Старшие товарищи старались привить скаутам (их еще называли юными разведчиками или потешными) “рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям”. Скауты ходили в походы, ночевали у костра, посещали церковь. Паренек, вступающий в ряды скаутов, клялся “быть полезным и честным гражданином России”, “всегда правдивым и верным данному слову”, вежливым, аккуратным, веселым, никогда не падать духом, помогать старикам, детям и женщинам, быть другом животных.
Первым скаутом России был назван цесаревич Алексей, а покровительство над “Обществом содействия организации юных разведчиков (скаутов)” взяла на себя великая княгиня Елизавета Федоровна. Считалось, что движение стоит вне политики, чуждой “юной, еще не окрепшей душе школьника”. Однако при этом русские скауты клялись “исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем”, беспрекословно подчиняться приказам своих начальников и Суду чести.
В 1910-1911 годах в начальных школах России была введена строевая подготовка – как часть военно-патриотического воспитания. В декабре 1912 года военный министр Сухомлинов добился у царя согласия назначить командира лейб-гвардии гусарского полка генерала В. Н. Воейкова главноуправляющим по делам физического развития населения. Коковцов принялся объяснять государю, что нельзя назначить человека “главноуправляющим”, когда нет соответствующего главного управления. Полковник Романов не понял юридических тонкостей и был крайне раздражен: “Я не имею больше права делать то, что нахожу полезным, и это начинает мне надоедать!” И хотя Коковцов сам предложил выход – высочайшим повелением поручить Воейкову наблюдать и руководить всем делом обучения военному строю и гимнастике, осадок, как говорится, остался.
Однако, основателем скаутского движения считается не генерал-адъютант Владимир Воейков, а полковник Олег Иванович Пантюхов.
В 1909 Пантюхов, прочитав книгу основателя всемирного скаутского движения Робертa Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», решил основать в России скаутский отряд. Зимой 1910—1911 года Пантюхов встречался в Петербурге с Баден-Пауэллом, который находился в России по приглашению Николая II.
После встречи с Баден-Пауэллом, Пантюхов посетил ряд зарубежных скаутских организаций и по материалам поездки написал первые русские книги о скаутском движении «Памятка Юного Разведчика» и «В гостях у Бой-скаутов» (1912)
Во время Первой мировой войны Пантюхов находился на фронте и дослужился до полковника.
Был награждён орденом Святого Георгия за мужество и храбрость в бою с немцами под местечком Майшагола 3 сентября 1915 года. В августе 1917 года Пантюхов был назначен начальником 3-й Московской Школы Прапорщиков.
В 1920 эмигрировал за границу вместе с семьёй. В эмиграции основал Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС). В 1922 году переехал в Нью-Йорк. Умер в 1973 году.
Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке.
В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает “легион юных разведчиков”, организованный преподавателем латыни В.Г.Янчевицким (известным впоследствии как писатель В.Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь — Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической), отряд был создан из числа её учеников.
Основателем московского скаутизма является редактор журнала “Вокруг света” В.А.Попов. В качестве педагога Владимир Алексеевич Попов принимал активное участие в скаутском движении, будучи одним из руководителей московских скаутов. В его журнале печатался и скаутский листок «Будь готов!»;
в 1915 г. он создал первый в мире скаутский музей. Его должность в скаутском движении в разных источниках определяется как начальник Первого Московского отряда, упоминается и должность инструктора Второго московского отряда скаутов при Императорском речном яхт-клубе. Последний отряд — «речных скаутов» — был создан лично Поповым весной 1916 г.; его отличали синие галстуки. Попов организовал ему 6-недельный лагерь на территории яхт-клуба на Воробьёвых горах.
Попову принадлежит музыка скаутского гимна «Будь готов!» (1915, слова Николая Адуева и популярная скаутская (в СССР – пионерская) песня «Картошка». После перерыва в редакторской деятельности, вызванного революцией, поступил в кооперативное издательство «Земля и фабрика» и в 1925 г. стал издавать журнал «Всемирный следопыт», затем (с 1927]) — «Вокруг света», восстановленный им в качестве приложения к «Всемирному следопыту». Там, в частности, был впервые опубликован роман Беляева «Человек-амфибия». После ликвидации негосударственных издательств «Всемирный следопыт» (с литературным приложением «Всемирный турист») был закрыт; уцелел только «Вокруг света» (1932). В 1935 году в Свердловске Попов создал журнал «Уральский следопыт», также закрытый на девятом выпуске (но впоследствии, после смерти Сталина, возобновлённый и получивший широкую известность). Дальнейшие его попытки заниматься любимой деятельностью потерпели провал. Погиб в автокатастрофе.
В Киеве зачинателем скаутизма был гимназический преподаватель А.К.Анохин, впоследствии (1915 г.) организовавший первый отряд герл-скаутов. Обозначившийся провал движения “потешных” склонил “сферы” в сторону поддержки чистого скаутизма, и в августе 1914 года организуется “Общество содействия мальчикам-разведчикам” – “Русский скаут”. Председателем общества стал вице-адмирал И. Ф. Бостром (ранее курировавший “потешных”), вице-председателем – Пантюхов.
С этого момента, скаутинг в России начинает стремительно развиваться. в 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т.п. русского скаутизма. Новая волна скаутского движения в Москве (как и в России) связана с событиями Первой мировой войны, подъемом патриотических настроений, ростом активности подростков: создание в школах санитарных дружин; сбор вещей для фронта; рост трудовых детских сельскохозяйственных дружин учащихся и т.п.
Создаются общества содействия русским скаутам.
Москва активно включается в этот процесс.
В 1914 году по инициативе и при непосредственном участии, покровительстве Ее Высочества – великой княгини Елизаветы Федоровны, В.В. фон Мекк создает отряд гимназистов и начинает с ними занятия по системе скаутинг. К организации занятий привлекаются видные врачи, военные, спортсмены. После отправки В.В.фон Мекк на фронт, руководство юными разведчиками Княгиня возложила на генерал-майора в отставке И.П.Чайковского (брата композитора), который организовал «Общество содействия организации юных разведчиков г. Москвы». Профессор Московского университета В.М. Зыков вел занятия с юными разведчиками по оказанию первой медицинской помощи при институте им. Морозовых. Мануфактур-советник Н.И.Прохоров, и.о. предводителя дворянства Звенигородского уезда Т.Ф. Карков, протоиерей отец К.А.Василевский и другие оказывали материальную помощь и поддержку московским скаутам-разведчикам.
Великая княгиня Елизавета Федоровна взяла над «Обществом» свое покровительство.
23 апреля 1915 года, в день Георгия Победоносца, в городском Манеже состоялся праздник скаутов, на котором дети приняли присягу на верность царю..
Летом 1915 года был проведен большой лагерный сбор. На средства В.Н. Воейкова был построен стационарный гимнастический городок, площадка для игр и спорта. Издатель И.Д.Сытин пожертвовал большую библиотеку. Лагерь действовал на принципах самодеятельности. Юные разведчики помогали крестьянам на сенокосе, участвовали в «ночных играх и занятиях», собирались на беседы у костра. В работе лагеря выделились инструкторы, будущие лидеры детского движения Москвы – Николай Фатьянов, Борис Трофимов и другие.
Московскую дружину отличала широкая общественная деятельность и в городе: дежурство на вокзале, организация сборов в по мощь фронту, показ спектаклей в госпиталях. Возглавляли дружину И.М.Громов и В.А.Попов.
К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.
После Великой Октябрьской социалистической революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся имперско-патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона.
Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну.
Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены.
С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях;
Дети и подростки, сочувствующие революции, избивали их и “сдавали” их в ОГПУ.
Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.
В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 100 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство костра», члены которого пели:
Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати!
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!
Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г