В 50 км от Парижа, в городе Санлис – древней столице франков – недавно прошла церемония открытия памятника Анне Ярославне, дочери князя Ярослава Мудрого. Русская княжна была женой французского короля Генриха, а потом правительницей Франции до совершеннолетия их сына Филиппа. На открытии памятника присутствовал президент Украины Ющенко. Российское посольство в Париже даже не было информировано украинской стороной об этом мероприятии. Открытие 750-килограммовой фигуры Анны в Санлисе работы скульптора Зноба вписалось в масштабное мероприятие – “Дни украинской культуры в Европе”, которые проходят сейчас в Париже. Ющенко использовал его как предлог для визита во Францию. Украинские власти несут в Европу свою точку зрения на русскую историю – в которой равноапостольная Ольга, уничтожитель хазарского ига Святослав, креститель Руси св. Владимир, Ярослав Мудрый, а равно и его дочь французская королева Анна Русская были вовсе не русскими людьми, а “украинцами”.
В украинской историографии эта тенденция наметилась давно. Сначала украинствующая образованщина с польской подачи объявила малороссов отдельным от русских народом. Потом надо было примирить сепаратизм украинцев с 1000-летней историей Руси – вот тогда то в ход и пошли псевдоисторические теории, суть которых можно уложить в два предложения.
Первое: Русь – это Украина и только Украина. Второе: Россия – это не Русь, а русские (в смысле великороссы) узурпировали не принадлежащее им название и не имеют никакой преемственности с русичами древней Руси. То есть, подлинные русские – это украинцы, а, якобы настоящее название великороссов – “московиты”. При этом лукавые теоретики “новой украинской хронологи” не смущаются тем фактом, что слово “московиты” использовалось только европейцами, чтобы отличить русских подданных Великого княжества литовского от русских Московского государства. Если в “Повести временных лет” говорится о крещении Руси, то, согласно самостийным историкам, следует иметь ввиду, что речь идет о крещении Украины. “Слово о полку Игореве” и “Моление Даниила Заточника” – памятники не древнерусской, а древнеукраинской литературы, и даже первопечатник Иван Федоров, на самом деле “першодрукар Иван Федорович”.
Причина этих убогих построений довольно проста: стремясь как можно более отдалить Малороссию и малороссов от России Великой, украинствующие деятели невольно отрываются и от собственных русских корней, от собственной истории и памяти предков. Поэтому им и пришлось состряпать такую “историю”, которая, во-первых, всячески подчеркивала бы отличия малороссов от остальной части русского народа еще в ранний исторический период, а во-вторых, отрицала бы преемственность между Русью Киевской и Русью Московской. Несмотря на то, что такая теория научно несостоятельна, именно она утверждена на Украине в качестве официальной. Однако, россиянские историки не лучше. Еще с советских времен официально принята точка зрения на Древнюю Русь, как на колыбель трех “братских народов” (великороссов, украинцев и белорусов). Поэтому говорить о национальности Анны Ярославны, якобы, не имеет смысла – она, де, не была ни украинкой, ни русской. Такое утверждение также не истинно. Анна Ярославна всю свою жизнь подписывалась как Анна Русская, следовательно, для нее самой ответ на вопрос о собственной этнической принадлежности был однозначным.
Ни о каких украинцах в древней Руси не слышали, а потому следует задаться вопросом, когда же русские люди Юго-западной Руси стали считать себя украинцами? Откуда взялись загадочные украинцы в Поднепровье, Подолье, Волыни и Прикарпатье, если со времен Ярослава Мудрого там жили русские? В какое время русские люди этих краев перековались в “украинцев”? Даже у “украинствующих” историков на этот счет нет единого мнения, и это неудивительно, ведь вымысел не может воспроизводится одинаково. Так как этнографические, культурные, языковые отличия русских и украинцев незначительны – гораздо меньше, чем между французами Прованса и Нормандии или немцами Саксонии и Швабии – говорить о существовании отдельной украинской нации в этнологическом смысле нет оснований. И гуцулы, и полещуки, и волыняки, и русины, жители Кривбасса и Черниговщины – все они принадлежат к русскому народу. Можно, с некоторым допущением, говорить об искусственном формировании политической “украинской нации”, однако Руси и ранее приходилось переживать периоды политической раздробленности, но все они, в конце концов, были успешно преодолены.