
Много славных страниц записано в истории становления и развития Российского флота на Черном море, но есть и трагические. Такой трагической страницей стала гибель линейного корабля Черноморского флота Российской империи Императрица Мария на якорной стоянке в Северной бухте Севастополя, расположенной между Павловским мысом и причалом Апполоновой бухты, в октябре 1916 года. Причиной появления в начале двадцатого века Дредноутов, кораблей с более мощной броневой защитой и орудиями большого калибра послужило противостояние Российского и Турецкого государств на Черном море. Противоборствующие державы понимали у кого линейных кораблей нового поколения будет больше, тот и будет хозяином Черного моря.
Учитывая тот факт, что Черноморский флот в основной своей массе состоял из устаревших эскадре них миноносцев, Турецкое правительство заказывает в Европе строительство трех линейных кораблей, что в будущем обеспечивает ей превосходство. Этот шаг, вынудил Россию заложить в Николаевских верфях серию из четырех линкоров типа Севастополь, в то время как подобного типа линкоры уже несли службу на Балтийском флоте. В 1911 году был заложен первый линкор, получивший имя Императрица Мария. В октябре 1913 года линкор был спущен на воду.
В 1915 году Императрица Мария вошла в состав Черноморского флота. Линкор был вооружен двенадцатью орудиями калибра 305 мм и двадцатью 130 мм пушками. По прошествию времени в состав Черноморского флота вошел еще один однотипный корабль Императрица Екатерина Великая. В апреле 16-го года два линкора нанесли сокрушительные удары по германо-турецкой эскадре, состоящей из крейсера Бреслау и Гебен.
В июле 16-го года на Императрице Марии поднял свой флаг вице-адмирал Александр Васильевич Колчак. За небольшой период, с июня по октябрь линкоры совершили двадцать четыре боевых выхода, что позволило закрыть Черное море от рейдеров противника. На рассвете 7 октября 1916 года на Императрице Марии, стоявшей в Северной бухте Севастополя, прогремел взрыв. Матросы, которые находились в носовой части корабля, услышали шипение горящего пороха, после чего появились клубы дыма и языки пламени, вырывающиеся из амбразур башни главного калибра.
После сигнала пожарной тревоги, команда начала принимать меры по заливу водой подбашенного отделения. Но, не смотря на все усилия команды, прогремел мощный взрыв, при этом столб пламени и дыма взметнулся на высоту более трехсот метров. В результате взрыва, был вырван большой участок палубы, разрушены боевая рубка, мостик, носовая труба и фок-мачта, в корпусе образовалась дыра. Большое число личного состава линейного корабля было убито или тяжело ранено.
Они были, в большинстве случаев, обожжены и выброшены взрывной волной за борт. После отключения электропитания на линкоре прогремел еще ряд мелких взрывов. По прошествию пятнадцати минут после начала пожара на Императрицу Марию прибывает Колчак. По его приказу к горящему кораблю подводятся портовые суда для тушения пожара.
После долгой и тяжелой битвы за жизнь корабля, пожар был потушен, но прогремел еще один взрыв, по своей силе превзошедший первый, корабль стал оседать на нос и кренится на правый борт, потеряв устойчивость, линкор перевернулся и затонул. Вместе с кораблем погибли инженер-механик, два кондуктора и двести двадцать пять матросов. Произошедшая трагедия потрясла всю Российскую империю. По выяснению причин гибели судна была создана комиссия Морского министерства во главе с адмиралом Яков левым.
Комиссия рассматривала три версии, это самовоспламенение пороховых зарядов, небрежность при обращении с огнем или порохом и злой умысел, с целью совершить диверсию. В ходе следствия две версии были исключены так, как на Императрице Марии применялся качественный порох, самовозгорание которого не наблюдалось, а конструкция артиллерийских башен и пороховых погребов исключала любую возможность возникновения пожара по неосторожному обращению с огнем. Комиссии оставалось заняться только третей версией, тем более незадолго до взрыва на линкоре проводились ремонтные работы с участием сотни мастеровых. По городу ходили слухи, что взрыв должен был уничтожить в месте с кораблем и вице-адмирала Колчака.
Но, жандармерия и контрразведка не смогли найти доказательств. Однако, по прошествию семнадцати лет, в 1933 году в Николаеве ловецкой контрразведкой арестован Верман. В ОГПУ Верман дал показания, что его группа готовила диверсии на строившихся кораблях не только в Николаеве, но и в Севастополе. Странно, но в 1916 году, Верман был депортирован из России, а уже в 1920 году от Германского правительства награжден Железным крестом.
Но доказательств уличающих в причастности немецких диверсантов в гибели линкора не было. В 1918 году проводились работы по подъему корпуса линкора. Работы проводились старшим судостроителем Севастопольского порта корабельным инженером Сиденсенером по проекту академика Крылова. Проект заключался в заполнении отсеков корабля сжатым воздухом, корабль всплывал вверх килем и в таком положении заводился в док, где проводилась заделка всех трещин и отверстий в корпусе.
Затем, корабль должен был быть выведен из доков на глубокое место и перевернут, путем заполнения отсеков противоположного борта водой. Корабль удалось поднять и даже завести в док, но началась революция, гражданская война, о линкоре забыли. Лишь в 1926 году повторно линкор был введен в док и в 1927 году полностью разобран на металлолом. В тридцатых годах башни главного калибра были подняты со дна Северной бухты и в 1939 году были установлены на береговой батарее 30.
Прослужили они до 42-го года, громя немецко-фашистских захватчиков. Их и посей день можно увидеть на легендарной батарее. Несмотря на все попытки комиссии так и не удалось установить истинную причину взрыва на линейном корабле Императрица Мария, она и посей день остается загадкой.
Статья взята с: http://shipsworld.ru


