Первый в России кинотеатр

18 мая 1896 года – в Санкт-Петербурге в доме № 46 по Невскому проспекту открыт первый в России кинотеатр.
Первый стационарный кинотеатр Петербурга открылся весной 1896 года — разумеется, на Невском (Невский, 46). За каких-нибудь несколько лет Невский проспект стал главной улицей кинематографов в дореволюционной России. Кинотеатрами на Невском владели, как правило, монополисты, содержавшие несколько кинематографов сразу. Среди них — Н. А. Геев («Гигант», «Мефистофель», «Фоли-Бержер»), Ю. П. Яблонский («Majestic», «Piccadilly»), И. И. Вартхель («Комик», «Аквариум», «Мулен Руж»), супруги Мулерт («Кристал-Палас», «Унион», «Художественный»). Здесь же, на Невском, держали свои конторы крупнейшие прокатчики и кинофабриканты. Поначалу кинематографы довольствовались перестроенными помещениями в старых домах, это отразилось и на внешней архитектуре петербургских кинотеатров: они не занимали отдельных зданий и часто вообще терялись среди городских магазинов, парикмахерских и аптек. В здании, возведённом в 1901–1902 годах по проекту Л. Н. Бенуа, размещалось что угодно для души, но только не кинотеатры: оптика И. Э. Милька, кондитерская фирма «Бликтен и Робинсон», ресторан «Квисисана» с механическим буфетом-автоматом, музыкальные и драматические курсы Б. В. Поллака. Однако именно здесь, на месте нынешнего Московского коммерческого банка, ранее располагалось другое здание, в котором и был открыт первый кинотеатр столицы.
Первые сеансы здесь прошли уже весной 1896 года. Об этом кинотеатре оставил воспоминания один из первых русских кинематографистов, инженер, специалист по кинотехнике Б. В. Дюшен: «Кинематограф, называвшийся „Живая фотография“, открылся совсем незаметно, и посещали его преимущественно дети. Показали всего три картины. Первая, обошедшая все экраны мира,— это садовник, поливающий газоны, и мальчишка, наступивший на кишку. Садовник в недоумении осматривает конец шланга, чтобы узнать причину остановки воды. Мальчишка снимает ногу с кишки, и сильная струя воды бьёт в лицо садовнику. Всеобщий восторг! Садовник бросается ловить мальчишку и задаёт ему трепку. Вторая картина— вид Невского проспекта с конкой и извозчиками. И, наконец, третья — прибытие поезда. Паровоз лезет прямо на публику. Публика пугается. Сеанс окончен. Музыкального сопровождения нет. Продолжительность сеанса — не более тридцати минут с двумя антрактами».
«Живые картины» быстро завоевали популярность и явились для многих предприимчивых людей источником обогащения. По данным на 1913 год, в Петербурге насчитывалось 144 кинотеатра, из них 25 на Невском проспекте.
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий