«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

Музей современной истории России представляет выставку, посвященную работе военных фотокорреспондентов «Правда в объективе: вооруженные конфликты XX-XXI веков глазами военных журналистов».

Около двухсот фотографий за более чем столетний период истории военного фоторепортажа представлены на выставке «Правда в объективе: вооруженные конфликты XX—XXI веков глазами военных журналистов», которая проходит в Музее современной истории России. В одном проекте собраны знаменитые фотографии времен Великой Отечественной войны, а также неизвестные кадры, снятые на полях Первой мировой, гражданской войны в Испании, в зоне боевых действий в Афганистане, Югославии, и в «горячих точках» на территории бывших союзных республик.

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

Гости выставки смогут увидеть работы знаменитых военкоров времен Великой Отечественной войны — Евгения Халдея, Эммануила Евзерихина, Бориса Кудоярова, Бориса Шейнина, других выдающихся фронтовых корреспондентов. Глазами журналистов посетители также смогут увидеть трагические события на территории бывшего Советского Союза и странах коммунистического лагеря, Первую и Вторую Чеченскую кампании, операцию 2008 года в Южной Осетии и последние события, случившиеся на юго-востоке Украины.

Открывая выставку, генеральный директор Музея современной истории России Великанова ответила на наиболее часто задаваемый ей вопрос: почему учреждение, которое называется музеем, так много времени уделяет современности?

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

Мы — Музей современной истории России: сегодня история вершится буквально на наших глазах. Нам показалось очень важным сегодня представить проект, посвященный людям, которые помогают нам узнать правду, которые точке зрения предпочитают точку съемки. Это фотожурналисты, благодаря которым мы узнаем, что у правды есть имя, есть цвет, есть боль.

Генеральным информационным партнером выставки выступило Международное информационное агентство «Россия сегодня». Генеральный директор агентства Дмитрий Киселев отметил, что на для МИА «Россия сегодня» проведение проект «Правда в объективе» чрезвычайно важен:

В проекте участвуют наши фотокорреспонденты, и верят в эту благородную миссию. Здесь представлены работы нескольких наших фотокорров, включая Андрея Стенина, которого мы потеряли в августе прошлого года под Донецком: его машина была расстреляна из танка. Мы рады поддержать таким образом профессию фотокорреспондента. Для того, чтобы сделать такие кадры, нужно знать, что ты готов пожертвовать жизнью. Для того, чтобы снять это, нужно не просто находиться в зоне боевых действий, а быть в самом пекле, где у всех в руках оружие, которое как журналист ты не можешь взять в руки. Только так получаются такие кадры.

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

Киселев особо отметил идею организаторов выставки намеренно перепутать военные сюжеты, смешав их «творческим блендером»: «Это подтверждает, что те подвиги, которые совершали наши воины во время Великой Отечественной войны, отправлены нам как завещание: „будьте способны совершить такой же подвиг“. И когда мы видим современных парней, либо тех, которые воевали в 90-е годы в Таджикистане, Чечне или Приднестровье, мы понимаем, что это как будто одни и те же люди. Персоны разные, но народ один. В этом основная идея, основной посыл выставки».

Американцы сейчас затевают проект, который называется «Footage vs footage» — «Съемка против съемки»: «вы нам предлагаете одни кадры, но мы вам сейчас покажем контркадры». Цель их проекта — противопоставить тому, на что опираемся мы, что-то другое, разрушительное для нашей психики, для нашей системы ценностей, для наших семей, для нашей страны. Я даже соглашусь, что и то, и другое, является правдой. Но здесь важен принцип отбора, важно то, на что вы нацеливаете свое увеличительное стекло. А фотокамера, как и наше сознание, наш мозг — это увеличительное стекло. Это принцип выбора точек опоры: что мы считаем нормой, что мы считаем возвышенным, и что нам предлагают вместо этого. Конечно же, на войне много грязи, даже много преступлений и насилия, которые не входят в план, но всегда сопутствуют любой войне. Вопрос в том, что вы считаете нормой, так же как и в мирной жизни. Вот эта выставка показывает, что мы считаем нормой, и в этом смысле она чрезвычайно важна. Каждый кадр — это строительный материал нашего мировоззрения,заключил Киселев.

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

На торжественной церемонии открытия выставки присутствовал также специальный корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин, который отдельно поблагодарил руководителей музея за то, что они этой выставкой «обозначили связь времен и преемственность поколений»:

Мы находимся в музее современной истории России, при этом живем во время перемен. Китайцы говорили: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». А мы живем. Еще лет десять назад было принято считать, что было две России: одна существовала до 1991 года, и называлась Советским Союзом, потом стала другая. В какой-то момент связь этих поколений прервалась. Но для меня она не рвалась никогда. В редакции «Комсомолки» всегда стояла бронзовая стела, на которой выбиты имена свыше 30 корреспондентов газеты, которые погибли во время Великой Отечественной войны на своем боевом посту. Первый в этом списке — мой самый любимый писатель, Аркадий Гайдар, который тоже погиб в командировке спецкором «Комсомолки». Эта выставка обозначила связь времен и преемственность поколений.

В день открытия выставки в Музее проходят встречи постоянных слушателей дискуссионной площадки «Тверская — XXI» — участников молодежного форума «Территория смыслов», а также студентов исторических факультетов и факультетов журналистики столичных вузов с военными корреспондентами, ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий и историками, — отметила гендиректор музея Великанова:

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

Мы превращаем наш музей в музейно-общественный
центр, клуб знаний. Я не побоюсь этого слова: да, мы здесь
действительно боремся с попытками переписывать нашу историю. Мы
пытаемся сказать молодежи правду и о далеких событиях, и о том, что
происходит здесь и сейчас.

Выставка «Правда в объективе: вооруженные конфликты XX—XXI веков глазами военных журналистов» откроется в Музее современной истории России 14 апреля в 12.00 и продлится до 28 июня.

«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru
«Правда в объективе»: сто лет истории российского военного фоторепортажа
© Антон Тушин/Ridus.ru

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Оцените статью
Тайны и Загадки истории