В современной России поводом для воровства становится абсолютно все: пожары, половодье, рождение, смерть, смена времен года. Теракты — в том же ряду. Еще не все пострадавшие от январского взрыва в Домодедово выписались из больниц, а чиновники уже заработали и на этой трагедии.
Напомним: 10 февраля, через две недели после взрыва в аэропорту Домодедово, президент Медведев посетил Киевский вокзал и пришел в негодование: меры безопасности на вокзале показались ему недостаточными. Он приказал руководству РЖД в течение трех дней оснастить вокзалы рамками металлоискателей и прочими необходимыми антитеррористическими системами. Распоряжение было выполнено. Как выясняется, с большой выгодой для исполнителей.
Был ли тендер?
«Согласно федеральному закону при закупке оборудования должен объявляться тендер, — отметил источник The New Times в РЖД. — Даже если президент не был в курсе, он ведь давно не занимается практической юриспруденцией, то уж профильные ведомства не могли этого не знать.
Естественно, в отведенные трое суток организовать и провести конкурс нереально. Зато оказалось вполне возможно закупить рамки, или, как их правильно называют, арочные металлодетекторы, привлекая для заключения сделки фирму-посредника». Источник The New Times утверждает: в итоге стоимость оборудования оказалась завышена почти в два раза. «При оптовой цене около 75 тыс. рублей за единицу из бюджета было затрачено в среднем уже по 110—120 тыс. за каждый прибор, — говорит железнодорожник.
— Зато успели выполнить царский указ! Кстати, вместе с металлоискателями было приобретено 300 стоек ограждения, соединяющихся между собой красными лентами. Они нужны для того, чтобы направлять входящих в двери людей к рамкам. Цена каждой стойки — 2939 рублей. Поставщики получили за них 881,7 тыс. (копия счета на оплату есть в распоряжении The New Times). А РЖД они достались уже по общей цене примерно 1,4 млн рублей. Откат? Или распил, как теперь модно говорить?»
The New Times обратился за комментарием в службу безопасности Киевского вокзала и пресс-службу Минтранса. И там и там нас переадресовали в РЖД. Мы отправили в ведомство Владимира Якунина запрос: сколько средств было потрачено ОАО «РЖД» на приобретение оборудования; были ли проведены тендеры на его закупку; кто стал их победителем?
Из РЖД сообщили, что на вокзалах уже установлено 154 детектора, а до конца марта их количество должно увеличиться до 1000 штук; что комплексная программа обеспечения безопасности предусматривала оснащение соответствующими техсредствами 34 вокзальных комплексов; что ежегодно из собственных средств РЖД на охрану пассажиров выделяется свыше 12 млрд рублей; что в 2009 и 2010 годах в качестве эксперимента для охраны вокзалов начали привлекаться частные охранные предприятия, а в 2011 году 149 ж/д вокзалов, включая семь московских, были переданы под охрану частным охранным организациям, на что уйдет 287,6 млн рублей.
Но ни на один из поставленных вопросов ответа не было.
Эффект — ноль?
Насколько эффективны те меры по защите людей на транспорте, которые уже приняты? «Я считаю, что установка металлоискателей совершенно неэффективная мера. С точки зрения выявления террористов она ничего не дает. Власти решили показать публике, что они заботятся о безопасности, и сделали это таким экзотическим и дорогостоящим способом», — говорит руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
С ним согласен проректор Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения Константин Любимов: «Если стоит задача потратить бюджетные деньги, то можно купить рамки, но это ничего не решит. Надеяться только на досмотр в борьбе с терроризмом — прошлый век».
По мнению эксперта, нужно использовать новые технологии, специальные системы видеоаналитики. «Приезжайте к Киевскому вокзалу или к тому же аэропорту Домодедово и посмотрите, какие толпы выстраиваются теперь на вход в эти объекты, — говорит источник The New Times в РЖД.
— Даже если мы поверим на секунду в эффективность закупленных и срочно установленных металлоискателей, что помешает потенциальному террористу взорваться не внутри вокзала, а снаружи, в созданной именно этими металлоискателями и неповоротливыми милиционерами-полицейскими толпе?»
Авторы: Илья Волжский, Диана Кульчицкая, The New Times