Князь Святослав, заключив почетный мир с византийским императором Цимисхием, планировал продолжить войну. Согласно «Повести временных лет», князь сказал: «Поиду в Русь, приведу боле дружины».
Святослав уходил из Подунавья, но Русь сохраняла свои завоевания в Приазовье, Поволжье, удерживала устье Днепра. Исследователи считают, что после встречи с византийским императором, когда был заключен почетный мир, вернувший Русь и Византию к положениям договора 944 года, русское войско ещё некоторое время находилось на Дунае. На Днепре Святослав оказался только глубокой осенью.
У днепровских порогов его уже поджидали печенеги. Согласно официальной версии, греки (ромеи) не собирались отпускать грозного воителя обратно на Русь, понимая, что тот может собрать большую армию, построить флот, как в своё время делали князья Олег и Игорь, и вернуться. Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что ранее Святослава на Днепр был отправлен мастер политической интриги, епископ Феофил Евхаитский. Епископ вез дорогие подарки хану Куре и предложение Иоанна I Цимисхия о заключении между печенегами и Византией договора о дружбе и союзе. Византийский владыка просил печенегов более не пересекать Дунай, не нападать на принадлежавшие теперь Константинополю болгарские земли. Согласно греческим источникам, Цимисхий также попросил беспрепятственно пропустить русские войска. Печенеги якобы согласились со всеми условиями, кроме одного: не хотели пропускать русов.
Русам об отказе печенегов пропустить отряд Святослава ничего не сообщили. Поэтому Святослав шел в полной уверенности, что греки выполнили своё обещание и дорога свободна. Русская летопись утверждает, что о том, что Святослав идёт с малой дружиной и при большом богатстве, печенегам сообщили антирусски настроенные жители Переяславца: «Вот идёт мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа. Услышав об этом, печенеги заступили пороги». Таким образом, есть три версии: печенеги сами хотели ударить по Святославу, греки только умолчали об этом; греки подкупили печенегов; печенегов известили враждебно настроенные к Святославу переяславцы-болгары.
Тот факт, что Святослав шел на Русь в полном спокойствии и уверенности, подтверждает разделение его армии на две неравные части. Дойдя на ладьях до «Острова Русов» в устье Дуная, князь разделили войско. Основные силы под началом воеводы Свенельда ушли своим ходом по лесам и степям в Киев. Они благополучно дошли. На мощное войско никто не осмелился напасть. Согласно летописи, Свенельд и Святославу предлагал идти на конях, но тот отказался: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги. И не послушал его Святослав, пошёл на ладьях». С князем осталась только малая дружина и, видимо, раненые.
Когда стало ясно, что через пороги не пройти, русский князь решил зазимовать на Белобережье, местности между современными городами Николаевым и Херсоном. Согласно летописи, зимовка была тяжелой, не хватало продовольствия, люди голодали, умирали от болезней. Есть мнение, что Святослав сам не собирался идти в Киев, он планировал продолжить войну и ждал подкреплений. Весной должен был прибыть воевода Свенельд со свежими силами, но так и не появился. Весной 972 года, так и не дождавшись Свенельда, Святослав снова двинулся вверх по Днепру. На днепровских порогах малая дружина Святослава попала в засаду. Подробности последнего боя Святослава неизвестны. Ясно одно: печенеги превосходили дружинников Святослава в числе, русские воины были изнурены тяжелой зимой. Вся дружина великого князя полегла в этой неравной сече. Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа великого воителя чашу-братину и оковать её золотом. Существовало поверье, что так слава и мудрость великого князя будет передана его победителям. Поднимая кубок, печенежский князь говорил: «Пусть дети наши будут такими, как он!»
Ожиганов И. Е. Святослав. Воины Севера
Заговор в Киеве
Официальная версия о прямодушном князе-воине, которого легко обманули ромеи, подставив под удар печенегов, вызывает вопросы. Зачем князь остался с малой дружиной и выбрал водный путь в ладьях, хотя ранее всегда стремительно летел со своей конницей, которая ушла со Свенельдом? Если он хотел вернуться, то ушёл бы с основным войском. Получается, он и не собирался возвращаться в Киев? Ждал подкрепления, которые должен был привести Свенельд и продолжить войну. Почему Свенельд, спокойно добравшийся до Киева, не послал помощь, не привел войска? Поведение воеводы тем более странно, что ему за помощью даже не надо было возвращаться в Киев. Согласно новгородской Первой летописи, князь Игорь дал Свенельду в «кормление» земли русов-уличей, многочисленного союза племен жившего в области от Среднего Поднепровья, выше порогов, до Южного Буга и Днестра. Княжеский наместник мог легко набрать в их землях серьёзное ополчение. Почему помощь не послал сын Святослава, который правил в Киеве — князь Ярополк? Почему сам Святослав, который знал об опасности, не попытался пройти дальней, но более безопасной дорогой — через Белую Вежу, где были русские заставы, по Дону?
На это обратили внимание многие историки — С. М. Соловьев, Д. И. Иловайский, Б. А. Рыбаков и И. Я. Фроянов. В наше время этот странный факт отметил исследователь эпохи Святослава Л. Прозоров (Святослав Великий: «Иду на Вы!» М., 2011.). С. М. Соловьев отметил, что «Свенельд волею или неволю мешкал в Киеве». Д. И. Иловайский писал, что Святослав «поджидал помощи из Киева. Но, очевидно, или в Русской земле в то время дела находились в большом расстройстве, или там не имели точных сведений о положении князя — помощь ниоткуда не приходила». Однако Свенельд же прибыл в Киев и должен был представить князю Ярополку и Боярской думе полный доклад о положении дел у Святослава.
Поэтому напрашивается вывод, что Свенельд предал Святослава. Он не послал никакой помощи своему князю и стал самым влиятельным вельможей у престола Ярополка, который получил Киев. Возможно, в этом предательстве лежит и исток убийства князем Олегом, вторым сыном Святослава, сына Свенельда — Люта, которого он встретил на охоте в своих владениях. Олег спросил, кто гонит зверя? Услышав в ответ «Свенельдич», Олег тут же его убил. Свенельд, мстя за сына, натравил Ярополка на Олега. Так, началась первая масштабная междоусобная, братоубийственная война на Руси.
Кроме того, Свенельд мог быть орудием киевской боярско-купеческой верхушки, недовольной переносом резиденции великого князя на Дунай и лютостью князя, который не прислушивался к советам «мудрых». В своем стремлении основать в Переяславце новую столицу Святослав бросил вызов киевскому боярству и купечеству. Стольный Киев отодвигался на второй план. Открыто противостоять ему они не могли. Но киевская верхушка смогла подчинить своему влиянию молодого Ярополка и затянуть дело с отправкой войск на помощь Святославу, что и стало причиной гибели великого полководца. Также стоит отметить хазарский и христианский след в этом деле. Киевская боярско-купеческая верхушка издавна имела связи с хазарами, вела дела с Хазарией. Многие хазары осели в Киеве, сплели там своё «гнездо». Финансово-торгашеская мораль (идеология «золотого тельца») постепенно проникала на Русь и Киев стал главным оплотом хазар. Понятно, что хазары были рады уничтожить великого князя, который сокрушил их государство и не шел на компромиссы со своей совестью.
Кроме того, Л. Н. Гумилев отметил такой фактор, как возрождение «христианской партии» в киевской верхушке, которую Святослав разгромил и загнал в подполье во время погрома миссии римского епископа Адальберта в 961 году (Воспитание героя и его первая победа). Тогда княгиня Ольга согласилась принять миссию Адальберта. Римский епископ склонял киевскую верхушку к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Западной Европе — германского короля Оттона. Ольга с вниманием прислушивалась к посланнику Рима. Её поддерживала часть киевской верхушки, которая видела выгоду в христианизации Киева и Руси. Возникла угроза принятие «святой веры» киевской верхушкой из рук посланника Рима, что вело к вассалитету правителей Руси по отношению к Риму и германскому императору. В тот период христианство выступало в качестве информационного оружия, порабощавшего сопредельные регионы в интересах Рима (тогдашний «командный пункт» западного мира) и Константинополя. Святослав жестко пресек эту информационно-идеологическую диверсию. Сторонники епископа Адальберта были перебиты, возможно, включая и представителей «христианской партии» в Киеве. Русский князь перехватил нити управления у теряющей разум матери и отстоял концептуальную и идеологическую независимость Руси.
Длительные отлучки Святослава из Киева привели к тому, что самые верные его соратники, представители т. н. «языческой партии», сопровождали его в походах, многие погибли в боях. В результате в Киеве возродилась «христианская партия», имевшая поддержку хазар-иудеев. Христиан было много среди бояр, имеющих большую прибыль от торговли, и купцов. Христианская церковь спокойно относилась к ростовщичеству и была удобной идеологией для бояр и купцом, склонных к «золотому тельцу». Также противились переносу центра державы на Дунай. Иоакимовская летопись сообщает о симпатиях Ярополка к христианам и христианах в его окружении. Этот факт подтверждает и Никоновская летопись. Возвращение Святослава в Киев пугало их, грозило погромом.
Гумилев вообще считает Свенельда главой уцелевших христиан в войске Святослава. Святослав устроил казнь христиан в войске во время войны с греками-ромеями, наказав их за недостаточную храбрость в бою. Он также пообещал разрушить все церкви в Киеве и разгромить христианскую общину. Святослав своё слово держал. Христиане это знали. Поэтому в их жизненных интересах было устранить князя и его ближайших сподвижников. Какую роль сыграл в этом заговоре Свенельд, неизвестно. Мы не знаем, был ли он зачинщиком или только присоединился к заговору, решив, что это будет выгодно для него. Возможно, его просто подставили. Могло быть все, что угодно, вплоть до попыток Свенельда переломить ситуацию в пользу Святослава. Сведений нет. Ясно одно, возможно, что гибель Святослава больше связана с киевскими интригами, чем с византийскими. В этом случае греков и печенегов просто назначили главными виновниками гибели Святослава. Возможно также, что интересы Константинополя и верхушки Киева в этом вопросе совпали, и обе стороны сделали всё, чтобы Святослав погиб и не смог продолжить войну с Византией и вернуться в Киев.
Значение деятельности Святослава
Великий русский полководец князь Святослав Игоревич более выглядит эпической фигурой Руси, чем реальным государственным деятелем, настолько велик размах его военно-политической деятельности. Князь Святослав был политиком глобального уровня значения. По ряду направлений — Поволжье, Каспий, Северный Кавказ, Кубань, Крым, Северное Причерноморье, Подунавье, Балканский полуостров и Константинополь, он фактически заложил традиции и основной курс внешней политики Руси — Русского царства — России — СССР. Он и его прямые предшественники — Рюрик, Олег Вещий и Игорь — наметили русские глобальные сверхзадачи, и создали Первую Русскую империю (единое Русское государство).
Деяний Святослава Игоревича хватило бы не на одного великого государственного деятеля и полководца. Великий русский князь приостановил концептуальное идеологическое вторжение Рима и Константинополя в русские земли (христианизацию Руси). Святослав решил вековую историческую задачу, которую решали ещё его предшественники — князья Рюрик, Олег и Игорь, сокрушил Хазарский каганат. Хазарское «чудо-юдо» — чудовищный змей русских сказаний, уводивший девушек и детей в рабство, было уничтожено. Армия Святослава Игоревича уничтожила хазарскую военно-политическую элиту, армию, основные города и крепости противника, хазары утратили власть и влияние на огромной территории. Волжский путь, который вел из Восточной Европы в южные страны, был открыт для русов. На Дону появились русские заставы (Белая Вежа). Русской стали Тмутаракань (Таманский полуостров). Русы стали закрепляться в Крыму — Корчев (Керчь). Русы становились хозяевами Северного Причерноморья. Борьба за Болгарию и попытка утвердиться в Подунавье должны были решить основные стратегические задачи на Руси на юге. Черное море бы окончательно стало «Русским морем». Одновременно Русь ставила под свой контроль главные торговые коммуникации в огромном регионе от Волги до Дуная.
Решение перенести столицу из Киева в Переяславец, с Днепра на Дунай, также выглядит разумным. Во время исторических переломов столица Руси не раз переносилась: Олег Вещий перенес её с севера на юг — из Новгорода в Киев. Тогда необходимо было сосредоточиться на проблеме объединения славянорусских племенных союзов и решить проблему защиты южных рубежей, сосредоточить усилия на проблемах борьбы с Хазарией и Византией, для этого Киев подходил лучше. Андрей Боголюбский решил сделать стольным градом Владимир, покинув погрязший в сварах Киев, где выродившаяся боярско-торгашеская верхушка топила все державные начинания в грязи интриг. Царь Пётр перенес столицу на Неву, чтобы закрепить выход России к берегам Балтийского (некогда Варяжского) моря. Большевики перенесли столицу в Москву, так как Петроград был уязвим в военном отношении. Стоит отметить, что в настоящее время во имя нового русского проекта, который даст надежду на будущее РФ, Малой и Белой Руси, и должен продолжить развитие русской цивилизации, столицу также лучше перенести из торгашеской Москвы на восток, к примеру, в Нижний Новгород или Новосибирск.
Святослав закреплял Северное Причерноморье за Русью, укреплялся на Балканах, поэтому столица на Дунае должна была закрепить регион за русами. Надо сказать, что русский князь вполне мог знать, что один из первых городов под названием Киев ранее уже существовал на Дунае. Перенос столицы значительно облегчал освоение и последующую интеграцию новых земель. Намного позднее, в XVIII столетии, Российской империи придется решать те же задачи, которые наметил Святослав — Кавказ, Дон, Кубань, Тамань, Крым, Подунавье (Северное Причерноморье в целом). Появятся планы по проникновению русского влияния на Балканы, и создания новой столицы славянства — Константинополя.
К сожалению, наследникам великого стратега, погрязшим в междоусобицах, сварах и интригах, было уже не до броска на юг и восток. Христианское окружение князя Ярополка развяжет гражданскую войну, против «языческих» князей Олега и Владимира. Междоусобная война серьёзно ослабит Русь. Хотя отдельные элементы программы князя Святослава пытались выполнить. В частности, князь Владимир захватил Корсунь (Херсонес). Но в целом планы и плоды побед великого князя были похоронены на долгие века. Только при Иване Грозном Россия вернулась в Поволжье, заняв Казань и Астрахань (в её районе находятся развалины хазарской столицы — Итиля), начала возвращаться на Северный Кавказ, возникли планы присоединения Крымского полуострова. Святослава же многие историки в рамках «классической» истории, выгодной хозяевам Запада, максимально «упростили», превратили в удачливого военного вожака, рыцаря без страха и упрека. Хотя за деяниями воина легко читаются стратегические планы строительства Великой Руси (Первой Русской империи).
Героические подвиги Святослава и его дружин навсегда вошли в Русскую военную летопись как один из самых ярких примеров доблести и военного умения русов-русских. Величие его полководческого искусства бесспорно. При этом Святослав стал эпическим героем с его вечными словами: «Не посрамим земли Русской».
Автор: Самсонов Александр
Статьи из этой серии:
Загадка гибели великого русского князя Святослава Игоревича