Среди матросов ходили слухи, что взрыв

Среди матросов ходили слухи, что взрыв

В легендах моряков всего мира непременно встречается некое проклятое место, где часто и загадочно гибнут корабли. Наиболее известным из них является пресловутый бермудский треугольник. В Черном море у побережья Севастополя частным местом кораблекрушений является район Ласпи. В Севастопольской бухте есть тихое место между Павловским мысом, где расположен флотский госпиталь, и тихим причалом Апполоновой бухты.

Но именно на этом месте в XX веке с интервалом в 49 лет погибли в своей гавани вдали от боя мощнейшие линейные корабли Черноморского флота Императрица Мария и Новороссийск. ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ УНИЧТОЖИТЬ. В начале XX века крупнейшие морские державы мира начали активное строительство линкоров самых мощных боевых кораблей того времени настоящих плавучих островов с колоссальной броней и мощнейшими орудиями. Постоянный противник России на Черном море Турция заказала в Европе 3 линкора типа Дредноут.

Появление их в составе турецкого флота обеспечило бы противнику подавляющее превосходство над устаревшими эскадренными броненосцами Черноморского флота. Балтийские берега России надежно защищала бригада из 4 новейших линкоров типа Севастополь. Столько же линейных кораблей, превосходящих по мощи балтийские, было решено построить и на Черном море. В 1911 году на верфях города Николаев был заложен первый из кораблей новой серии, получивший имя Императрица Мария.

К октябрю 1913 года линкор был спущен на воду. Достраивался он уже под залпы начавшейся мировой войны. С первых ее дней на Черном море развернулись боевые действия. Прорвавшиеся в августе 1914 года через черноморские проливы германский линейный крейсер Гебен и всегда сопровождающий его легкий крейсер Бреслау были фиктивно куплены Турцией и переименованы в Явуз Султан Селим и Мидилли, сохранив германские экипажи.

На рассвете 29 октября 1914 года серая тень Гебена возникла у входа в Севастопольскую бухту. Без объявления Турцией войны его десять 280-миллиметровых орудий ударили по спящему городу, кораблям на рейде. Снаряды германо-турецкого рейдера разорвались на улицах Корабельной слободки и среди построек госпиталя, где погибли несколько пациентов. Черноморские моряки решительно вступали в бой с рейдером на своих уступающих по бронированию и калибру орудий броненосцах, но ничем не могли компенсировать недостаток скорости.

Быстроходный, прекрасно бронированный и вооруженный Гебен легко уходил от преследования и искал легкую добычу. У севастопольских берегов он потопил минный транспорт Прут с грузом морских мин и старый эсминец Лейтенант Пущин. Черноморский флот отчаянно нуждался в кораблях, которые на равных могли драться с этим детищем сумрачного тевтонского гения. 23 июня 1916 года на рейде Николаева взвились над мачтами Императрицы Марии окропленные святой водой Андреевский флаг и гюйс.

Неторопливо, в сознании собственного величия и значимости момента, входил линкор на Севастопольский рейд днем 30 июня 1915 года. 12 орудий калибра 305 миллиметров и двадцать 130-миллиметровых пушек были готовы дать отпор врагу. Вскоре в состав Черноморского флота вошел однотипный корабль Императрица Екатерина Великая. Новые линкоры положили конец господству германских рейдеров на Черном море.

4 апреля 1916 года у берегов Новороссийска комендоры Императрицы Марии с третьего залпа накрыли германо-турецкий крейсер Бреслау, отступивший на полном ходу. 8 января 1916 года получивший повреждения в бою с Императрицей Екатериной Гебен бежал в Босфор. В июле 1916 года командующим Черноморским флотом назначается отчаянно смелый и энергичный вице-адмирал Александр Колчак, поднявший свой флаг на Марии. В июне-октябре 1916 года Мария и Екатерина совершили 24 боевых похода.

Используя мощь новых линкоров, минные постановки у Босфора, Колчак уже через несколько месяцев запер Черное море от вражеских рейдеров Но. утром 7 октября 1916 года на стоявшем в Северной бухте Севастополя линейном корабле Императрица Мария прогремел взрыв. Сначала матросы, находившиеся в носовой части линкора услышали шипение горящего пороха, а затем увидели дым и пламя, выбивавшиеся из амбразур башни. На корабле сыграли пожарную тревогу, матросы начали заливать водой подбашенное отделение.

В 6. 20 корабль потряс сильнейший взрыв. Столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 метров. Взрывом вырвало огромный участок палубы, снесло боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту.

В корпусе корабля позади башни образовался провал, из которого торчали куски искореженного металла, выбивались пламя и дым. Множество моряков было убито, тяжело ранено, обожжено и сброшено силой взрыва за борт. Перестали работать пожарные насосы, отключилось электроосвещение. Затем последовал еще ряд мелких взрывов.

Спустя 15 минут после начала пожара на линкор прибыл Колчак. Он отдали приказ подвести для тушения пожаров портовые суда и развернуть корабль. К 7 утра пожар стал стихать. Казалось, что Императрица Мария спасена.

Но прогремел еще один взрыв, более мощный, чем предыдущие. Линкор стал быстро оседать носом и крениться на правый борт. Командующий флотом отдал приказ покинуть гибнущий корабль. Когда носовая часть и пушечные порты ушли под воду, линкор, потеряв остойчивость, опрокинулся и затонул.

При взрывах и пожаре погибли инженер-механик, два кондуктора и 225 матросов. Трагедия потрясла всю Россию. Выяснением причин гибели линкора занялась комиссия Морского министерства, которую возглавил бывший командир линкора Петропавловск адмирал Яковлев. Членом комиссии был и великий российский кораблестроитель, член Академии наук России Крылов.

Комиссия изучила три версии гибели линкора: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или порохом, злой умысел. Однако на корабле использовался качественный порох, случаев возгорания которого на флоте не было. Конструкция башен и пороховых погребов линкора исключала и возникновение пожара по неосторожности. Оставалось одно теракт, тем более что накануне взрыва на Императрице Марии работали сотни мастеровых.

Среди матросов ходили слухи, что взрыв был произведен злоумышленниками с целью не только уничтожить корабль, но и убить командующего Черноморским флотом, который своими действиями за последнее время, а особенно тем, что разбросал мины у Босфора, окончательно прекратил разбойничьи набеги турецко-германских крейсеров на побережье Черного моря Однако ни Севастопольское жандармское управление, ни контрразведка Черноморского флота не смогли найти подтверждение этой версии. В 1933 году уже советская контрразведка арестовала в Николаеве некоего Вермана главу германской разведгруппы на судостроительных заводах. В ОГПУ Верман дал показания, что готовил диверсии на строящихся военных кораблях. Он также признался, что руководил разведсетью еще в период 1-й мировой войны.

Агенты Вермана работали на ремонтирующихся судах в Севастополе. Накануне гибели линкора Верман был депортирован из России, а спустя 4 года награжден в Германии Железным крестом. Интересно, что приказ вывести из строя или уничтожить Императрицу Марию получал от немецкой разведки и агент Шарль, на самом деле являвшийся сотрудником русской контрразведки. И все же прямых доказательств причастности германской агентуры к гибели линкора нет.

После гибели Императрицы Марии академик Крылов предложил простой и оригинальный способ подъема линкора. Он предусматривал подъем корабля вверх килем путем постепенного вытеснения воды из отсеков сжатым воздухом, ввод в таком положении в док и заделку всех разрушений борта и палубы. Затем целиком загерметизированный корабль предлагалось вывести на глубокое место и перевернуть, заполнив водой отсеки противоположного борта. За исполнение проекта взялся старший судостроитель Севастопольского порта корабельный инженер Сиденснер.

В январеапреле 1918 года поднятый по методике Крылова корпус линкора отбуксировали ближе к берегу и выгрузили оставшийся боезапас. Летом 1918 года 3 буксира отвели все так же перевернутый корпус Императрицы Марии в док. С линкора сняли 130-мм артиллерию и другое оборудование. И тут грянула революция, Гражданская война.

Четыре года перевернутый линкор немым укором громоздился в доке. После позорного Брестского мира, подписанного большевиками, германо-турецкие корабли беспрепятственно вошли в Севастополь. Несколько раз подрывавшийся на минах Гебен воспользовался севастопольским доком, а затем распластал свою серую тушу неподалеку от корпуса погибшего русского линкора, который как былинный богатырь был повержен врагами на в бою, а в спину. В 1926 году остов Императрицы Марии вновь был введен в док в том же положении и к 1927 году окончательно разобран.

Сорвавшиеся при опрокидывании линкора многотонные башни 305-мм орудий в 40-х годах были подняты эпроновцами и к 1939 году установлены на 30-й береговой батарее. Судьба распорядилась так, что орудия, бившие по германским кораблям в 1-ю мировую войну, вновь обрушили снаряды на германских солдат, рвущихся в Севастополь в 1942 году. 30-я батарея героически защищала Севастополь с начала штурма до июня 1942 года, когда расстрелявшие все, даже холостые снаряды, башни были подбиты сверхмощными орудиями врага.

Статья взята с: http://www.liveinternet.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий