Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки

Кадр из первого отечественного игрового фильма «Стенька Разин».

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки

 

В начале XX века в сердце Москвы находился отечественный центр киноиндустрии

Все началось в Париже в 1895 году. «Прибытие поезда» братьев Люмьер до смерти напугало зрителей. Они вскакивали со своих мест и в ужасе бежали из зала, не досмотрев минутный фильм до конца.

В Россию документальная лента приехала лишь через год. Неискушенная московская публика тоже убегала из театра Солодовникова (нынешний Оперетты). Правда, делала это медленнее и неохотно. Очевидно, русские – фаталисты. Пусть будет как будет.

На первых порах, когда кино привезли из Европы в Россию, оно ушло в подполье – дорогие билеты, воры-карманники, курильщики и жаркие кинозалы. Зрителям это было не по нраву. Горящим эфиром разогревали синематографы. Из-за этого в кинозалах частенько возникали пожары.

Однако число их росло. И со временем Тверская улица стала настоящим киноцентром.

ВМЕСТО ПОПКОРНА – ПОДСОЛНУХИ

Тверская улица начала XX века не чета сегодняшнему ее облику. Тогда ее не обступали сталинские постройки с обеих сторон. Вместо асфальта лежала брусчатка, а передвигались по ней на лошадях или пешком. Здесь в торговых пассажах собиралось богемное московское общество. Погуляли по магазинам и в кино. Один из лучших пассажей тех лет – здание театра Ермоловой. Кстати, первое электрифицированное строение в Российской империи.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
Тверская улица начала XX века не чета сегодняшнему ее облику

В залах было душно, фильмы были немые. Озвучивали картины из-за кулис таперы. Они играли на пианино в тесных темных помещениях. Им приходилось озвучивать фильм, не видя самой картинки. Нередко таперы от духоты теряли сознание во время сеансов. Аккомпанемент таперов не совпадал с действием на экране. Но зрителей все устраивало. Картинка завораживала.

Люди входили в зал прямо в верхней одежде. Дамы никогда не снимали свои высокие шляпы. Потому не всем зрителям экран был виден полностью, но попросить даму снять головной убор было неприлично.

Вместо попкорна продавались подсолнухи. Зрители охотно лузгали семечки во время просмотра очередного фильма. Шелуху сплевывали на пол.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
Это Саввинское подворье, место, где делал свои фильмы Ханжонков (Тверская ул. 6, стр.6). Фото: Всеволод Сидоров

ЛЮБОВЬ И ДУРМАН

Очень популярными были картины, в названии которых фигурировали слова: «проклятый» или «любовь». Афиши с фильмами «Тернии любви», «Она вышла за миллионера», «В дурмане богатства», «Окровавленный кинжал» всегда привлекали внимание публики. Создатели картин делали все, чтобы выбить из зрителей слезу.

Первое десятилетие наш кинорынок обходился без отечественных товаров. Челноки привозили фильмы, которые на вес покупали в Лондоне или Париже. Зачастую, им подсовывали бракованные ленты. В итоге многие разорялись.

Долго так продолжаться не могло. Самые удачливые челноки, которые сами нередко оказывались на грани банкротства, решили заняться собственным кинопроизводством. И тут на арену выходят два пионера отечественной индустрии – авантюристы, а в итоге магнаты Дранков и Ханжонков. Они составили достойную конкуренцию иностранным продюсерам.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
Пионер отечественной киноиндустрии – авантюрист, а в итоге магнат Дранков

Дранков снял первый отечественный игровой фильм – «Стенька Разин». Ханжонков поставил полнометражную картину – легендарную «Оборону Севастополя». При этом он умудрился сделать это за государственные деньги, а прибыль от проката забрать себе.

Павильоны обоих киномагнатов находились на Тверской улице – поближе к лучшим кинотеатрам и богатой публике. Тут создавались как культовые картины, так и откровенная халтура. Но люди покупались на все. Даже на фильм про вчерашнее наводнение на Москворечье собирались полные залы.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
Создатели картин делали все, чтобы выбить из зрителей слезу

С павильонами и продюсерами появились первые российские звезды немого кино. Публика больше всего любила Веру Холодную и Ивана Мозжухина.

Со временем запросы публики росли. Фильмы начали обогащать каскадерскими трюками. Самый известный совершил Амо Бек. Он спустился с 9-этажного небоскреба Нирнзее по водосточной трубе без всякой страховки. Причем на полпути труба обломалась, и каскадер слезал по подоконникам и выступам в стене. Однако съемка не состоялась – пленка оказалась бракованной. Разумеется, повторять трюк никто не стал. А оператор ушел в недельный запой.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
А это дом, где квартировались браться Пате (Тверская улица 12, стр.1). Фото: Всеволод Сидоров

К 1914 году на центральной улице Москвы появилось 10 кинотеатров, а всего 150 по городу. Генерал-губернатор запретил открывать новые залы на Тверской, мол, и так уже достаточно.

Работа в русском Голливуде спорилась. Производство фильмов поставили на конвейер. Но все равно 2/3 рынка были иностранные картины.

«ФРАНЦУЗСКАЯ КЛУБНИЧКА»

В доме Филиппова на Тверской была транснациональная кинокомпания братьев Пате. Их жанр был называли «французской клубничкой». По сути, это были порно-фильмы либо картины эротического содержания. Люди толпами валили в кинотеатры, чтобы полюбоваться изысканным произведением искусства. В 1909 году власти спохватились и запретили такие фильмы к показу.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
Дранков снял первый отечественный игровой фильм – «Стенька Разин»

К слову, в дореволюционной Москве были свои «50 оттенков серого». Причем немое кино экранизировали по книге феминистки Анны Мар «Женщина на кресте». Фильм называется «Освобожденная Венера». Думается, что он снят еще откровеннее, чем «50 оттенков». Фильм содержит сцены садомазохизма и всяких непристойностей.

Сто лет назад на Тверской столичная богема смотрела мелодрамы и лузгала семечки
Ханжонков поставил полнометражную картину – легендарную «Оборону Севастополя»

ЕСЛИ БЫ НЕ ВОЙНА…

Как ни странно, но реальным толчком к развитию отечественной киноиндустрии стала первая мировая война. Во время нее приток иностранных фильмов в Россию прекратился. И вот тогда появились российские продюсеры, которые стали снимать патриотические картины.

Со временем эпицентр кинематографии все-таки сдвинулся с Тверской улицы. А к Сталинским временам от него почти не осталось следа.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории