В России официальный развод первого лица государства в последний раз случился 316 лет назад, когда Петр Первый разошелся с Евдокией Лопухиной.
Венчание Петра и Евдокии состоялось в январе 1689 года, причем невеста была на три года старше будущего супруга – ему было 17, ей 20 лет.
Сказать, что этот брак был не по любви – значит, ничего не сказать. Юный царь в выборах невесты и в самом решении о браке не принимал никакого участия – весь процесс взяла в свои руки его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича. Кстати сказать, Наталья Кирилловна и сама была второй женой царя. Правда, Алексей Михайлович не разводился – его первая жена, родившая тринадцать детей, скончалась от последствий очередных родов.
Наталья Кирилловна, устраивая брак сына, пеклась не столько о его семейном счастье, сколько о вопросах большой политики. В России к тому времени сложилась непростая ситуация: после стрелецкого бунта официально на троне оказалась два царя – Иван и Петр, обязанности регента при которых исполняла их старшая сестра Софья. Различные политические силы пытались укрепить свое влияние.
Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны Лопухиной
Царь Иван Алексеевич вступил в брак с Прасковьей Салтыковой, и пара ждала ребенка. В этой ситуации отец семейства Иван в глазах общества выглядел более легитимным главой государства, нежели не обзаведшийся семьей Петр. К тому же брак в то время обществом воспринимался как достижение совершеннолетия, что позволяло царю избавиться от настойчивой опеки старшей сестры.
Наталья Кирилловна выбрала в качестве невесты для сына Евдокию Лопухину неспроста – Лопухины выступали в качестве союзников Нарышкиных, были популярны в стрелецких войсках, к тому же этот род был чрезвычайно многочисленным, что тоже было немаловажным фактором.
Петр был уже увлечен армией, кораблестроением, западным образом жизни, в то время как Евдокия была воспитана в традициях Домостроя. Тем не менее, примерно в течение года отношения у супругов были отношениями влюбленной пары. Это неудивительно – в традициях того времени опыта первой любви у молодых людей попросту не было, и их друг к другу тянула новизна новых ощущений.
Однако в дальнейшем в семье начался разлад, причин которому было несколько. Во-первых, как уже говорилось, Евдокия не разделяла интересов мужа. Во-вторых, современники отмечают, что при внешней красоте Евдокия Лопухина не блистала умом, и не умела подстроиться под супруга. В-третьих, не сложились отношения и со свекровью – Наталья Кирилловна осталась недовольна невесткой. Здесь «поспособствовали» и родственники – Лопухины оказались не надежными союзниками, а людьми алчными и корыстолюбивыми, устроившими шумный дележ государственных постов.
В течение первых трех лет Евдокия родила Петру троих сыновей: Алексея, Александра и Павла, однако двое младших умерли во младенчестве.
Царский брак трещал по швам: в 1692 году Петр Первый завел роман с жительницей Немецкой слободы Анной Монс. До смерти Натальи Кирилловны в 1694 году царь, тем не менее, старался не выражать своего негативного отношения к жене.
К 1697 году царственные супруги даже не переписывались, и более того, царица примкнула к партии противников Петра Первого. После этого царь принял окончательное решение о разводе. Находясь в Великом посольстве за границей, он отдал приказ оставшимся в Москве ближним боярам склонить Евдокию к постригу в монахини – именно такая судьба ждала цариц-«разведенок» в России в этот период времени.
Евдокия отказалась, мотивируя это заботой о сыне, царевиче Алексее.
Сторонников у царицы было более чем достаточно, даже патриарх Андриан пытался «вразумить» Петра.
Это, однако, дало обратный эффект – разъяренный царь отдал приказ постричь Евдокию в монахини насильно. В сентябре 1698 года царицу заточили в Суздальско-Покровский монастырь, где она стала монахиней под именем Елена. Более того – царь не выделил денег на содержание бывшей жены, поручив заботы о ней ее родственникам Лопухиным.
Петр не учел одного – силы русских традиций и степени сопротивления его реформам. Пока он, занятый строительством Петербурга, флота, войной со шведами, не вспоминал о бывшей супруге, та жила в монастыре мирянкой, вступала в контакт с противниками царя, принимала почести, положенные царице и, что уж было совсем немыслимо, завела себе любовника.
Отношения Евдокии с майором Степаном Глебовым начались примерно в 1709 году и продолжались длительное время. Правда всплыла в ходе расследования «дела царевича Алексея», когда Петр Первый заподозрил сына и его окружение в заговоре.
К следствию о заговоре в 1718 году была привлечена и Евдокия. На допросе связи с Глебовым она не отрицала, за что по приговору суда священнослужителей была выпорота кнутом. Многие из окружения царицы были казнены.
Самая страшная участь выпала на долю Степана Глебова – его долго пытали, добиваясь признания в заговоре против государя. Глебов, признавшийся в связи с царицей, это обвинение отрицал. Он был казнен посажением на кол и мучительно умирал в течение 14 часов. Некоторые современники утверждали, что Евдокию заставили присутствовать при казни любовника.
Самая царица была перевезена в Ладожский монастырь, а спустя семь лет в Шлиссельбург.
Ей досталась удивительная судьба – Евдокия пережила мужа, вторую жену Петра, сына и даже внука Петра II, который освободил ее из заключения, выделил денежное содержание и восстановил ее во всех правах.
В 1730 году, после скоропостижной смерти Петра II, Евдокия Лопухина называлась в качестве претендентки на престол. Однако ей к тому времени уже исполнилось 60 лет, здоровье было подорвано во время заключения.
Умерла Евдокия Лопухина 27 августа 1731 года в Москве, была похоронена в Новодевичьем монастыре.
Евдокии Лопухиной приписывают проклятье, пророчащее гибель Петербургу. «Месту сему пусту быть!» – якобы воскликнула царица, когда ее увозили в монастырь. Кто-то считает, что пророчество исполнилось в период чудовищной блокады Ленинграда, кто-то видит его исполнение в потере Питером столичного статуса, кому-то опустошение Северной столицы видится в будущем.
Как бы то ни было, времена изменились, и у, в каком-то смысле, «последовательницы» Евдокии Лопухиной Людмилы Путиной нет оснований делать подобного рода страшные проклятия в отношении российских городов и весей. Во всяком случае, хочется в это верить.
Андрей Сидорчик. АиФ.