Уникальное предложение
В последний рабочий день перед Рождеством 1990 года, спустя год после падения Берлинской стены, в офис шведской Оборонпоставки (Försvarets materielverk, FMV) пришёл факс из шведского посольства в Бонне. Это был перечень вооружения и военной техники Восточной Германии, выставленной на продажу, объёмом около сотни страниц.
В ноябре, в Париже, 22 странами НАТО и бывшего Варшавского Договора был заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). В районе действия Договора (от Атлантики до Урала) стороны установили такие ограничения на вооружения, что до конца 1995 года должны были быть уничтожены более 10000 танков, бронетранспортёров и артиллерийских систем. Германия быстро выставила на продажу технику бывшей ГДР. Швеция не участвовала в ДОВСЕ, и, следовательно, могла прикупить что-нибудь из этого арсенала.
Сведения об Угрозе
В FMV, на дежурстве, в последний день перед Рождеством, был начальник отдела технических исследований подполковник Карл-Густав Свантесон (C-G Svantesson). Факс, по большей части, перечислял то, что он теоретически изучал на протяжении последних 15 лет, будучи на обучении в штабе армии, и на службе в качестве начальника разведки в штабе части. Необходимо было использовать представившуюся возможность для изучения нашей главной угрозы – Советского Союза, переставшего существовать всего через год.
Очевидно, главный интерес представлял танк Т-72, а вот какие ещё бронемашины выбрать для изучения? Армейская разведка предложила МТ-ЛБ, чьи возможности были относительно плохо известны, но интересны, так как бронетранспортёр играл заметную роль в сценарии угроз на севере Норрланда. FMV направила запрос в правительство, которое весной 1991 года приняло решение о закупке в целях изучения. Шведская заявка (сумма, которую выделило правительство) была значительно меньше той суммы, которую министерство финансов Германии установило в качестве нижнего предела. В результате переговоров Швеции удалось отстоять первоначальный объём закупки, тогда как немецкое министерство обороны должно было покрыть разницу в виде оплаты за результаты шведских тестов. НАТО интересовала проходимость машин за Полярным Кругом.
Необычные закупки
Руководителям FMV приходилось импровизировать, учитывая необычность покупки и определённую турбулентность в Германии того времени.
Результаты тестов и испытаний
Т-72 и МТ-ЛБ показали на севере Норрланда такую проходимость, которая превзошла все ожидания (или страхи). Тесты стали поворотным пунктом для переоценки угрозы северной Скандинавии. Расчёт на непроходимость ландшафта для бронетехники Варшавского Договора оказался сильно преувеличенным. Также испытания подтвердили то, что многие давно отмечали: армии необходим бронетранспортёр типа МТ-ЛБ, который может обеспечить защиту до сих пор совершенно незащищённым пехотным подразделениям.
Неожиданная информация о бронетехнике противника
Экипаж танка Т-72 М1 состоит из трёх человек. Пушка калибра 125 мм имеет раздельное автоматическое заряжание. Машина весит около 44 тонн и с помощью 12-цилиндрового двигателя мощностью 780 л. с. развивает скорость до 65 км/ч. Тесты на проходимость показали, что возможности танка преодолевать глубокий снег и топкие места были недооценены.
Самым интересным был, пожалуй, анализ защищённости танка. Т-72М1 был модернизированным вариантом русского танка, стоявшего на вооружении с 1973 года. Т-72М1 был создан в 1982 году и имел улучшенное бронирование. Верхняя лобовая деталь была усилена 16 мм листом стали повышенной прочности. Защита башни была увеличена с помощью специального наполнителя. Это была отливка из чего-то, напоминавшего кварцевый песок. Её стойкость была не намного выше обычной стальной брони. Она не давала впечатляющего роста защищённости, по сравнению с простым увеличением толщины бронирования.
Сравнение с прошлыми предположениями
Для оценки защищённости и эффективности танка Т-72 (который получил кодовое обозначение Hotstrv IV) FMV в своё время провела НИОКР, результаты которой послужили основой оценок, произведённых НИИ Оборонных Исследований (Försvarets forskningsanstalt, FOA) с помощью компьютерного моделирования и тестовых обстрелов. Теперь было очень интересно сравнить фактические данные с результатами этих прошлых оценок.
Оказалось, что баллистическая защита как башни, так и корпуса, были недооценены (эквивалентная толщина оказалась 550 мм вместо 480). Также обнаружились несоответствия в размещении элементов ПАЗ, и гораздо больший, по сравнению с моделью, размер топливного насоса. Когда уточнённые данные заново прогнали через компьютерное моделирование, различия в итоговой вероятности поражения (utslagningssannolikheten) составили всего несколько процентов.
Помимо этого оказалось, что штатный бронебойно-подкалиберный снаряд имеет большую начальную скорость, чем считалось ранее. При расчётах был неверно оценен размер соответствующего порохового заряда.
Продуманная конструкция
Выяснилось, что Т-72 имеет хорошо продуманную защиту от атомного, химического и биологического оружия. Большая часть автоматики была электромеханической (на реле), что делало её нечувствительной к радиации. Высок был и уровень стойкости к электромагнитному импульсу (проводка была экранирована). С внутренней стороны брони было смонтировано покрытие толщиной 20-50 мм, защищавшее от гамма-лучей. Это покрытие также оказалось эффективной защитой от вторичных осколков при поражении кумулятивными снарядами небольших калибров. Уменьшалось как общее количество осколков, так и угол конуса их разлёта. Низкий профиль танка уменьшал вероятность его опрокидывания ударной волной. Интересной особенностью были подпружиненные заслонки воздухозаборников, защищавшие фильтры от повреждения взрывом.
Также были произведены замеры инфракрасного излучения танка. С переднего ракурса оно было низким, но выхлопная труба по левому борту давала чёткий инфракрасный сигнал. Танк мог устанавливать дымовую завесу, впрыскивая топливо в выпускной тракт двигателя, или с помощью дымовых гранат. Такая завеса давала хорошую маскировку в видимой части спектра, но оказывала очень ограниченное влияние на ИК-излучение нагретых деталей.
На одной из машин, прибывших в Швецию, на переднем бронелисте был установлен контейнер, содержащий электромагнит, создававший ложный магнитный силуэт танка перед его корпусом, что могло приводить к преждевременному подрыву мин, реагирующих на магнитное поле.
Результаты оценки эргономики не принесли сюрпризов. Небольшой размер корпуса оставлял экипажу весьма ограниченное пространство (особенно механику-водителю). Приборы наблюдения командира в ближней зоне имели весьма ограниченный боковой обзор, место стрелка было тесным, но вполне приемлемым. Кроме того, в танке оказался весьма высоким уровень шума и вибрации. При помощи простой модификации можно было получить место механика-водителя по комфорту не уступавшее Ikv 91.
Мы пришли к выводу, что машина была лучше, чем её репутация на Западе, но, как и все русские танки, она была создана для нападения, а не для войны с оборонительных позиций.
МТ-ЛБ становится Pansarbandvagn 401
Уже осенью 1992 года правительство приняло решение о закупке 800 МТ-ЛБ в Германии. Отдел бронетехники был перегружен работой по установочной серии Боевой Машины Strf 90, по закупке нового танка, по ремонту и модернизации Бронетранспортёра Pbv 302. Поэтому была организована небольшая группа под руководством майора Фосберга, которая и выполнила этот проект по закупке, крупнейший, если считать в единицах техники. Уже сама покупка машин со всеми принадлежностями требовала значительных усилий, так как состояние и самих машин, и ЗИПов к ним, было весьма туманно. В виду этого группе требовалось провести инвентаризацию, что тоже было непросто, так как система снабжения армии в Восточной Германии имела совершенно иную структуру, чем в Швеции. Кроме всего прочего, машины должны были быть отремонтированы и модернизированы по спецификациям бронетранспортёра Pbv 401, чтобы отвечать шведским требованиям по безопасности и обслуживанию. Ремонт и модернизацию производила фирма SIVG (которая в 1994 году сменила название на Neubrandenburger Fahrzeugwerk).
Больше техники с востока
Поскольку количество МТ-ЛБ было недостаточным, чтобы удовлетворить потребность армии в легкобронированных транспортёрах личного состава, руководство сухопутных войск предложило рассмотреть возможность использовать для этих целей БМП-1. FMV была настроена довольно скептически из-за ряда неопределённостей. Пушка требовала модернизации по соображениям безопасности. Из-за возраста и конструкции боеприпасы также требовали доработки или модернизации. Командование, тем не менее, настаивало на необходимости транспортёров, и было готово отказаться от функционирующей пушки.
В виду этого FMV получила распоряжение заказать БМП-1 для оценки и испытаний. Было приобретено пять машин. Их испытания велись одновременно в разных частях страны. И уже в июне 1994 года Правительство принимает решение о полномасштабных закупках. Состояние техники оказалось очень разным. Бонн отдал распоряжение складам, руководителями которых были бывшие полковники армии ГДР, поместить всё имущество, которое могло использоваться в гражданских целях, в крытые складские помещения. Для выполнения этого распоряжения военную технику очень часто приходилось выставлять под открытое небо, из-за чего многие машины были затоплены водой и подверглись сильной коррозии.
На проведение модернизации под шведские требования объявили конкурс. Самым лучшим оказалось предложение чешской компании VOP 026 из Штернберка. Она всячески стремилась показать, что отвечает западным требованиям. Компания была сертифицирована по ISO английским Лойдом, и соответствовала другим требованиям, выдвинутым FMV. Хотя выбор машины с самого начала выглядел сомнительно, благодаря хорошей работе FMV по сопровождению контракта, результат модернизации оказался лучше, чем можно было себе представить.
Решение Правительства о закупке БМП-1 также включало приобретение 32 танковых мостоукладчиков BLG 60. И в этом случае FMV выступила с критикой такого решения. Мостоукладчик был создан на базе танка Т-55, и требовал совершенно уникальной для Швеции системы обслуживания и снабжения запчастями.
Несущая способность мостов и их состояние не было документировано. Нагрузочные испытания, проведённые в Королевском Технологическом Институте (Kungliga Tekniska Högskolan) в Стокгольме, показали, что мост выдерживает 85 тонн. Это оставляло очень маленький запас прочности для танка Strv 122, который весит более 60 тонн. Обычно к мостам предъявляются требования двукратного запаса по прочности относительно веса техники, для которой они предназначены. При проведении усталостных испытаний мост разрушился после 996 проездов машины весом 65 тонн. Таким образом, ни одно из испытаний не было удовлетворительным. В случае принятия решения о закупке BLG 60, их использование должно было быть ограничено соблюдением строгих требований по безопасности. Положительным в этом контексте было то, что разворачивание моста была очень быстрым и простым, а стоимость принятия машины на вооружение – беспрецедентно низкой. На самом деле Швеция заплатила только за обновление, проведённое компанией Neubrandenburger Fahrzeugwerk. Мостоукладчик получил шведское обозначение Brobv 971.
Изложенные выше истории приведены в свете изменения роли командующих видами вооружённых сил и FMV в 1993-1994 годах. Ранее, FMV, подчинявшаяся Правительству, была ответственна за закупку и обслуживание военной техники, а руководство вооружённых сил привлекалось для консультаций. В приведённых случаях роли полностью поменялись: сухопутные войска обратились к Правительству с просьбой о закупке, которое передало её, в виде поручения для исполнения, в FMV. До руководителей FMV было доведено, что вся ответственность при этом также перейдёт заказчику (в данном случае – сухопутным войскам).
Т-80 – кандидат в шведские танки
Во время текущей работы с кандидатами на роль нового шведского танка, весной 1992 года, от политического руководства поступило предложение рассмотреть на эту роль и российский танк Т-80. Отдел бронетехники FMV подготовил вопрос, и наладил контакты с российским продавцом – Обронэкспортом.
В то время в России были сложные времена, и было трудно выйти на контакт и получить информацию как от российских официальных структур, так и от компаний. Посольству Швеции в Москве удалось, с помощью российских властей, согласовать визит шведской делегации. Однако повестка дня оставалась покрыта мраком до самого вылета в Москву.
Первая шведская делегация на переговорах о закупке в России
В аэропорту Шереметьево делегацию ожидал VIP-приём, и эскорт с мигалками до центра Москвы, где прошла встреча в рамках Совета по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. В Совете приняли участие представители Оборонпрома и еще нескольких организаций.
На следующий день делегация посетила Кубинку, находящуюся в 60 километрах к западу от Москвы, где их встретил командир танковой дивизии, генерал Журалов (Zuralov). На полигоне Кубинки был продемонстрирован танк Т-80У, – вариант с газотурбинным двигателем, производившийся в Омске.
Русские хозяева были совершенно открыты: делегации позволили фотографировать все детали танка, ничего не скрывали и во время презентации, и при ответах на вопросы. Завершилась демонстрация стрельбой управляемой ракетой на расстояние 4 километра. Цель была успешно поражена.
Поездка в Сибирь
Большим сюрпризом для делегации было предложение на следующий день слетать в Омск, на юг Западной Сибири. Делегации предоставили правительственный самолёт с салоном представительского класса, укомплектованным столом, диваном и креслами.
После трёхчасового перелёта делегация приземлилась в Омске, где была встречена заместителем директора завода, человеком невысокого роста (около 1 м), но очень большой компетенции. По советской традиции, директор располагался в Москве, и нас ожидало ещё несколько сюрпризов.
Омск – закрытый город в центре Сибири
Омск только недавно был открыт для посещения, после многих лет полной закрытости из-за военной промышленности – предприятий по производству танков и ракет. В виду этого в городе было мало гостиниц, и делегацию поселили в закрытом санатории, где устроили ужин и весьма представительный приём.
Земледелие в районе обеспечивает высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции. Также природа богата запасами леса, нефти и металла, благодаря чему Омск является экономическим центром Западной Сибири. Гости обнаружили тут несколько удивительных связей со Швецией. Город начал возникать вокруг редутов, устроенных в начале 18-го века. Их проектированием и постройкой занимался артиллерийский инженер-поручик, швед Каландер, попавший в русский плен под Полтавой в 1709 году. Принимали участие в строительстве будущего Омска и другие шведские офицеры. До революции в Омске находилось Консульство Швеции, сюда импортировали шведские технологии обработки молока. До сих пор в деревнях можно найти ручные сепараторы фирмы Альфа-Лаваль. Странным совпадением было то, что Омский Драматический Театр представил в том же году (1992) российскую премьеру пьесы про Стриндберга “Ночь Трибад”.
Теория, осмотр и тест-драйв
На следующий день эксперты в различных областях техники сделали обстоятельный доклад. Презентация была проведена на высоком техническом уровне, перемежаясь с патриотическими фразами про общее предназначение танка. Кондовая советская риторика бросалась в глаза, особенно у докладчиков старшего возраста. Молодой переводчик, который получил своё языковое образование в качестве офицера-переводчика ГРУ, переводил очень тщательно, но отметил, что ему самому этот жаргон не нравится.
У хозяев вызвал удивление тот факт, что шведы не имели в своём составе специального водителя, чтобы самим опробовать ходовые качества танка. Заезд, тем не менее, состоялся. Он прошёл на заводском полигоне, который был относительно ровным и лёгким для преодоления. Русские охарактеризовали его как сложный, и ограничили максимальную скорость – 60 км/ч. Машина оказалась простой в управлении и развивала очень хорошее ускорение. Подвеска, однако, оказалась более жёсткой по сравнению с западными танками, что, вероятно, и было причиной заданного ограничения скорости. Эргономика в целом была хорошей, но места внутри было меньше, чем в западных танках.
Следующим сюрпризом оказалось посещение завода. Было очевидно, что производство остановилось. Тем не менее, весь персонал был на рабочих местах. На входе в каждый цех делегацию встречал специально выделенный мастер, который рассказывал о своём технологическом участке. У каждого станка стоял оператор, перед которым лежала “синька” с чертежом изготовленной детали. Все были в чистой рабочей одежде, всё было вычищено и сверкало, но при этом было тихо, как в могиле.
После интенсивного дня прошла встреча с руководством предприятия, которое уже подготовило контракты – “Сколько танков хочет купить Шведское Королевство?” Делегации пришлось объяснять принятый в Швеции, у FMV, порядок заключения крупных контрактов. Важным их пунктом было то, что закупаемое оборудование должно быть испытано в Швеции, шведским персоналом.
По возвращении в Москву прошла ещё одна встреча с Оборонэкспортом и Главным Управлением по Сотрудничеству и Кооперации (ГУСК). Помимо испытаний Т-80 в Швеции, обсуждались и другие продукты и технологии для совместной разработки, такие, как активная броня для танков.
Танк Т-80 становится одной из альтернатив для Швеции
Швеции были необходимы новые танки для танковых и механизированных бригад. Существовал определённый консенсус относительно того, чтобы для танковых бригад выбрать лучшую из машин, предлагавшихся на рынке, а для механизированных бригад, в целях экономии, закупить что-нибудь попроще.
Основными кандидатами на танк для танковых бригад были: улучшенная версия немецкого Леопарда 2, американский М1А2 Абрамс, и французский Леклерк. При этом и немцы и американцы могли предложить в качестве танка для механизированных бригад машины того же типа, но предыдущих модификаций, и бывшие в эксплуатации. У французов подобного варианта не было. Таким образом, если бы Леклерк был выбран в качестве основного танка, Т-80 мог стать вариантом танка для механизированных бригад.
Для координации всех работ по танкам механизированных бригад была образована рабочая группа во главе с ведущим специалистом Хоканом Халгреном (Håkan Hallgren).
В течение весны 1993 года состоялось еще несколько поездок в Москву, итогом которых стало подписание соглашения между FMV и российскими властями об аренде танка Т-80 для испытаний в Швеции.
Самый “крутой” танк противника приезжает в Швецию
Когда в 1993 году в Швецию, для испытаний перед решением о закупке для механизированных бригад, прибыли два экземпляра известного русского танка Т-80У, для многих это было необычным впечатлением.
Т-80У имел экипаж из трёх человек. Вооружён он был 125мм пушкой с автоматическим заряжанием и раздельными выстрелами. Машина весом в 46 тонн оснащалась газотурбинным двигателем мощностью 1250 л. с. и развивала скорость 70 км/ч. Т-80У проходил испытания с октября 1993 по январь 1994, преимущественно в Центре Бронетехники в Шёвде (Skövde).
В январе 1994 года Правительство приняло решение о том, что основным боевым танком Швеции станет Леопард 2. Для механизированных бригад в Германии были арендованы, по низкой цене, бывшие в эксплуатации Леопарды 2А4. В виду этого испытания Т-80У прекратили, и в марте отправили их обратно в Россию. Большая часть тестов, которая не была выполнена из-за остановки испытаний, включала в себя проверку баллистической защиты танка обстрелом, проверку точности стрельбы основного орудия, и эксплуатационный анализ.
Полученные результаты были очень полезными и интересными:
Испытания стали значительным событием даже на международном уровне. Ведь это был первый случай, когда русское тяжёлое вооружение продемонстрировали на Западе.
Многие разочаровались, что испытания пришлось остановить до того, как были изучены все возможности машины по нападению и защите. Руководитель проекта предпринял попытку выступить против прекращения испытаний, но понял, что решение было принято на самом высоком уровне, когда начальник снабжения сухопутных войск FMV, генерал-майор Перкут Грин (Percurt Green) сказал: “Хокан, бывают моменты, когда нужно отвечать “Случашаюсь, генерал!”.
© Rickard O. Lindström, Carl-Gustaf Svantesson och Svenskt Militärhistoriskt Biblioteks Förlag, 2009
Перевод MaxWolf