, а также институты. Последние, кстати говоря, тоже были сугубо мужскими. Наконец, венцом народного образования Российской империи были высшие учебные заведения – университеты, коих на всю страну насчитывалось примерно с десяток, и институты, которых, конечно, было больше. Что характерно, институты технологические относились к министерству народного просвещения, а остальные принадлежали тем ведомствам, для которых готовили кадры.
Все это, конечно, достаточно общая картина, рисуя которую я наверняка что-то упустил. Не судите строго. Как вы уже, возможно, поняли, система образования в Российской империи была сложна, запутанна и противоречива. Главными ее недостатками были прежде всего удручающая сословность, порождавшая практически полное блокирование в обществе социальных лифтов и ужасающая бедность: большая часть учебных заведений, где за науку не драли три шкуры, существовала на всяческие пожертвования и благотворительные взносы.
Проект реформы, по которой хотя бы начальное образование в России должно было стать всеобщим, Государственная дума «жевала» лет семь, до 1912 года. По нему нечто подобное нормальной системе обучения детей должно было появиться в европейской части империи году к 1918-му, а на окраинах – к 1920-му. Впрочем, Государственный совет этот проект, внесенный после рассмотрения Думой, благополучно похоронил. В том же 1912 году Николай ІІ, которого нынче кое-кто величает чуть ли не «царем-просветителем», изволил «высочайше начертать», что имеющихся в стране университетов с империи «предостаточно»…
Российская империя, безусловно, располагала далеко не худшей в мире и не такой уж отсталой системой народного образования. Однако стать страной всеобщей грамотности, самой читающей в мире и обладающей мощнейшими научными кадрами, Россия смогла только лишь после установления советской власти.