
Судьба первого черноморского дредноута линейного корабля Императрица Мария, с впечатляющей предысторией его создания, боевой славой и внезапной гибелью, вызывает множество ассоциаций со всей историей военного кораблестроения в Николаеве. Императрица Мария была торжественно спущена на воду 19 октября 1913 года с первого стапеля Русского судостроительного общества (Руссуд). Корабль отвечал самым высоким требованиям морской стратегии начала прошлого века. Длина корпуса 168 м, осадка 8,5 м.
При максимальной скорости хода 21 узел, он нес четыре трехпушечные башни, каждое орудие имело калибр 305 мм, и двадцать 130 мм. Четыре торпедных аппарата. При этом броня линкора в главном поясе достигала 300 мм. Экипаж корабля более 1300 человек.
В эти годы крупнейшие морские державы развернули гонку дредноутов – соревнование в мощности линейных кораблей, которые составляли основу боевой мощи военных флотов. В преддверии первой мировой войны балтийские берега Российской империи прикрывал вполне современный флот, главную ударную силу которого составляли четыре линкора серии Севастополь, построенные в 1909-19014 годах. Черноморский флот, лишенный возможности прохода через Босфор, был ослаблен затяжным запретом на модернизацию после Крымской войны. Впрочем, восемь старых эскадренных броненосцев вполне были способны сдерживать столь же старый турецкий флот, поэтому занимал немного места в первых версиях программы судостроения Морского Генерального штаба: эсминцы и подлодки.
Однако в январе 1910 года становится известным, что Германия передает Турции два новейших линейных крейсера и четыре новых эсминца, еще 4 эсминца южный сосед получает от Франции. Это кардинально меняло ситуацию на Черноморском театре военных действий. Нужно отдать должное имперским ведомствам: советские фильмы и книги уверяли нас в медлительности и косности царской бюрократии, однако вот в этом (и не только в этом) случае ответ был очень быстрым и эффективным. Уже летом этого же года, проведя инспекцию Николаевского адмиралтейства (ныне завод им.
61 коммунара) и бельгийской верфи Наваль, Морское министерство принимает решение об их модернизации. К сентябрю того же года Государственная дума принимает решение о выделении 100 млн. рублей на строительство трех линейных кораблей и девяти эсминцев для Черноморского Флота. Линкоры во главе перевооруженного ЧФ должна были обеспечить захват черноморских проливов и Константинополя имперскую мечту со времен Потемкина и Екатерины II.
Тут возникает то, что можно назвать подключением частной инициативы и государственными интересами, а можно олигархизацией экономики и рейдерством. Но сравните результаты сходных действий прошлого и нынешнего века Осенью 1911 г. было создано акционерное Русское судостроительное общество, в которое вошли высокие чины из Морского министерства, крупные коммерсанты и члены царской семьи. Руссуд получает заказ на два линкора.
Новому предприятию были переданы земли и сооружения Николаевского адмиралтейства. Но основные мощности новой верфи стапеля, эллинги, корпусная мастерская, вся инфраструктура и т. д. строились фактически с нуля.
А в начале 2012 года был заложен первый линейный корабль. Строительство завода и строительство линкоров велось практически одновременно. Третий заказ передали Обществу николаевских заводов и верфей, история появления которого также симптоматична. Николаевская верфь Наваль, созданная бельгийцами, была самой современной на Черном море.
Но военные заказы к тому времени могла получить только российская компания. В том же 1911 году завод Наваль перешел всобственность анонимного Общества Николаевских заводов иверфей (ОНЗиВ) с французским капиталом. Через год значительная часть акций ОНЗиВ перешла всобственность Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. Следствием этого стало преобразование в1913 году французского ОНЗиВ врусское акционерное общество под темже названием и получение долгожданных военных заказов.
Вернемся к результату. Спустя всего полтора года (. ) (не будем вспоминать о бедном корвете) после закладки, был спущен на воду первый черноморский линейный корабль, названный Императрица Мария. (фото с сайта Правда, из-за многочисленных проблем с доставкой механизмов из Англии и просчетов в проекте, которые пришлось исправлять на ходу, приемные испытания корабль прошел только в августе 1915 года.
К тому времени Турция получила только один ожидаемый немецкий линкор, Гебен. Но, в паре с современным легким крейсером Бреслау он чрезвычайно досаждал русским в Черном море и проливах. Императрица Мария и ее сестры по проекту практически сразу выдавили Гебен и Бреслау, надежно блокировав Босфор. 20 октябре 1916 г.
вся Россия была потрясена известием о гибели своей гордости, новейшего линейного корабля русского флота Императрица Мария. У линкора, стоявшего на рейде в Севастополе, взорвались пороховые погреба, и корабль затонул. Рассмотрев возможные причины возникновения пожара в погребе, комиссия остановилась на трех наиболее вероятных: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или самим порохом и, наконец, злой умысел. Самовозгорание делали возможным известные недоработки конструкции, не обеспечивавшие должного охлаждения пороховых погребов.
Но наиболее популярной в народе, литераторов и лиц, ответственных за катастрофу, разумеется, стал злой умысел. Сомнения вызывает отсутствие попыток диверсий со стороны немцев на куда более важных для них балтийских линкорах. Да и уничтожение одного линкора уже не могло изменить ситуацию в Босфоре, наглухо блокированном русскими минными полями. Более того, спустя шестнадцать лет, уже советское ОГПУ получит признание некоего Вермана, в подготовке диверсий на николаевских верфях и своем участии в организации подрыва Императрицы Марии.
Верить ли признанию немецкого агента в застенках ОГПУ в 32-м решать вам. А Руссуд, за неполные три года модернизированный частным капиталом при поддержке государства, успешно строил для Черноморского флота, кроме линкоров, эскадренные миноносцы, легкие крейсера, подлодки и другие корабли. Пожалуй, до середины 30-х гг. он оставался одной из наиболее современных мировых военных верфей.
Статья взята с: http://vitea-testis.livejournal.com


