Мало людей знает, что войска Противовоздушной обороны (ПВО) в России появились еще при императоре Николае II (1894-1917). «Щит» – оружие защиты, всегда идёт в ногу с «мечом» – оружием нападения. С появлением аэропланов и началом их использования в военном деле возник и вопрос о их принудительном заземлении.
Первые опытные стрельбы по воздушным целям (привязанные воздушные шаря и аэростаты) были проведены ещё в конце XIX века – 1890 году на Усть-Ижорском полигоне, а в 1891 году у Красного села. 1908 году в Сестрорецке был произведён опыт стрельбы по движущейся мишени (воздушный шар передвигали привязанные к нему лошади), в 1909 году опыт повторён под Лугой. Стреляли полевыми 3-х дюймовыми пушками, испытания показали, что воздушные цели можно уничтожать, но появилась необходимость создания специального зенитного орудия.
Русская военная мысль опережала костную бюрократическую машину, ешё в 1901 году военный инженер М. Ф. Розенберг создал проект 1-го зенитного орудия (57-мм), но его идею посчитали не заслуживающей внимания и отвергли. В 1908 году вопрос о необходимости создания зенитного орудия подняли специалисты Офицерской артиллерийской школы и Михайловской артиллерийской академии. Офицеры М. В. Добровольский, Е. К. Смысловский, П. Н. Никитин подготовили тактико-технические характеристики, В. В. Тарновский внёс предложение установить пушку на автомобиль, для увеличения мобильности зенитных батарей. В 1913 году проект был утверждён Главным артиллерийским управлением.
Собственно разработку орудия вёл технический руководитель Артиллерийской технической конторы Петербургского Путиловского завода Ф. Ф. Лендер. Ему помогали офицеры-артиллеристы В. В. Тарновский, П. А. Глазков, рабочие Ф. М. Гарковский, А. Я. Навядовский, В. И. Бирюков. В 1914 году орудие было создано, первые 4-ре образца установили на 5-ти тонных автомобилях Русско-Балтийского завода (их отправили защищать Царское село), в начале 1915 года прошли успешные испытания и орудия приняты на вооружение. В качестве боеприпаса использовался шрапнельный снаряд, при взрыве он давал разлёт осколков до 500 метров. Всего до 1918 года было изготовлено 148 «автопушек». Орудия устанавливались на автомобили, повозки, железнодорожные платформы и могли защищать войска на марше.
Тактико-технические характеристики пушки Лендера:
Калибр – 76, 2 мм;
Вес в боевом положении – 1300 кг;
Длина ствола – 30,5 калибров;
Начальная скорость снаряда – 588 метров в секунду;
Скорострельность – 15-20 выстрелов в минуту;
Максимальная дальность стрельбы по вертикали – 6900 метров;
Максимальная дальность стрельбы по горизонтали – 8500 метров.
Первая Мировая война
К началу Первой Мировой войны Россия (как и союзники по Антанте) не имела средств борьбы с воздухоплавательными аппаратами противника. Осенью 1914 года начинается формирование артподразделений зенитной направленности, для их вооружения использовали морские 75-мм пушки и 76-мм полевые пушки. Спешно разрабатываются «ямные» и тумбовые приспособления для увеличения угла возвышения и возможности кругового обстрела. Авторами этих приспособлений стали В. К. Матвеев, В. С. Мяги, В. И Рекалов, П. М. Радзивилович, Б. Н. Иванов. Были созданы первые приборы определения угла упреждения для стрельбы по воздушным целям – их авторы Я. Н. Перепёлкин, А. М. Игнатьев, И. А. Лауниц.
30 ноября 1914 года была создана Воздушная оборона столицы империи, её начальником стал генерал-майор Г.В. Бурман. В начале 1915 года в Царском селе была создана 1-я специальная зенитная батарея, её командиром стал капитан В.В. Тарновский, в марте она была направлена в действующие войска. 17 июня во время воздушного налёта противника, батарея Тарновского сбила 2-ва из 9-ти самолетов врага, этим был открыт счёт Русской зенитной артиллерии. 13 декабря 1915 года был дан приказ о создании 4-х лёгких батарей для стрельбы по воздушным целям, этот день считается днем создания войск войсковой ПВО. Всего за годы войны вошли в строй 251 зенитные батареи.
Ошибки военного командования вылились в то, что не был решён вопрос о подготовке личного состава ПВО. Лишь в конце 1917 года в Евпатории, была создана зенитная офицерская школа, 1-м её начальником заслуженно стал капитан В. В. Тарновский; в это же время подобная школа была создана на Северном фронте в городе Двинске.
Зенитная артиллерия (ЗА) была ещё очень далека от идеального состояния, так, по разным оценкам, средний расход боеприпасов в 1914-1917 гг. на один сбитый самолёт составлял от 8000 до 11000 снарядов. В 1918 году уже 3000 снарядов. Всего за годы этой воны ЗА сбила 1-н из 5-ти уничтоженных самолётов противника.
Зарождение авиации ПВО
В январе 1915 года на Русско-Балтийском заводе был построен 1-й самолёт-истребитель РБВЗ-С-16. Его скорость составляла 150 км. в час, на вооружении пулемёт стрелявший через винт самолёта. 4 июня создан специальный истребительный авиаотряд для защиты императорской резиденции в Царском Селе. 20 июля 1916 года считается днём рождения истребителной авиации.
В первую Мировую войну были созданы два основных рода войск ПВО: 1) зенитная артиллерия (ЗА), на вооружении которой были специальные зенитные орудия, или приспособленные под зенитки пушки полевой артиллерии; 2) истребительная авиация. Обеспечение их действий было возложено на службу обнаружения воздушного противника (позднее ВНОС – служба воздушного наблюдения, оповещения и связи) и прожекторами. С 1916 года в целях ПВО стали применять и аэростаты воздушного заграждения для защиты крупных городов. Одновременно в Российской империи создавалась и местная ПВО, задачами которой были: оповещение населения о угрозе воздушного нападения, маскировочные мероприятия, строительсво бомбоубежищ, ликвидация последствий авианалётов.