С баланса структур Дмитрия Каменщика по нематериальным статьям из года в год “испаряются” миллиарды
Петр Воронов
Когда руководство группы компаний «Ист Лайн» объявило в конце мая об отказе от первичного размещения акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже, это сразу же породило множество версий. Согласно версии менеджмента самой «Ист Лайн» причиной стало то, что при существующей сегодня на рынке ситуации бумаги не могут получить адекватную оценку. В западной прессе прозвучала версия, согласно которой аэропорт «Домодедово» стал очередным объектом административного давления со стороны российских властей, стремящихся взять авиаузел под свой контроль. Мнения экспертов, прессы и представителей бизнес-сообщества в той или иной степени разделились между этими двумя гипотезами. Тем временем, при внимательном рассмотрении структуры группы компаний «Ист Лайн», а также довольно таки запутанных и скрытых взаимоотношений между ее подразделениями, можно предположить, что существует еще одна причина для отказа от размещения акций. Она одинаково далека как от классических рыночных механизмов, так и от вмешательства государства.
Напомним, что помимо первичного размещения акций на лондонской бирже, руководством «Ист Лайн» рассматривался вариант размещения акций по закрытой подписке. По данным из неофициальных источников планировалась продажа 25% акций. Ожидалось, что выручка составит не менее одного миллиарда долларов США. При таком масштабе неудивительно, что обычно чрезвычайно закрытая для посторонних глаз группа компаний раскрыла структуру собственности аэропорта. Формальным владельцем комплекса является холдинговая компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн. Оказалось, что ее единственным бенефициаром является глава совета директоров компании «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик. Что же заставило человека, на протяжении многих лет остававшегося в тени, так резко изменить планы?
На сегодняшний день в составе группы компаний «Ист Лайн» числятся 15 организаций, специализирующихся на обслуживании авиаперелетов. При этом все эти компании на удивление слаженно и регулярно перечисляют крупные средства в адрес трех оффшорных компаний. Две из которых — NOVAJO INVESTSMENTS LTD и HACIENDA INVESTMENTS LIMITED — зарегистрированы на Кипре, а третья, LATEST AIRPORT TECHNOLOGIES LTD, на Британских Виргинских островах. Общий оборот между этими компаниями и «Ист Лайном» составляет свыше 6 млрд. рублей. За что же аэропорт «Домодедово» платит такие немалые деньги?
Согласно бухгалтерским документам, основанием для платежей являются: «использование и обслуживание программных систем», «использование торговых марок», «услуги в области технологий», «аренда» и другие. Если отбросить витиеватые формулировки, нетрудно заметить, что деньги фактически платятся за воздух. Ни одна из вышеперечисленных категорий не может быть представлена в материальном виде — руками услуги, предоставляемые из оффшора, не пощупать. Практически все оплачиваемые статьи не просто нематериальны, но и не имеют устоявшейся, объективной рыночной цены. На деле это значит, что цену можно буквально брать с потолка.
При этом стоит отметить, что аэропорт «Домодедово» действует на протяжении многих лет. Львиная доля его зданий, оборудования и технологической инфраструктуры была создана задолго до появления группы компаний «Ист Лайн». Однако «Домодедово» упорно продолжает платить за уже имеющееся в собственном распоряжении хозяйство. Чем можно объяснить столь странную с точки зрения экономической целесообразности политику менеджмента? Только ли «оптимизацией системы проведения расчетов и снижением управленческих издержек»? Или все-таки масштабным выведением прибыли за границы России под видом оплаты «услуг»?
Еще одна особенность ведения бизнеса «по-домодедовски» связана с существующей на протяжении вот уже нескольких лет сложной системой оплаты поставок авиатоплива и горюче-смазочных материалов. Характерной особенностью этой системы является наличие двух категорий поставщиков. Для первой характерны достаточно простые и прозрачные финансовые операции по расчетам за поставленную продукцию. Это реальные поставщики, получающие средства непосредственно на свои счета. Гораздо интереснее вторая категория, для которой характерны неоправданно длинные цепочки расчетов. Стоит ли говорить, что звенья этих цепочек ведут в теневую сферу, где средства благополучно исчезают на счетах фирм-однодневок? Так только через ООО «МежСнабСбыт» за период с июня 2006-го по апрель 2008-го на счета фирм-однодневок «за поставленное оборудование» было перечислено более миллиарда рублей. Только по одной сделке осенью 2007-го в Казахстан через цепочку посредников (ООО «Олимп», ООО «Медиа Стиль», ООО «Селан») было перечислено более 17 млрд. рублей. Причем средства эти перечислялись в адрес первого посредника «за услуги», а крайним звеном в цепи были получены «за стройматериалы», после чего благополучно перекочевали за рубеж.
Возникает закономерный вопрос — могли ли столь масштабные финансовые операции не быть замеченными властью? Трудно сказать определенно, но в структуре расходов группы компаний «Ист Лайн» можно выделить еще одно весьма примечательное направление. Речь идет о регулярных благотворительных пожертвованиях в адрес некоммерческой организации «Фонд «Содействие». С ноября 2007-го по август 2008-го, то есть в период наиболее активной деятельности по возможному укрыванию и выводу прибыли за рубеж, на счета фонда перечислено 63 млн. рублей. Почему именно «Содействие» стало объектом такой щедрости? Возможно ответ содержится на главной странице сайта, принадлежащего фонду. Где черным по белому написано следующее: «Московский областной фонд содействия Вооруженным Силам создан в декабре 2003 года по инициативе командиров соединений, дислоцируемых на территории Московской области при поддержке Губернатора Московской области Бориса Громова и депутатов Московской областной Думы». Конечно, можно предположить, что причины альтруизма менеджеров «Ист Лайна» кроются в трепетном отношении к российской армии, но имя губернатора области наводит совсем на другие мысли.
Но вернемся к истории с решением об отмене размещения акций. Интерес государственных органов к аэропорту «Домодедово» в последнее время очевиден. Но вызван ли он рейдерскими устремлениями власти или же истинной подоплекой вмешательства государства стала своеобразная политика руководства «Ист Лайна»? И недополученные в ее результате налоги, причитающиеся государственной казне?
Характерно, что в пользу версии о вскрытии нарушений налогового законодательства говорит уже забытая сегодня оценка рейтингового агентства Standart&Poor’s, присвоившего в 2007-м рейтинг «В» холдинговой компании FML LTD, входящей в состав «Ист Лайн». Тогда эксперты ведущего мирового агентства отмечали, что сложная и непрозрачная корпоративная структура группы компаний «Ист Лайн», а также перемещение активов и денежных потоков между ее членами грозит судебными исками. Кто знает, может быть выводы экспертов оказались пророческими и мы еще станем свидетелями судебного разбирательства финансовой истории «Домодедово». Не исключено, что соответствующие процедуры уже инициируются в недрах государственного аппарата. Если это так, то отказ от размещения IPO можно трактовать как попытку господина Каменщика разыграть карту «жертвы государственного произвола». Нарушители налогового законодательства в цивилизованных странах доверием, мягко говоря, не пользуются. В отличии от предпринимателей, свободу которых «душат» чиновники.