Правее Тайницких ворот можно увидеть любопытное здание. Долгое время оно находилось в ужаснейшем состоянии. И лишь в конце ХХ века были предприняты первые успешные попытки реставрации. Сейчас мы можем видеть, словно ожившую иллюстрацию Васнецова или Билибина – яркий, искусно декорированный терем, дополненный золочеными куполами. Это строение, не что иное, как палаты боярина Ильи Дмитриевича Милославского. Сам Илья Дмитриевич был тестем нашего царя Алексея Михайловича. Дата постройки этого чуда по архивным источникам относится к 1651 году.
После смерти Милославского в 1669 году эти палаты (хоть и похожи они больше на дворец) отошли в казну. В это время вся прелесть внутренних убранств была несколько утрачена. Лишь в конце 17 века, когда в нем начали проживать царевны или вдовствующие царицы, постепенно началось восстановление здания.
Отчего произошло такое игривое название — Потешный дворец? А все дело в том, что тут происходили праздничные представления придворного театра. Поскольку на развлечения в нашей державе денег не жалели никогда, то для Потешного дворца это стало золотым временем.
Само здание представляло собой весьма сложный комплекс. Это был терем с двумя дворами, которые соединялись между собой проездной аркой. Потешный дворец украшали пестрые купола домового храма, а на плоских крышах палат был разбит самый настоящий висячий сад.
Реставраторы и те, кому доставался во владения дворец, пытались перестроить его. Так, в 1806 году архитектором Еготовым была произведена попытка перестроить хоромы. Для этого он разобрал завершение церкви и придал всем фасадам черты, которые характерны для неоготики. Такой вид Потешного дворца сохранялся вплоть до 1874 года. И лишь после 1874 года архитектор Шохин решил вернуть зданию древнерусские черты. Но все его попытки были всего лишь стилизацией, а не возвращению к истокам. Это было скорее реконструкция, отражавшая тогдашние представления о родной истории. В начале 1970х голов вновь возник проект реконструкции дворца. Но по сути выполненный тогда эскизный проект имел лишь гипотетический характер. На деле все натурные работы выполнялись на незначительной части здания, вполне формально. Это продолжалось до конца 90х прошлого века. Еще в 1960-е годы в научных кругах был создан проект возобновления многоглавия Потешной дворцовой церкви. Проект этот, оказывается, был широко известен не только среди профессионалов. Но представить, что когда-нибудь проект сумеют воплотить в жизнь, было невозможно. И лишь в начале нашего века это все-таки произошло.
Потешный дворец ценен и тем, что это, по сути, единственные дворцовые интерьеры второй половины 17 века. Интерьер дворца сам по себе является памятником. Ведь в нем, пусть и частично утраченные, но сохранились белокаменный потолок, орнаментальные декоративные росписи на стенах. Так же уникальна и резьба наличников первого парадного этажа. Резьба представлена в виде сюжетов с изображением фантастических и даже реальных животных, птиц, всевозможных цветов. Такая резьба не знает аналогий в резном декоре памятников тех лет, что сохранились и были изучены.
Считалось, что палаты Потешного дворца, принадлежавшие Милославскому, строились с оглядкой на чертежи Теремного дворца. И по стилистике Потешный дворец действительно близок к Теремному дворцу. Но имелись и особые элементы, характерные только для Теремного дворца. Такими элементами стали ворота и головы львов. Ворота перекрывались тремя висячими арками, названные Львиными, из-за белокаменных голов львов. К сожалению, когда в начале XIX века Потешный дворец стал резиденцией коменданта Москвы – он был перестроен. По приказу архитектора И.В. Еготова была разобрана часть куполов, а Львиные ворота были уничтожены.