История Хазарии одна из самых загадочных страниц истории вообще, но именно поняв причины побудившие Святослава, так жестоко и беспощадно выкорчевать это образование у наших рубежей, можно понять и последующий общий ход истории России. Начать надо довольно издалёка – с Хорезма VII века, когда он даже не был мусульманским, а его жители были огнепоклонниками, исповедуя зороастризм, как и персы.
В конце столетия в Хорезме шла гражданская война, родственник хорезмшаха по отцу и внук главы общины рахдонитов (иудейских ростовщиков и купцов) по матери – Хурзад, поднял мятеж, с целью захватить власть. Его поддерживали своей мощью рахдониты и сектанты-маздакиды (их стягом было кроваво-красное знамя с пятиконечной звездой). Эта ересь была очень сходна с намного, позднейшим марксизмом, она утверждала, что все люди равны перед Богом и соответственно все люди должны быть равны на земле, поэтому необходимо произвести передел собственности в пользу обездоленных. На словах вроде всё неплохо, но в реальности, да в союзе с рахдонитами, вышло весьма отвратительно – во взятых городах шёл беспощадный террор, толпы восставших вырезали под корень и правых и виноватых, при этом дома ростовщиков и работорговцев рахдонитов не трогали. Они наоборот, среди всеобщей разрухи и резни, богатели буквально на глазах.
В итоге поднялся весь Хорезм: от благородных воинов до простых крестьян – восставших не щадили, террор породил ответный террор. Естественно первыми сообразили, чем дело пахнет рахдониты, караваны с награбленным добром пересекли западную границу и пришли туда, где уже были отлаженные связи – на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ. Естественно богатых купцов встретили с радостью – сила Хазарии возросла, еврейские девушки стали жёнами племенных князей (т. н. «институт жён» у этой организации, сходной по своим методам с мафией был отлично отработан), купцы вошли в элиту страны. Так военный вождь хазар (которые были народом смешанного происхождения – в его корнях славяне, тюрки, народности Кавказа) Булан, принял иудаизм и взял в жёны Серах, дочь старейшины рахдонитов. Так же сделал и его сын – Рас-Тархан, внук уже носил имя иудеев – Обадия. Спустя столетия каган-бек Иосиф, потомок Рас-Тархана и Обадии, напишет единоверцу в Испанию: «Обадия обновил царство и укрепил веру согласно закону и правилу».
Византийские, армянские источники и данные археологии позволяют понять, каким образом Обадия «обновил» Хазарию. В Хазарии вспыхнула гражданская война: старая языческая элита выступила против новой элиты, ей не нравились те порядки, которые устанавливались в стране. Видимо, предлогом стала ветхозаветная ненависть рахдонитов и их «хазарских» внуков к язычеству – священные рощи вырубались, жертвенники и святилища уничтожались. Война шла не на жизнь, а на смерть, о её накале говорит тот факт, что Обадия потерял в ней сына Езекию, внука Манассию, поэтому престол пришлось передавать брату – Ханукке.
Восставшие были обречены, они не обладали всей тайной методикой умелых интриг, для них клятва была делом чести, не зная, что для пришельцев обмануть язычника, значит порадовать их бога и главное не знали, что такое – тотальная война. Для них «новые хазары» были всё же своими, хоть и неполноценными соплеменниками. Пределом жестокости в степной войне, было уничтожить всех взрослых мужчин, дети и женщины доставались победителям. Они не знали, что ветхозаветные пророки иудеев велят им: «убейте всех детей мужеского пола и всех женщин…»; а в городах народов, которых господь даёт во владения «не оставляй живых ни одной души», причём повелевали уничтожать даже всю живность – волов, овец и т. д. Такие ужасы человечество в сравнительно недавнем прошлом пережило, когда Гитлер, заменил «избранный» народ евреев на немцев, да и японская идеология работала в том же ключе – в итоге десятки миллионов трупов, от Европы до Китая и Филиппин.
Города, захваченные войсками Обадии были вырезаны начисто, спустя тысячу лет археологи раскопают в них груды костей – Правобережное Цимлянское и Семикаракорское городища. Сплошные кости, везде – на улицах, в домах, во дворах, мужчин, женщин, детей, стариков. То есть Обадия «обновил» царство весьма своеобразно, согласно завету предков: «И истребишь все народы, которые Господь, бог твой, даёт тебе; да не пощадит их глаз твой». Свой террор новая элита Хазарии осуществила с помощью нового войска, понятно, что хазары бы на такое зверство не пошли – полностью вырезать своих соплеменников. Было создано полностью наёмное войско, которое жило на жалованье, явление редкое в ту эпоху, обычно армию собирали из дружин знати и плюс народное ополчение. Они были чужаками в Хазарии, многие были арабами, для них язычники также были «недочеловеками».
Хазарию охватил ужас, большинство склонило головы перед новой властью, часть родов бежало – в Болгарию, к венграм, на Русь. Страшная судьба ждала и славянские племена входившие в Хазарию, они ведь были язычниками. После «обновления», славяне упоминаются в Хазарии намного реже, видимо, их численность была сильно сокращена, а статус упал до положения рабов. Так, из 9-ти верховных судей Хазарии делами язычников, в том числе славян занимался всего один судья, небольшой иудейской общины – 3 судьи, мусульман- 3, 2- христианами. Было жестоко подавлено выступление северян, которых возглавил князь Лютовер.
Сложился режим существования «государства в государстве»: иудейская элита («белых хазары») жили в «элитных посёлках», под защитой стен крепостей, «чёрным хазарам» (остальное население) даже заходить туда, под страхом смерти, запрещалось. По современному – это режим апартеида.
Понятно, что такой «сосед» для русов был настоящим – «чудом-юдом», «змеем», которому нельзя давать пощады. Это было государство буквально стоящее на костях тысяч невинных жертв, продавшее в южные страны многие тысячи наших пращуров. Поэтому, там где прошли дружины Святослава, по выражению ибн Хаукаля, «если что и осталось – так только лист на лозе». Нам остался лишь жестокий образ вражеской крови в былине «Фёдор Тырянин»:
Расступалася Мать Сыра Земля
Как на все четыре стороны
Пожирала в себя кровь жидовскую,
Жидовскую, басурманскую,
Царя иудейского.
Исчтоники:
Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.
Прозоров Л. Кавказский рубеж Руси. М., 2011.
Прозоров Л. Святослав Храбрый. Русский бог войны. М., 2009.
Русская Хазария. 2001.