6 мая (ст.с.) – день рождения Императора Николая II. Фигура этого русского Государя на протяжении многих десятилетий остается предметом исторических спекуляций. Среди прочего критики “проклятого царизма” усиленно напирают на, якобы, бедственное положение угнетенных масс трудящихся, которое, де, и стало причиной революции 1917 г.
А между тем, солидные исторические исследования свидетельствуют, что в начале 20 в. в России при непосредственном участии и при полном одобрении со стороны Государя разрабатывалась и осуществлялась невиданная еще программа социального развития. Эта сторона деятельности последнего императора замалчивалась историографией, ибо слишком уж не соответствовала образу “мрачного прошлого”, о котором твердила советская и либеральная пропаганда. Однако, объективный анализ социальной политики Николая II, сделанный современными исследователями ошеломляет – никогда еще в истории России государство не уделяло такое внимание социальным вопросам, и никогда еще эта сфера не развивалась столь высокими темпами.
В конце XIX века ситуация в сфере здравоохранения и медицины в России была крайне неблагополучной – социальные изменения, повлекшие за собой изменения традиционного уклада жизни, перемещение больших масс людей – все это привело росту заболеваний и повышению смертности. По уровню смертности и средней продолжительности жизни Россия занимала одно из последних мест в Европе. Такое положение не могло, конечно, устраивать ни власти, ни общество.
И меры были приняты – с 1901 по 1913 год бюджетные расходы на медицинскую часть возросли с 43,9 млн. руб. до 145,1 млн. руб., то есть в 3,3 раза! Число врачей в Империи выросло к 1915 году до 33,1 тысяч, что вывело нашу страну по этому показателю на второе место в Европе и третье место в мире. При этом в наиболее крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе) число врачей на душу населения не уступало ведущими мировым столицам – Вене, Берлину, Парижу и т.д.
Важно отметить, что составной частью создания системы здравоохранения была ее доступность для населения. Медицинская помощь во всех государственных и земских медучреждениях по месту жительства была бесплатной. В сельских, земских и муниципальных лечебницах лекарства обратившимся за помощью выдавались бесплатно. В результате бесплатное и качественное медицинское обслуживание постепенно становилось доступным для самых различных слоев населения страны. Это наглядно показывает медицинская статистика. В 1901 г. в России медицинскую помощь получили 49 млн. человек, в 1904 г. – 57 млн., в 1907 г. – 69 млн. и в 1913 г. – 98 млн. человек, то есть две трети всего населения. При этом примерно 90% больных обращались в общественные лечебницы и только 7% к частнопрактикующим врачам.
Именно при Николае II в России появилось то, что вошло сейчас в привычку – родильные дома и станции скорой помощи, женские консультации и молочные кухни, участковые врачи и больничные листы. Главным свидетельством успешности политики царского правительства в сфере здравоохранения служит увеличение численности населения империи со 129 млн. человек в 1897 г. до 179 млн. человек в 1915 г. Ни до, ни после этого времени такого прироста численности населения наша страна не знала.
Не менее динамично развивалась и сфера образования. В период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведения на всех уровнях. За 15-летний период (1896 по 1910) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. В 1903-1912 годах доля ассигнований Министерству народного просвещения возросла в государственном бюджете с 2.1% до 4,4% – т.е. более чем в два раза. Фактом исторического значения явилось то, что в 1900 – 1913 гг. в обучение включались дети из всех слоев населения. Произошло преодоление такой ситуации, когда образование было доступным только для представителей привилегированных групп.
В 1908 году в России принимается программа перехода ко всеобщему и обязательному образованию населения. Рассчитанная сроком на 20 лет она предусматривала ежегодное увеличение государственных кредитов на народное образование на 20 миллионов рублей. К 1915 году на всеобщее обучение перешли 51 уезд России (не считая крупных городов). Как показала проведенная Наркомпросом РСФСР в 1920 г. перепись, 86% подростков в возрасте от 12 до 16 лет были грамотными или имели начальное образование.
В результате этой деятельности к 1914 году правительству в целом удалось переломить негативные тенденции начала века и в значительной степени укрепить русское общество. Тогдашний премьер-министр Столыпин писал: “Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!” Можно быть уверенным, что если бы развитие государства не было нарушено при активном участии враждебных внешних сил, то кризисные тенденции были бы ликвидированы если не окончательно, то сокращены до такой степени, когда они уже не представляли бы опасности для страны.