Свято соблюдая заветы предков по собиранию Русской земли и всегда проявляя во всех своих действиях удивительную обдуманность и чувство меры, Иоанн за 43 года великого княжения сделал ряд огромных земельных приобретений и оставил своему наследнику могущественное государство, почти в три раза превосходящее по своим размерам то, что он получил от своего отца Василия Темного.
Только одна победоносная война со своим зятем – королем Польским Александром, – предпринятая Иоанном для защиты Православия среди русского населения литовских областей – позволила вернуть 19 городов, 70 волостей, 22 городищ и 13 сел. Невозможно было вести борьбу с Московским государством, вся сила которого и состояла в глубоком сознании всеми подданными своих обязанностей по отношению государя и Родины; для них они не задумывались жертвовать не только деньгами, но и жизнью. В это же время и в Польше, и в Литве все отношения подданных к государю основывались на их правах.
Русские войска и их державный вождь всегда воодушевлялись возвышенными понятиями о чувстве долга и благородстве; так, московские воины побросали в воду захваченные доспехи новгородцев, не желая пользоваться добром изменников русскому делу и Православию; московские воеводы гнушались общения с немецким изменником Гаммерштетом, несмотря на оказанную им большую услугу нам в битве с немцами; сам Великий Князь велел заточить князя Холмского, предавшего ему своего господина – тверского князя, не желая иметь в числе своих слуг предателя; наконец, наши военачальники князья Ухтомский и Ярославский после битвы с татарами в 1469 г., получив от Иоанна высшие в то время знаки отличия – по золотой деньге для ношения на груди, – отдали их священнику, чтобы он молился о Государе и его воинстве. Мужество, бескорыстие и горячая любовь к Родине были отличительными чертами сподвижников Иоанна III.
Верным помощником Иоанна во всех его делах был сам русский народ, стремившийся объединиться в крепкое государство вокруг стольного города Москвы. Несмотря на многочисленные войны, благодаря счастливому их окончанию и отсутствию внутренних усобиц, время правления Иоанна было одним из счастливейших и самых спокойных для Московского государства; торговля развилась весьма сильно, и вообще очень поднялось благосостояние жителей. По свидетельству иностранцев, в Москве было такое изобилие в хлебе и мясе, что говядину продавали не на вес, а по глазомеру.
Право варить мед и пиво и употреблять хмель перешло, с целью уменьшения пьянства, в исключительную собственность казны. Даже литовец-католик Михалон в своем сочинении “О нравах татар, литовцев и москвитян” отметил, что “в Москве великий князь Иван обратил свой народ к трезвости, запретив везде кабаки”. Далее Михалон говорит, что вследствии распространения роскоши и пьянства в Литве московские Государи завоевывают у нее целые области и города, так как московский народ всегда трезв и всегда при оружии, а в крепостях всегда находятся постоянные войска; другие же по очереди занимаются охраной границ…
Крестьяне при Иоанне III оставались по-прежнему свободными, но было точно и окончательно установлено, что переходы от одного владельца к другому могли происходить только один раз в году – за неделю до Юрьева дня и неделю спустя его. Определение это вошло в так называемый “Судебник” или судный устав, составленный в 1497 г. Наказания, определяемые “Судебником” за различные преступления, стали гораздо суровее, чем по “Русской Правде” Ярослава Мудрого. Русского законодательство того времени было более совершенным, нежели западноевропейское: у нас перед уголовным законом были все безусловно совершенно равны. Так, в 1491 г. по приговору суда всенародно секли кнутом князя Ухтомского, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудова монастыря за составление подложной грамоты, сочиненной ими, чтобы получить в собственность чужую землю. Сурово наказывал Иоанн Васильевич и иностранных мастеров, если они того заслуживали. Заботясь о сохранении народного здоровья и нравственности, Иоанн строго следил, чтобы к нам не заносились заразные болезни, и все приезжающие из-за границы подвергались тщательному надзору.
Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне мы именуем нашим Отечеством.