Подвиг Ивана Сусанина

Несколько лет назад в заболоченной местности близ села Домнина Костромской области местные археологи при раскопках обнаружили около сорока непогребенных человеческих останков. Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты и – один осьмиконечный православный, сильно изрубленный. Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи сразу же выдвинули версию, что православный крест принадлежал убитому поляками Ивану Сусанину, а католические – тем самым полякам и литовцам, которых он завел в болото.

Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896-1897 годы, считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. Некоторые краеведы утверждали, что тело Сусанина погребли не в Домнине, а в селе Исупове близ Исуповских болот. Но были историки, считавшие, что Иван Сусанин вообще не был похоронен, так как его изуродованные оккупантами останки не сумели найти, а известие о его мученической смерти исходит от тех немногих поляков и литовцев, которым удалось выбраться из болота и выйти к Белу-озеру.

21 февраля/ 5 марта 1613 года Великий Земский собор в московском Успенском соборе единодушно избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника царицы Анастасии Романовны. Однако самого Михаила Романова, как и его отца, патриарха Филарета, плененного поляками, на Соборе не было. 28 октября 1612 года Михаил Федорович и его мать Марфа Иоанновна бежали из захваченного поляками Московского Кремля в Кострому, а оттуда – в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы. По преданию, Марфа Иоанновна оставила сына в Домнино, под присмотром Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина, а сама поселилась неподалеку от Макарьево-Унженского монастыря, куда Михаил приезжал по воскресным дням.

20 марта (2 апреля н.ст.) 1613 года поляки, узнав, очевидно, об избрании Михаила Федоровича на царство, направили в Домнино отряд с целью захватить Михаила Романова. Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, присыпав тлеющими головешками – как будто пожар произошел только что. Вскоре польско-литовский отряд вошел в деревню Деревеньки близ Домнина, где и проживал Иван Осипович. Здесь интервенты, как свидетельствовал в 1731 г. правнук Сусанина И.Л.Собинин, устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам. Кто-то не выдержал, сказал, что Михаил Романов в Домнине. Поляки силой вынудили старосту Ивана Сусанина идти с ними проводником до этого села. Иван Осипович повел отряд в сторону от Домнина, к болотам. Но перед этим он успел отдать указание верным людям, чтобы они помогли Михаилу Федоровичу выбраться из ямника и бежали с ним в Кострому, в Ипатьевский монастырь.

Сусанин, заведя вражеский отряд верст на десять в гибельную топь, решил, что теперь ляхам нипочем не догнать Михаила Федоровича даже при верном проводнике, остановился и признался в обмане. Несмотря на приставленные к своей груди кинжалы, вести “гостей” обратно он категорически отказался. Тогда поляки набросились на Сусанина и стали пытать его “великими, немерными пытками” и “замучили его до смерти”, как сказано в грамоте царя Михаила Федоровича от 30 ноября 1619 года. В 1864 г., опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П.Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: “… верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России”.

Что же произошло с Романовыми после 20 марта 1613 года? Как и надеялся Иван Сусанин, им удалось укрыться в Ипатьевском монастыре. Через неделю, 27 марта, сюда прибыло из Москвы торжественное посольство от Земского собора и объявило Михаилу Федоровичу волю народа о призвании его на русский престол. Юный Романов отказывался от этого тяжкого бремени, даже плакал. Тогда архиепископ Феодорит взял в руки Феодоровскую икону Божией матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой (ею великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына, святого благоверного князя Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Бречиславой), и сказал Михаилу и его матери: “Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех”. Тогда Марфа Иоанновна подвела сына к Феодоровской иконе и, пав на колени, сказала со слезами: “Да будет воля Твоя, Владычице! Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое: наставь его на путь истины, на благо себе и Отечеству”. 11 июля 1613 г., в день, когда юному государю исполнилось 17 лет, совершилось его венчание на царство.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий