Какой компромат наПапу Римского Франциска нашли вМосковском патриархате перед эпохальной встречей двух предстоятелей?
Осанна, сошлись Восток иЗапад! Вот она, многовековая мечта! Западники Чаадаев сГерценом провозгласили самодержавие, православие, народность. Славянофилы Уваров сХомяковым по-французски спели гимн Liberte, Egalite, Fraternite Свобода, Равенство, Братство.
Папа Римский иПатриарх Московский впервые за500 лет встретились ипоитогам этой встречи (сретения) обнялись иподписали совместную историческую декларацию. Непрошло иполутысячи лет стех пор, когда Русская православная церковь обрела самостоятельность! Тем иславно это событие, что оно переворачивает сголовы наноги (или наоборот) все наши представления оГраде иМире. Переворачивает уже тем, что сошлись Восток иЗапад напротивоположной стороне земного шара, вЛатинской Америке. Когда-то латиняне основали Рим, атеперь имя латинос носят здесь все, включая индейцев. ИПапа Римский Франциск отсюда родом, изАргентины. АПатриарх Московский рядом сконтинентом нашёл маленький остров, чтобы даже географическая символика несмела указывать, кто гость, акто хозяин положения.
Наша братская встреча произошла наКубе, наперекрёстке путей между Севером иЮгом, Западом иВостоком. Сэтого острова символа надежд Нового Света идраматических событий истории ХХвека мы обращаем наше слово ковсем народам Латинской Америки идругих континентов, говорилось вдекларации. Правда, над островом по-прежнему витает революционный дух Че Гевары. Нодухи латиноамериканских писателей-постмодернистов Хорхе Борхеса, Хулио Кортасара иГабриэля Маркеса неотвергают никого, приемлют всё ивсех: магический реализм так называется этот стиль.
Смешение эпох ивыспренний тон оправданы тем, что впервые вмноговековой церковной истории состоялась встреча двух заклятых преемников Христа предстоятелей Римско-католической (РКЦ) иРусской православной церквей (РПЦ). Они встретились 12февраля 2016года, накануне великого церковного праздника Сретения Господня, вмеждународном аэропорту кубинской столицы Гаваны Папа Римский Франциск иПатриарх Московский Кирилл. Казалосьбы, их официальные титулы несоизмеримы: содной стороны, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, сдругой правящий архиерей Московской епархии ивсея Руси, чьё владычество, правда, распространяется далеко заадминистративными границами Российской Федерации.
Но ничто непомешало папе перешагнуть первому через титульную пропасть: Наконец-то, по-испански промолвил папа Франциск, Приветствую вас как истинного брата моего, сказал патриарх Кирилл по-русски. Папа троекратно расцеловал патриарха.
В историческом документе, подписанном ими, всего 14 000 букв, 2300 слов, 43 абзаца и30 пунктов. Впервую очередь декларация требовала защитить гонимых христиан встранах Ближнего Востока иСеверной Африки. Затем констатировала дискриминацию христиан, идущую отагрессивной идеологии секуляризма, иосуждала однополые браки, эвтаназию иаборты. Впоследних строках этого документа говорилось опротивостоянии наУкраине (обратите внимание, что вдокументе использована грамматическая форма спредлогом на, которая категорически отвергается официальным Киевом). Работа над совместным заявлением, пословам патриарха Кирилла, завершилась всего задва часа доначала встречи. Ещё через час вторжественной обстановке папа ипатриарх подписались под документом.
Язык церковного бюрократа мало чем отличается отдипломатического волапюка таже причёсанность мыслей, таже напомаженность целей, таже расплывчатость выводов. Разница только ввиртуозной отточенности формулировок, освоенной затысячелетия яростных богословских споров ипредполагающей недва инетри, адвадцать итридцать скрытых значений. Декларация совсем небогословская, аскорее геополитическая, может быть, богословско-геополитическая. Смысл её втом, что двум церквям надо прорвать кольца безбожного окружения идвигаться навыручку друг другу.
И сам папа Франциск как-то сказал, что этот документ манифест экуменизма накрови, тоесть движение засближение иединство различных христианских церквей, ккоторому подталкивают беспрестанные кровавые события вмире. Церковные круги вРоссии тутже переиначили это вкровавый экуменизм.
Вообще спектр толкователей заявления папы ипатриарха был широким ивзаимоисключающим. Вголову невольно приходило, что самый главный итог P. plus P. это не2300 слов, афакт эпохальной встречи сам посебе. Идальнейшее журналистское расследование подтвердило догадки отом, что завстречей предстоятелей крупнейших конфессий стояли совсем другие цели имотивы.
Третий Рим
О том, что кубинское сретение может иметь самоценное значение, говорит вся церковная история. Русь (тогда ещё Киевская) крестилась за66 лет довеликой схизмы, тоесть доофициального отделения в1054году Древнего Рима отВизантии, жители которой, между прочим, всегда считали себя подлинными римлянами иназывались ромеями. Около 450 лет после Крещения русские христиане принадлежали Вселенскому патриархату Константинополя. В1448году русская церковь объявила освоей автокефалии (самостоятельности). Через пять лет Константинополь пал под натиском турецких орд отчаянные взывания православных кзападным единоверцам натолкнулись настену отчуждения. Вобмен навоенную помощь Византии предложили признать главенство Папы Римского.
Тогдаже единственным оплотом вселенского православия становится Москва, получившая достоинство Третьего Рима. Перешедший нароли бедного родственника, чутьли неприживалы, Константинопольский патриарх Иеремия II в1589году поставляет русского епископа Иова впатриархи московские.
Ватикан нина минуту неоставлял попыток подчинить себе православный Восток. Опустошительный 4-й Крестовый поход нахристианский Константинополь, освящённый Папой Римским Иннокентием III, ижестокие набеги тевтонских рыцарей наРусь, совершённые ссанкции тогоже папы; скандальный Ферраро-Флорентийский собор иБрестская уния, породившая Украинскую греко-католическую церковь, это были католические операции попринуждению схизматиков. Ватикан пролил моря крови ивоздвиг горы подлостей сединственной целью заставить православных патриархов поцеловать перстень Папы Римского.
Груз исторической памяти, накопившийся веками, был неподъёмным для предстоятелей Русской православной церкви, непозволял легко переложить прошлое надальние полки архивов. Политическая власть Российской империи также всегда относилась кВатикану сглубочайшим подозрением. Итолько вначале XXIстолетия настал момент, который исподволь готовился последние пять веков, это, без преувеличения, встреча тысячелетия.
Завещание митрополита Никодима (Ротова)
Правда, иногда вВатикан приезжали православные митрополиты вторые позначимости лица вцерковной иерархии. Обэтом, вчастности, писал епископ Православной церкви вАмерике Василий (Родзянко) (19151999), оставивший свои воспоминания, которые сейчас почти никому неизвестны. Вего записях говорится омитрополите Ленинградском Никодиме (Ротове) (19291978), председателе отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.
Он бывал внашем доме, писал епископ Василий (Родзянко), будучи ещё архимандритом (т. е. до10июля 1960года), азатем приехал кнам сразу после хиротонии воепископа. Это была действительно памятная встреча свладыкой Никодимом. Как всегда, мы открыто обменивались мнениями, ивладыка говорил осамом главном. Втовремя он был занят проблемами, стоящими перед православной церковью, вособенности его церковью, всвязи свзаимоотношениями сримской церковью. Однажды, вприсутствии посвящённого (в1957году) задва года доэтого всан епископа Антония (Блюма), разговор зашёл обэтом. Мы оба (епископ Антоний ия) нескрывали отвладыки Никодима, что многие люди наЗападе, имы втом числе, удивлены враждебными иодносторонними статьями оВатикане вЖурнале Московского патриархата. Это чересчур, считали мы, это слишком несправедливо инепо-христиански. Владыка Никодим ответил, что ему также ненравится тон этих статей, ноделать он ничего нестанет, чтобы изменить это. Он, однако, подчеркнул, что, еслибы он мог, онбы сделал это. Время ещё непришло, сказал он.
На следующий год (тоесть 1961-й) вовремя совещания центрального комитета Всемирного совета церквей вПариже, где моя покойная жена, мой сын исам ябыли переводчиками урусской делегации, владыка Никодим неожиданно сказал мне, что вынужден наодин день покинуть это совещание. Он широко улыбнулся исказал: Когда вернусь, всё расскажу.
Когда владыка наследующий день появился наприёме, он вдруг повернулся комне ишепнул: Ятолько что изРима. Виделся сним лично, ивладыка, многозначительно посмотрев наменя, улыбнулся тойже улыбкой.
Можно догадаться, что происшедшая 55 лет назад встреча Папы Римского срусским митрополитом непредполагалась церковным протоколом и, скорее всего, была тайной. Увлечение митрополита Никодима (Ротова) католичеством было настолько глубоким, что он даже практиковал ипереводил нарусский язык Духовные упражнения основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Интригует ито, что митрополит скоропостижно скончался в1978году вовремя официальной аудиенции уПапы Иоанна Павла I. Через 22 дня скончался исам понтифик, что породило слухи оботравлении его имитрополита (якобы поошибке).
И необходимо отметить, что митрополит Никодим был наставником идуховным учителем действующего патриарха Кирилла. Удивительно, скакой точностью совпадают сформулированные митрополитом ещё всередине 1960-х причины, покоторым якобы должны сблизиться Ватикан иМосковский патриархат. Митрополит Никодим обладал видением христианства как единого целого, стоящего перед лицом секулярного иатеистического мира, вспоминал епископ Василий (Родзянко).
В 2009году только что избранный патриарх Кирилл первым делом отдаст должное своему учителю, проведя вСанкт-Петербурге нелишённое помпезности мероприятие впамять митрополита Никодима (Ротова).
Ты позвони мне ияприеду
Возможно, патриарх Кирилл вскоре почувствовал, что текст декларации невызвал того интереса, который соответствовалбы эпохальной встрече Запада иВостока. Аиначе зачем он вдруг заявил вовсеуслышание, что есть мощные силы, которые препятствовали этой встрече? Тем более это сенсационное заявление было сделано уже вбразильском городе Сан-Паулу, после другого беспрецедентного решения патриарха поездки вАнтарктиду, которая должна была возгнать донебес интерес клатиноамериканскому турне предстоятеля. Ноожидания этого, видимо, неоправдались, итогда-то Патриарх Московский Кирилл стал рассказывать осекретности, сопровождавшей подготовку его встречи сПапой Римским.
С просьбой прокомментировать заявление патриарха омощных силах обозреватель Совершенно секретно обратился сразу кнескольким сотрудникам отдела внешних церковных связей: 1) заместителю председателя ОВЦС, 2) заведующему сектором межрелигиозных контактов, 3) секретарю помежхристианским отношениям, 4) куратору латиноамериканского направления. Все они как покоманде почему-то онемели. Неисключено, что им запрещены любые контакты спрессой. Носперва надо было проверить версию отом, что церковным дипломатам просто нечего было сказать, азначит, сенсационное заявление патриарха могло быть всего лишь блестящим пиаровским ходом.
Из западных источников сразуже выяснилось, что организация встречи Папы Римского Франциска ипатриарха Кирилла шла втечение двух лет ичто окончательное решение было принято осенью 2015года.
О том, что эта встреча непременно состоится, сообщил 26января 2016года итальянский эксперт Сандро Магистер вблоге газеты Репубблика: Меньше чем через месяц они приблизятся друг кдругу: Франциск будет вМексике, Кирилл наКубе. То, что надо для исторической встречи.
Магистер схематично показал, как была организована встреча, что главным лицом челночной дипломатии оказался кубинский лидер Рауль Кастро: Первая встреча вистории между главой римской церкви иглавой Третьего Рима может неожиданно пройти под тропическим солнцем. Всамом деле, втеже сроки, что папа будет вМексике, Кирилл будет наКубе, куда его лично пригласил Рауль Кастро ещё вмае прошлого года, вовремя своего визита вМоскву. Тогда, в2015году, Рауль Кастро наобратном пути изМосквы посетил Рим, где встречался сФранциском. Они обсудили визит папы наКубу, который исостоялся всентябре 2015-го. Вероятно, Кастро проинформировал папу освоих переговорах спатриархом Кириллом ироссийским президентом Путиным.
Публично обэтой встрече впервые заговорили вноябре 2014-го, когда повозвращении изТурции папа Франциск сообщил: Что касается патриарха Кирилла ясчитаю, что есть общее желание встретиться, иязнаю, что он сэтим согласен. Ясказал ему: Яприеду туда, куда ты хочешь. Ты позвони мне, ияприеду. Ион также имеет такие намерения.
Понтифик тогдаже назвал два основных препятствия для такой встречи: Украинская греко-католическая церковь ивойна наУкраине. Вукраинском вопросе, писал Сандро Магистер, Франциск всегда делает всё, чтобы ненанести ущерба Московскому патриархату иполитике Путина вэтом регионе, даже несмотря на опасность посеять сильное недовольство среди украинских католических епископов, клириков имирян. Итак, ивВатикане, ивМосковском патриархате начали тайно изучать возможность встречи.
Патриарх благодаря этой встрече, пословам итальянского эксперта, приобретает образ глобального духовного лидера: Всамом деле, Кирилл, который ранее тесно сотрудничал сПутиным ввозрождении православия вРоссии, теперь хотелбы приобрести большую самостоятельность иснискать международное доверие. Для этого Кирилл формирует свой новый харизматический образ глобального духовного лидера, эдакого русского папы Франциска. Это должно помочь Кириллу вего соперничестве сКонстантинопольским патриархом, который вВатикане чувствует себя как дома, нокоторого вРоссии считают утратившим специфическую восточную духовность.
Российский церковный эксперт Роман Вершилло также высказался поэтому поводу винтервью Совершенно секретно: Слова патриарха омогущественных силах, скорее всего, относятся кполитическим кругам США, которые практически одинаково холодны как кВатикану, так икРПЦ. Для российского президента встреча папы ипатриарха несёт только выгоды, хотя, возможно, Патриархия вчём-то нарушила обычный порядок согласования сроссийскими властями. Патриарх является вполне самостоятельной иравновесной Путину персоной, издесь он влюбом случае действовал напользу имиджу Путина. Очевидно, что встреча вызвала сильное недовольство среди рядовых верующих Московского патриархата. НовРоссии упатриарха нет сильных противников, которые моглибы ему даже возразить. Франциска моглабы заботить реакция украинских униатов, нона настоящий момент лоббисты союза справославной церковью гораздо влиятельнее вВатикане, чем лоббисты униатов, которые очень давно раздражают Ватикан своей самостоятельностью.
Компромат митрополита Никодима (Руснака)
Об этой встрече знали 5 человек небуду называть их имена, сказал патриарх вСан-Паулу. Это ещё один секрет, полуоткрытый русским предстоятелем. Двух изэтих пяти можно назвать было сходу это председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), правая рука патриарха Кирилла, иего заместитель архимандрит Филарет (Булеков). Имя третьего посвящённого стало полной неожиданностью: Мигель Паласио, 31-летний сотрудник ОВЦС, лицо которого немогло незапомниться всем, кто наблюдал загаванской встречей.
О Паласио известно, что он происходит изсемьи колумбийского дипломата, окончил исторический факультет Московского педагогического университета. Затем много путешествовал поЛатинской Америке, сотрудничал сразличными журналами. Че Гевара его кумир, образец для подражания. Габриэль Гарсиа Маркес дал ему интервью, вкотором пожалел, что написал роман Сто лет одиночества. Этот всемирно признанный классик постмодернизма совсем невыказал сожалений поповоду другого романа Осень патриарха.
С таким интеллектуальным бэкграундом Паласио оказался вминистерстве иностранных дел Московского патриархата. Паласио был личным переводчиком патриарха сиспанского, накотором говорит аргентинец папа Франциск (вмиру Хорхе Марио Бергольо). Надележе обязанности этого похожего наиндейца молодого человека неограничивались ролью обыкновенного толмача. Насамом деле, как утверждают эксперты, Мигель Паласио уже несколько лет собирал информацию опрошлом Хорхе Марио Бергольо (Франциска). Эта по-настоящему секретная деятельность исоставляла главную часть подготовки встречи Папы Римского иПатриарха Московского.
Прежде всего Паласио отправился в Харьков. Здесь затолстыми стенами Свято-Покровского монастыря доживал свой век глубокий старец, анекогда могущественный митрополит Харьковский Никодим (Руснак), который некоторое время даже возглавлял Украинскую православную церковь Московского патриархата. С1964 по1970год архиерей Никодим (Руснак) был экзархом Центральной иЮжной Америки, его резиденция находилась варгентинской столице Буэнос-Айресе.
Кардинал Антонио Каджано (слева) и архиепископ Никодим (Руснак) в Благовещенском кафедральном соборе Буэнос-Айреса

Фото: из собрания исторического музея харьковской епархии УПЦ МП
Русский архиепископ познакомился смолодым иезуитом Хорхе Бергольо вовторой половине 1960-х. Вархивах Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка) должны храниться донесения Никодима, вкоторых фигурирует будущий папа Франциск. Донаших времён долетели смутные слухи онекоем неподобающем поступке, совершённом священником Хорхе Бергольо, рукоположенным в1969-м. Большего сказать нельзя, неимея доступа всекретные архивы российских спецслужб. Известно лишь то, что аргентинского священника в1970-м срочно перевели вИспанию, где он прошёл третий монашеский искус ипринёс вечные обеты. Арусский архиепископ почти одновременно вернулся в СССР.
Что успел рассказать харьковский старец молодому сотруднику ОВЦС оХорхе Бергольо? Какую роль сыграли полученные сведения вподготовке эпохальной встречи? Мы обэтом рано или поздно узнаем.
Мнения
Нас ожидает коренная реформа РПЦ
Церковный эксперт, директор информационно-издательской группы Два града Роман Вершилло рассказал винтервью Совершенно секретно оличности Папы Римского Франциска, оподлинных причинах встречи патриарха ипапы иеё важных аспектах.
Роман Вершилло

Фото: из архива автора
Существуютли какие-то скрытые причины встречи папы Франциска ипатриарха Кирилла?
Стратегической целью патриарха является коренная реформа РПЦ, причём её конечные цели пока точно необозначены ивцеркви никто незнает, какой именно представляет себе идеальную церковь сам патриарх. Вреформах патриарх строго следует планам, очерченным его наставником митрополитом Никодимом (Ротовым). Вних входит административная, литургическая, идеологическая, догматическая реформа, суклоном врелигиозный индифферентизм, социальное христианство иобмирщение церкви пообразцу как раз католицизма. Эта реформа была сознательно несколько заторможена всвязи ссобытиями 2013года наУкраине. Затем этому несколько помешали события вКрыму иДонбассе. Сначала 2015года, однако, начинает развиваться новый этап реформ сначала литургических, догматических, атеперь вобласти экуменической имежконфессиональной. Как ивпрошлом, врешающий момент патриарх берёт игру насебя вРПЦ унего нет равных противников, никто открыто против него невыступит. Так оказалось инаэтот раз.
Для Папы Римского эта встреча является значительным успехом, ноничего особенного кего имиджу неприбавляет. Гораздо важнее для папы его отношения сЛатинской иЦентральной Америкой, где происходят сложные процессы смены католицизма новыми харизматическими движениями.
Какова реакция наэту встречу вразличных церковных кругах?
Эти реакции можно разделить натри группы: 1) однозначное ликование иподдержка; 2) сдержанная аналитика, которая стремится успокоить церковное мнение засчёт различения вподписанной навстрече декларации того, что приемлемо для православных, оттого, что неприемлемо; сюдаже относятся соображения отом, что декларация несодержит всебе ничего нового; 3) резкая критика, которая, посути, оформляет идейную основу для создания новой РПЦ. Все эти реакции наверняка были ожидаемы патриархом инепредставляют для него нималейшей опасности. Более того, даже резкая критика встречи может сыграть наруку патриарху иего реформаторской команде, поскольку оправдывает жёсткие меры поборьбе сопасностью нового раскола. Скорее всего, нас ожидает новое переформатирование церковного пространства.
Имеетли эта встреча глобальное (вселенское) значение для мира?
Встреча имеет скорее историческое, чем глобальное значение. Ипапа, ипатриарх хотелибы предстать глобальными духовными лидерами, ноэтому препятствуют даже неличные их недостатки например, оба они нивкоей мере неолицетворяют духовность, аглобальная ситуация, которая, возможно, вообще непозволяет возникнуть такому лидерству.
Как эта встреча может изменить отношения между РПЦ иКремлём?
Встреча придала дополнительный вес и, соответственно, самостоятельность фигуре патриарха. Нозачем патриарху менять существующий расклад сил? Для его основной цели коренной реформы русского православия союз свластью абсолютно необходим.
Из совместного заявления Папы Римского Франциска иСвятейшего патриарха Кирилла:
Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление неможет быть совершено воимя Бога, потому что Бог неесть Бог неустройства, номира (1 Кор. 14:33).
Семья основана набраке как акте свободной иверной любви между мужчиной иженщиной. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются сэтим союзом
Мы скорбим опротивостоянии наУкраине, унёсшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество вглубокий экономический игуманитарный кризис. Призываем наши церкви наУкраине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться отучастия впротивоборстве инеподдерживать дальнейшее развитие конфликта.
Мы убеждены, что Европа нуждается вверности своим христианским корням. Призываем христиан Западной иВосточной Европы объединиться для совместного свидетельства оХристе иЕвангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.
Призываем каждого куважению неотъемлемого права нажизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления насвет. Голос крови неродившихся детей вопиет кБогу (Быт. 4:10).
Выражаем озабоченность всё более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью это покушение наосновы бытия человека, сотворённого пообразу Божию.
Мы несоперники, абратья: изэтого понимания мы должны исходить вовсех наших действиях поотношению друг кдругу иквнешнему миру. Призываем католиков иправославных вовсех странах учиться жить вместе вмире, любви иединомыслии между собою (Рим. 15:5).
Во многих странах Ближнего Востока иСеверной Африки наши братья исёстры воХристе истребляются целыми семьями, деревнями игородами. Мы сболью наблюдаем массовый исход христиан изтой земли, где началось распространение нашей веры игде они жили сапостольских времён вместе сдругими религиозными общинами.





