В Смоленске любой человек легко назовет несколько древних кладбищ, и это не удивительно. Любой древний город практически на них стоит, но несомненно важным вопросом является отношение к ним, сохранение в порядке.
В этом смысле период между 1917 и 1941 годом исторические Смоленские кладбища понесли тяжелые утраты. Некоторые погосты, например, захоронения при монастырях перестали существовать, другие, например, костельное и лютеранское пребывают не в самом лучшем виде, несмотря на то, что на них сохранилось достаточно большое количество дореволюционных памятников. Как правило, в тех случаях, когда есть родственники, то места захоронения содержатся в относительном порядке, но если родственники умирают или уезжают, то и могилы их предков часто оказываются заброшенными.
Период между двумя Мировыми войнами для Смоленска выдался в этом отношении непростым. Официальные документы зафиксировали много случаев разрушений кладбищ. Часто кладбища разрушали, чтобы добыть стройматериал или просто грабили захоронения дореволюционной элиты. Власти часто закрывали на это глаза, рассматривая подобное как «эксцессы» борьбы с памятниками старого режима. Использования металлических оград с кладбищ для каких-то кузнечных или слесарных работ встречалось довольно часто, хотя в официальном порядке часто и запрещалось.
В период строительного бума 1930-х надгробные памятники часто использовались для строительства многих и сегодня заметных сооружения в центре города, а также для оснований улиц, например, улицы Пржевальского от парка до улицы Октябрьской революции. Случалось, когда такие инициатива порицалась, как например при перемощении части Большой Советской у Троицкого монастыря.
Интересно, что даже Дом Советов строился с использованием кладбищенских элементов: «Управление делами облисполкома просит выдать разрешение прорабу №2 Запстройтреста изъять с кладбищ незарегистрированные мраморные памятники для переработки последних в крошку, крайне необходимую для отделки Дома Советов».
Часто кладбища разрушались просто при строительных работах, так частично были уничтожены кладбище при Авраамиевском монастыре и Братское кладбище. Часто местные жители более или менее официально использовали заброшенные памятники для благоустройства могил своих родственников. Не раз в архивных документах зарегистрированы акты вандализма, по факту которых похоронным бюро составлялись заявления в милицию.
После обследования немецкого кладбища на Студенческой улице Смолгорфинотделом было составлено следующее резюме: Кладбище никем не охраняется, в результате имеются случаи хищения памятников и оград. Часть кладбища… засыпана мусором от постройки льнокомбинатом жилого дома, часть превращена в склад лесоматериалов и кирпича… в таком состоянии кладбище оставлять нельзя, его следует закрыть окончательно, превратив в парк, а памятники и ограды к ним, зарегистрированные и имеющие владельцев, передать последним, а бесхозяйственные передать в госфонды».
Поднятый вопрос, несомненно, очень сложный и многогранный, а историю вспять уже не повернуть. Обвинять кого-то тем более контрпродуктивно. Но сколько в Смоленске церквей, и, если посмотреть на старые фото, то при каждой было кладбище, а сейчас? Все древние погосты, по сути своей, это памятники прошлого, активно своим видом показывающие как мы помним историю, и как стараемся не допустить того, что уже однажды произошло. Как говорит затертая фраза, кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего. Или как писал Борис Васильев «Так история – я уж не говорю о её нравственной воздействии – спасает нас от спесивой самоуверенности полузнайства».
Нас очень волнует проблема состояния таких старых и вполне еще заметных кладбищ как костельного на ул. Твардовского и лютеранского на Бакунина. Много лет они прибывают в бесхозяйственном состоянии, зачастую на них забредают туристы, некоторые наши маршруты никак не могут обойти из стороной.
И каждый раз очень грустно, потому что ответа на вопрос их состояния как бы нет. Или дело в нашем собственном равнодушии? Раньше мы часто поднимали вопросы состояния этих некрополей в СМИ, теперь чаще в постах. Но важно помнить, в частности, эти два погоста – это отражение истории города. Разнообразной, интересной, удивительной, той которую мы должны помнить. И избежание забвения этих мест, как сохранение памяти в целом, нам совершенно необходимо. А пока нужно хотя бы первоначальное благоустройство…
«Это очень печальная история. О том, как в прекрасном городе – одном из лучших в стране – никому, никому не нужна эта память и эти могилы», – отмечает автор канала «Связь Времен на Яндекс.Дзен.
По материалам: Духовная жизнь провинциального советского горожанина: горизонты и ориентиры. Авт. Пименов, Валуев, Красильников, Свиток, 2018