АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ: Есть мнение, что существовала Великая “Монгольской” Империя. В эпоху Великой Смуты Романовы свергли ордынскую династию и сам факт существования Великой “Монгольской” Империи постарались предать забвению. Вся жизнь в России круто переменилась. Многие планы, чертежи, карты и книги были утеряны или уничтожены. В частности, на подземную Москву опускается туман забвения. Считается, что интерес к подземной Москве возродился лишь во второй половине 17 века. По одной из версий Москва в 16 веке стала столицей Руси-Орды и начала строиться лишь при Иване “Грозном”. Ранее здесь, на берегу Москвы-реки, было лишь сравнительно небольшое поселение, возникшее на месте Куликовской битвы 1380 года, произошедшей по одной из версий именно на месте Москвы. Здесь, около массовых захоронений воинов Куликовской битвы, сначала, вероятно, были построены лишь монастыри и церкви в память о кровопролитном сражении. Сюда люди приходили на поклонение. Здесь же обосновались некоторые уцелевшие воины, священнослужители и их семьи. Поскольку место, политое кровью, было окружено священным ореолом, возникшее поселение особенно не разрасталось, носило, так сказать, священный характер. Здесь селились лишь те, кто был так или иначе связан с Куликовским сражением. Но столицы тут еще долго не было. В качестве таковой, в разное время, выступали другие города Руси. Имперская столица Руси-Орды была перенесена сюда, на место будущей белокаменной Москвы, из Ярославля = Новгорода или из Суздаля = Суз, лишь в середине XVI века, в результате глубокого раскола внутри правящего класса Империи. Место, вероятно, выбрали не случайно. А именно потому, что оно, как место Куликовской битвы, считалось святым для Руси-Орды. Здесь, “на крови”, на берегу Москвы-реки, было решено возвести новую мощную укрепленную столицу. Начались масштабные работы. Подземная и наземная Москва стала фактически одним из чудес света.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ 2: Масштабное строительство Москвы началось не в XV веке при Иване III “Грозном”, как сегодня считается, а в XVI веке, при Иване IV “Грозном”. Строительство столицы государства на новом месте объяснялось тем, что двор Ивана “Грозного” на какое-то время “впал в ересь”, что вызвало раскол в правящих кругах Империи. Царь был даже вынужден покинуть прежнюю столицу (Ярославль или Суздаль) и остановить свой выбор на небольшом поселении на месте Куликовской битвы. Здесь начали возводить каменную Москву. Однако пригласить своих строителей царь не мог вследствие раскола в обществе. Православная церковь категорически осудила ересь царя и его ближайшего окружения. Именно поэтому, скорее всего, и были приглашены итальянские мастера. В то время Италия была одной из провинций Великой “Монгольской” Империи и западно-европейские архитекторы явились в метрополию по приказу царя-Императора. После окончания стройки, ясное дело, основных архитекторов, знавших все детали и план подземной Москвы, пришлось заставить замолчать навсегда.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА: По-видимому, сначала на поверхности земли открытым способом были вырыты глубокие ходы, залы, галереи, служебные помещения, камеры, колодцы и т.п. Стройка была грандиозной. Когда чудовищные массы земли были вынуты, началось строительство этажных перекрытий. Белым камнем обкладывали стены котлованов – будущих помещений. Сверху клали каменные перекрытия-потолки. Это были самые глубокие этажи. Затем над ними сооружали следующий подземный этаж, создавая здесь свою систему помещений, соединенных галереями. Настилали потолки из каменных плит. Потом приступали к следующему подземному этажу. И так далее. Постепенно гигантские котлованы, как соты, заполнялись сложной системой комнат и галерей. Иными словами, рос огромный подземный муравейник. Его “крыша” постепенно поднималась вверх, пока наконец не достигла прежнего уровня земли. Поверхность приобрела как бы прежний вид, но теперь под ней уже жил огромный подземный, таинственный город-муравейник. В первую очередь строители преследовали цели обороны от возможных нападений врагов. В подземном городе можно было скрываться во время войн и осад, по далеким подземным ходам можно было передвигать войска, чтобы неожиданно выйти в тыл противника. Воины, появляющиеся из-под земли где-то в Подмосковье, могли наносить врагу удары в спину. Поскольку противник не знал мест выхода далеких подземных ходов, то появление ордынцев “из-под земли” было, скорее всего, всегда полной неожиданностью. Система ходов наверняка была глубоко засекречена. Планы подземного города являлись государственной тайной, к которой были допущены лишь немногие. Таким образом, Москва состоит из двух городов – подземного и наземного. И еще неизвестно, какой из них первоначально был больше. В подземном городе, надо полагать, хранились казна, архивы, ценные документы, военное снаряжение, запасы пищи и воды на случай осады и многое другое. Глубоко под землю можно было уйти не только из Кремля, окруженного мощными стенами, но и из других точек наземной Москвы.
ПРОПАВШЫЕ ПЛАНЫ: В то же время, по-видимому, твердо установленным фактом является отсутствие сегодня старинных планов и ЧЕРТЕЖЕЙ подземной Москвы. более того, как выясняется, их не было уже у Романовых. первые Романовы, оказывается, сначала вообще смутно представляли себе огромные масштабы подземного города. И лишь затем они начали поиски и случайные раскопки в надежде наткнуться то ли на захороненные тут сокровища, то ли на царские архивы, то ли на библиотеку Ивана Грозного. После раскола Орды и захвата власти на Руси про-западными Романовыми ордынские планы и чертежи подземного города либо погибли в огне Великой Смуты, либо были специально уничтожены, дабы лишить врага военных преимуществ. Последние “монгольские” военачальники могли навсегда похоронить подземные московские тайны. В XVII веке на подземную Москву опустился мрак забвения. Как мы покажем ниже, первые Романовы, придя к власти, имели довольно смутное представление о подземной Москве. Например, случайное открытие в ней хранилищ ордынских архивов было для новых правителей России полным откровением. После долгих изысканий в архивах Москвы он (Стеллецкий – Авт.) пришел к выводу, что “подземные ходы или тайники Москвы всегда составляли элемент фамильной и государственной тайны и в официальные документы сведения о них не заносились”. Оставалось осматривать здания, где были подземелья, проверять предания, легенды, слухи. Иногда (но очень редко) Стеллецкому удавалось встретить людей, проходивших тем или иным ходом.
НЕПРИСТУПНАЯ ЦИТАДЕЛЬ: Закончив с подземным лабиринтом, строители приступили к созданию наземной, “видимой” Москвы. Начали возводиться большие соборы, Кремль и т.д. Многочисленные наземные сооружения скрыли под своими фундаментами огромный подземный город. Сегодня наземная Москва очень сильно изменилась по сравнению с тем, как она выглядела в XVI-XVIII веках. Достаточно сказать, что к нашему времени практически полностью срыта и исчезла система кольцевых оборонительных сооружений, окружавших Москву в средние века. Остались лишь их названия да старинные планы. Напомним, что в центре столицы был возведен каменный Кремль, окруженный могучим тройным поясом стен (сегодня уцелел только один их ряд). На некотором отдалении, вокруг Кремля, шел второй пояс мощных укреплений под названием Китай-город. Третий пояс известен как Белый город (на его месте находится современное Бульварное Кольцо). А затем были созданы укрепления Земляного города, кольцом охватывавшие все предыдущие сооружения. (От стен Земляного города уже ничего не осталось; сегодня это Садовое Кольцо). Кроме того, еще дальше были сооружены уже незамкнутые участки стен, перегораживавшие основные дороги, ведущие в Москву. В стенах тоже были устроены ворота. Такие укрепления могли задержать на некоторое время войско, двигающееся на столицу. Это так называемые заставы. Сегодня память о них остается лишь в московских названиях – Рогожская Застава, Сущевский Вал и т.д. Стены Белого города были снесены в 1760-1770 годах. Проникнуть врагу сквозь такую глубоко эшелонированную систему обороны было чрезвычайно трудно. Москва, ставшая столицей Великой Империи в XVI веке, была задумана как неприступный город.
КРЕМЛЬ МОЛОЖЕ НА 200 ЛЕТ: Невероятные масштабы московского подземного города, о чем мы расскажем далее, абсолютно ясно указывают, что в XVI веке на месте начавшейся стройки никакого крупного поселения еще не было. В самом деле, если бы тут был уже заметный наземный город, то, чтобы не трогать стоящие дома, подобная стройка должна была бы с самого начала вестись глубоко ПОД ЗЕМЛЕЙ, путем прокладки многочисленных тоннелей, как это делается сегодня при создании метро или шахт. Но сегодня для строительства таких подземных сооружений разработана мощная технология, оборудование, проходочные машины, позволяющие не тревожить стоящие наверху дома и их фундаменты. Ничего такого в XVI веке еще не было. Поэтому стройка по необходимости была открытой. Строители “вгрызались” в землю сверху. Вряд ли для этого им пришлось снести большой город, существовавший тут ранее. И совсем другое дело, если на этом месте имелось пока лишь сравнительно небольшое поселение. Его-то, конечно, могли без колебаний сровнять с землей и начать грандиозную столичную имперскую стройку. Такое соображение еще раз косвенно подкрепляет наш вывод, что как крупный каменный город Москва возникла не ранее XVI века. Сложнейшая система подземных сооружений Москвы, ясное дело, воспринималась современниками как чудо, загадка, таинственный ЛАБИРИНТ, войдя в который, нельзя выйти. Понятно, что без какого-либо плана путешествовать по подземным ходам было опасно во всех смыслах. Слава и легенды об этом сооружении распространились по всему тогдашнему миру. Скорее всего, именно подземная Москва и описана многими “античными” авторами как “египетский Лабиринт”. Об этом мы расскажем ниже. Напомним, что “Египет”, о котором много говорится в Библии, это – Русь-Орда XIV-XVI веков, см. ХРОН6,гл.4.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТЕОРИИ: В романовской версии истории строительства каменной Москвы проступает хронологический сдвиг на 100-200 лет. Перед нами старинная миниатюра «Построение каменных стен Кремля в XIV в.». Миниатюра Никоновской летописи, XVI в. 1 Остермановский том. – иллюстрация летописного рассказа о построении белокаменной московской крепости времени Дмитрия Донского. Художник середины XVI века, выполнявший миниатюру, не избежал известной модернизации. Представляя Успенский собор пятиглавым (справа, в верхнем углу), он уже видел перед собой постройку Фиорованти. Художник XVI века, изображая события якобы 1367 года, указал на своей миниатюре Успенский собор, созданный Фиорованти лишь в XV, а возможно и XVI веке. Возможно, художник XVI века ошибся, но возможно был прав. Он рисовал свою современность, а ошиблись романовские историки, отодвинув строительство белокаменного Московского Кремля из XVI века в XIV век.
ПРОПАВШИЙ ТОМ: Из аннотации книги Стеллецкого: “Книга известного историка и археолога посвящена легендарной библиотеке Ивана Грозного, историей которой ученый занимался более сорока лет. В начале 30-х годов он вел поисковые работы в подземельях Московского Кремля, которые были прекращены после убийства С.М.Кирова”.Третий том книги, где излагались подробности его подземных исследований в Москве, таинственно исчез. Может быть, не случайно. В поисках библиотеки Грозного Стеллецкий начинает изучать топографию подземного Кремля. В то же время его внимание привлекает подземная Москва – другая тайна за семью печатями.
ВХОД С НАБЕРЕЖНОЙ: Стеллецкий обследовал подземную часть дома Археологического общества на Берсеньевской набережной (дом 20, бывшие палаты Аверкия Кириллова). Во дворе дома при раскопках им была обнаружена белокаменная лестница, ступени которой уходили куда-то под Москву-реку. Но тут вмешалась графиня П.С.Уварова, возглавлявшая ИМАО: “Пока я жива, Вы в доме Археологического общества копать не будете”.
НЕВЫЕЗДНЫЕ ХРАНИТЕЛИ ТАЙН: В 1912 году в Обществе бывших слушателей Археологического института Стеллецкий прочел доклад “План подземной Москвы”. Согласно этому плану, подземные сооружения под зданиями XVI-XVII веков, находящимися в пределах Садового кольца, связаны между собой и с Кремлем сетью подземных лабиринтов. Игнатий Яковлевич считал, что учителями русских зодчих в подземном деле были итальянские архитекторы-строители, творцы Кремля и Китай-города: Аристотель Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Петрок Малый. Стеллецкий утверждал, что подземный и наземный кремль был построен по плану “мага и чародея” Аристотеля Фиорованти. И.Я.Стеллецкий писал далее: “Все три зодчих как иностранцы не смогли покинуть Москву и должны были в ней сложить свои кости. Случайность? Нисколько! Это сознательный акт московского двора, поддержанный, видимо, и Софьей Палеолог. Этот своеобразный триумвират Московского Кремля (Аристотель Фиорованти, Солари и Алевиз) был носителем самых заповедных его тайн… Отпустить в Европу хотя бы одного из этой славной тройки было едва ли не равносильно заветные тайны Москвы сделать предметом злостных кривотолков… В этом, думается, и только в этом причина насильственной гибели творцов московской твердыни в ее недрах”.
РАСКОПКИ СТЕЛЛЕЦКОГО: Сотрудник ГПУ сказал: “В Кремль мы Вас не пустим, а вся Москва Ваша… Мы его сами весь ископали”. И тайник на Большой Дмитровке обследовали тоже сами сотрудники ГПУ, что и привело к нулевым результатам. Стеллецким же были найдены подземные ходы в Сухаревой башне, Юсуповском дворце (палаты XVII в. в Б.Харитоньевском пер.), Симоновом монастыре. Он встречал ходы, которые требовали расчистки (дом Консистории, церковь Гребневской Божией Матери на Мясницкой ул., дом Мейендорфа на ул.Герцена и др.). А в бывшем замке Бирона на Шивкой горке (ныне на этом месте находится высотный дом на Котельнической набережной) в подвале имелись свежезаложенные арки, за ними находился ход, предположительно выводящий в район Воробьевых гор (длинный тоннель на много километров, уходящий на другую сторону Москвы-реки.). Например, при проходке тоннеля метро около Кутафьей башни Кремля было обнаружено какое-то древнее кладбище. Но метростроевцам, естественно, было не до археологии. Кладбище было разрушено строителями, а погребения вывезены на свалку. В подвалах бывшего дома Стрешневых (XVII в.), на территории строящейся Библиотеки имени Ленина, Стеллецким были обнаружены ступени каменной лестницы, уходящей под землю. Игнатий Яковлевич приступил к расчистке ступеней, но ночью кто-то специально повредил свод подвала настолько, что работать в нем стало опасно.
РАСКОПКИ В КРЕМЛЕ: В 1933 году Игнатий Яковлевич пишет письмо Сталину с просьбой разрешить ему начать поиски библиотеки Грозного в Кремле. И он получает это разрешение. Одиннадцать месяцев он ведет раскопки в подземелье Арсенальной башни. “Везде и всюду подземелья временем и людьми приведены в состояние если не полного, то очень большого разрушения. Общей участи не избежал и Кремль…” Стеллецкий рассчитывал <<проверить упоминаемый в летописи “тайник”, т.е. подземный ход из Беклемишевской башни к Москве-реке… Пройти из Спасской башни подземным ходом до храма Василия Блаженного, близ которого спуск в большой тоннель под Красную площадь, тоннель весьма загадочного назначения. Пройти из Никольской башни подземным ходом, спускающимся ниже алевизовского рва в район Китая и Белого города. После смерти И.Я.Стеллецкого (в 1949 году) его жена передала в дар Центральному государственному архиву литературы и искусства часть документов из архива Стеллецкого. Документальные материалы она передавала сюда до 1978 года. Но есть сведения, что некоторые из них попали в частные руки. Судьба этих документов неизвестна. Сам И.Я.Стеллецкий писал следующее: «Четыре подземных тайника, по сведениям И.М.Снегирева, связывают Благовещенский собор с Грановитой палатой… Против ризницы Благовещенского собора – люк в мостовой, заложенный камнем и чугунной плитой. Люк вел на белокаменную лестницу. Лестница была расчищена на 15 ступеней и вновь заложена. Лестница приводила в подземелье. Слышно было, как по своду подземелья ездят и ходят… По соседству – два кирпичных сводчатых, герметически закупоренных тайника… Среди подземелий между Благовещенским и Архангельским соборами существует и такое, в котором обнаружена небольшая, ниже человеческого роста, железная дверь с огромным на ней висячим замком. Но рухнул свод, и дверь оказалась засыпанной… Железная дверь так и осталась манящей и загадочной, но не исследованной до наших дней… Еще перл. “При заложении фундамента для кремлевского дворца была найдена древняя церковь с коридорами из нее, тайниками”. Об этом сообщал в 1894 г. протоиерей А.Лебедев, за 45 лет службы в Кремле наблюдавший девять провалов, из которых только два остались незасыпанными. Моментальная, во всяком случае, спешная засыпка всех провалов, без какого бы то ни было предварительного обследования и, – застарелое и тяжкое зло не только советской археологии и спелеологии…».
СТРАННЫЙ КОЛОДЕЦ: В наши дни во дворе дома Пашкова, в подвале старого флигеля обнаружен колодец, не имеющий аналогов в нашей стране. Диаметр его – 5 метров. Выложен он из белокаменных блоков. В настоящее время колодец расчищен на 16 метров от земли и щебня, которыми он был засыпан предположительно в 30-е годы XX века. После укрепления стен колодца расчистка его будет продолжаться. Считают, что он является развилкой подземных ходов. В соседнем строении в подвале найден “черный ящик” – палаты без входа. Под ними обнаружена белокаменная камера размером 2х2 метра. Возможно, что это остатки некогда стоявшего здесь дворца великой княгини Софьи Витовтовны (XV в.).
СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕМЛЯ: Аристотель и Солари, можно сказать, поделили сферы своих работ в Кремле: Аристотель взял на себя подземный Кремль, Солари – наземный. Когда подземный кремль (а строился он десять лет) стал перерастать в наземный, Аристотель еще находился в Москве. Зачинателем стройки наземного Кремля был Аристотель. Начал он стройку с самой ответственной стороны – вдоль Москвы-реки, с Тайницкой башни. Одновременно с Боровицким участком стены Солари вел работы на особенно изобильном всякого рода подземными тайнами участке – вдоль Красной площади. Надо было увязать подземный Кремль с наземным. Солари построил Набатную башню и загадочную Сенатскую. Очистка этой башни от строительного мусора, произведенная в связи с ходом работ по сооружению Мавзолея, обнаружила, что башня внутри оказалась колодцем неизвестной глубины, так как и на восьмом аршине дно еще не было встречено. Возможно это люк в подземную Москву.
ВОДОПРОВОД И ПОДЗЕМЕЛЬЯ КРЕМЛЯ: Летописец замечает: «От Фроловские стрельницы и до Никольские заложиша подошву и стрельницу новую над Неглимною с тайноком». Стрельница Новая – это Собакина башня, важнейший ключ к подземному Кремлю В Крекшинской летописи встречаем указания на тайны “подземного Кремника”: Солари построил две отводные стрельницы, или тайника, и многие палаты и пути к оным, с перемычками по подземелью, на основаниях каменных водные течи, аки реки, текущие через весь кремль-град, осадного ради сидения”. В этих скупых и туманных словах представлена целая удивительная система, раскрыта вся механика подземной Москвы. “Отводными” назывались башни с тайниками – “отводами” к реке. “Многие палаты…” – это подземные камеры. Таинственные сооружения связаны между собой подземными “путями” – магистралями или ходами, сливающимися под Кремль в узловую станцию. Ходы поделены на участки, принадлежавшие разным лицам, отсюда столь частые в подземных ходах железные двери с тяжелыми замками, или, по образному выражению летописца, “перемычки по подземелью”. Подземные реки под Кремлем “на основаниях каменных” – это секрет Арсенальной башни, заключающий целый ассортимент загадок. Кремль нуждался в пору “осадного сидения” не только в воде вообще, добывавшейся через солариевский “тайник” из Неглинной, но и в непосредственном снабжении ею царских покоев. Природа пошла навстречу людским удобствам: под Арсенальной башней оказался обильный водой источник. Его Солари обработал в колодец. В нем вода периодически поднималась, переливалась через борта. Образовались естественные “водные течи”, направленные по “основаниям каменным” (желобам или трубам) в подземных галереях, куда следует, с “отводами” в сторону. Алевизу были поручены все работы, требующие знаний гидротехники: сооружение рва, устройство шлюзов для наполнения его водой, связанное с этим оборудование прудов на Неглинной, исправление ее русла. Подземная часть алевизовской стены снабжена рядом камер 6х9 м. Тайник – это тоннель 3х3 м, который строил Алевиз по плану подземного Кремля, выработанным Аристотелем Фиорованти за двадцать лет перед этим. Московский Кремник он (Алевиз) превратил в неприступный остров, соединив в 1508 году реку Москву с Неглинной глубоким водяным рвом. Глубина рва – двенадцать аршин, ширина – пятьдесят. Ров был выложен белым камнем с зубчатой оградой, обнаруженной при сооружении Мавзолея В.И.Ленина. Через ров к Спасской и Никольской башням были переброшены железные мосты; ворота затворялись тремя дверьми. Из Кремля, со стороны Никольской башни, в Китай-город Алевизом был устроен подземный ход, обследованный в 1826 году. Под ров на глубине до четырнадцати аршин вела каменная лестница, в направлении к нынешнему Историческому музею. Ров просуществовал около трехсот лет, а мосты на двадцать лет дольше.
ПОДЗЕМНОЕ КНИГОХРАНИЛИЩЕ: И.Я.Стеллецкий отмечает: «Прав Забелин, что в России в XVII столетии никто и понятия не имел о потерянном сокровище». В июне 1663 года грек Паисий Лигарид (1614-1678), монах ордена св. Василия, безместный газский митрополит обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу: “О священнейший и благочестивейший Император! (Алексея Михайловича Романова все еще именуют Императором, то есть титулом, которым ранее называли только царей-ханов Великой “Монгольской” Империи). Давно уже известно о собрании вашим величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг, потому нижайше прошу дозволить мне свободный вход в ваши хранилища для рассмотрения греческих и латинских сочинений…” О реакции Алексея Михайловича на письмо ничего не известно, но через некоторое время письмо попало к царевне Софье Алексеевне, старшей дочери царя. Ее издавна влекли подземные тайны Кремля, да и знала она по личному опыту, что под Кремлем существуют подземные ходы, выводящие из Кремля. Одним из таких ходов она не раз пробиралась из Кремля во дворец в Охотном к своему “Васеньке”. Царевна вспомнила о своем верном Василии Макарьеве, призвала и наказала: обо всем, что увидит в подземном Кремле нового, невиданного, доложить ей и только ей одной. Дьяк Макарьев волен был выбрать любой пункт, откуда мог бы проникнуть в подземный Кремль. Он выбрал Тайницкую башню. Он знал о подземном тайнике из-под Тайницкой башни подо всем кремлем к башне Собакиной у реки Неглинной. Люк приводит в тоннель, идущий в противоположные стороны – под Москву-реку, с одной стороны, и к Успенскому собору, с другой стороны. Дьяк Макарьев направился тем путем, что ведет к собору. Он мог выйти в собор и тем ограничиться, но личное любопытство, разбуженное всем виденным, повлекло его дальше под землей, мимо собора. Дьяк Макарьев походя, на глаз, установил ширину и высоту тоннеля (3х3 метра). Дьяка повергло в изумление плоское перекрытие тоннеля из белокаменных плит (что говорит в пользу теории о строительстве подземелий открытым способом). На известных промежутках под Алевизовой стеной сделаны пустоты или камеры (6х9 метров). Одна из таких камер в районе Троицкой башни оказалась закрытой железной дверью и висячими замками. Вверху, над дверями, дьяк заметил два оконца без слюды, за железными решетками. Макарьев смог через решетки осветить внутренность камеры. Она до самых кирпичных сводов (“до стропу”) была загружена коваными ящиками. Дальнейший путь дьяка тоннелем вдоль Алевизовой стены привел его в башню “Тайник” (Собакину), в герметически закупоренное, со сферическим сводом, круглое помещение. Влево имелась широкая кирпичная лестница вниз, ведущая на дно тайника, где была вода. Прямо перед ним было узкое отверстие потайного хода в стене. Он поднялся по узким ступеням (до восемнадцати) и вышел на первый этаж круглой Собакиной башни. По двухметровым стенам башни зияли большими отверстиями ниши. Дьяк пошел по направлению к одной из них, выводившей в крепостной ров на Красной площади. Ныне ниша эта замурована; тогда же она имела дверь. Дьяк благополучно взобрался на противоположный берег рва и вступил в так называемый тогда Точильный ряд. Дьяк отчитался царевне Софье. Рассказ привел царевну в неописуемое волнение. Она потребовала молчать.
ПОИСКИ КОНОНА: Макарьев действительно не рассказывал об увиденном много лет и лишь перед смертью передал сведения о кремлевских подземельях звонарю Конону Осипову, который через несколько лет решил пересказать их приближенным Петра I. Рассказ Осипова вызвал большое удивление при дворе. “И о тех палатах доносил в 1718 году ближнему стольнику князю Ивану Федоровичу Ромодановскому на словах, в Москве, в Преображенском приказе. И велено его допрашивать, почему он о тех палатах сведом? И он сказал: стал сведом от Большия казны от дьяка Василья Макарьева; сказывал он, был де он по приказу благоверныя царевны Софии Алексеевны посылан под Кремль-город тайник и в тот тайник сошел близь Тайницких ворот, а подлинно не сказал… Благоверная царевна до государева указу в те палаты ходить не приказала”. Однако князь Ромодановский ничего не передал царю. Спустя 6 лет Конон Осипов, потеряв терпение, направил письменное доношение, но не царю, а в Канцелярию фискальных дел, как требовалось по положению. Канцелярия признала дело настолько значимым, что немедленно передала доношение в Сенат. Сенат признал последнее бредом сумасшедшего, тем не менее увидел себя вынужденным информировать царя. Петр, едва выслушав, с жаром ухватился за это сообщение и приказал изумленному Сенату немедленно дать делу “полный ход”. Царь велел организовать экспедицию, о результатах которой архивные документы не сообщают. Но уцелели фрагменты отчета Осипова: “Повелено было мне под Кремлем-городом в тайнике оные две палаты великие, наставлены полны сундуков, отыскать, и оному тайнику вход я сыскал, и тем ходом итить стало быть нельзя”. Считается, что в этот раз палаты найти не удалось. Но возможно поиски все же завершились успехом. Документального свидетельства о подъеме ящиков на поверхность до нас не дошло. Но часть сундуков, скорее всего, достали.
СОСТАВ КЛАДА: Считается, что в сундуках, увиденных дьяком Макарьевым, хранился царский архив Грозного. Сохранилась перечневая опись этого архива (“Акты археографической экспедиции”, No.289). Ящиков по описи двести тридцать – достаточно, чтобы загромоздить помещение до сводов. Забелин сожалел об утрате этого архива: “Вот где было истинное наше сокровище, которое, сохранившись, могло бы пролить истинный и обширный свет на нашу историю от времен Батыя. В сто сорок восьмом ящике здесь сохранились дефтери старые от Батыя и многих царей, с отметкою, что “переводу им нет, никто перевести не умеет. (Поясним, что дефтери, или девтери, по В.Далю, – это старинное слово татарского происхождения, означающее “ханский ярлык или грамота о выходах, т.е. о пошлине, дани, сборах”). В сорок седьмом ящике, например, грамоты доскончальные и грамоты духовные и книги великих князей старых. Перечислить все драгоценнейшие памятники, хранившиеся в этих ящиках, нет возможности. Некоторые, например, 138-й ящик, с духовными грамотами московских князей, к счастью, сохранились, издавна и доныне сохраняются в архиве Мининдел. Это обстоятельство доказывает, что ящики были целы, быть может, еще в XVII столетии”.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕНЗУРА: Отсюда возможно следует, что в 17 или 18 веке, по приказу Романовых, все 230 ящиков, после их обнаружения в подземном Кремле, были немедленно извлечены. Ведь говорят же нам, что материалы именно из некоторых этих ящиков до сих пор хранятся в московском архиве. Весь архив Грозного достали, вскрыли и тщательно пересмотрели. Затем разделили его на две неравные части. В большую кучу свалили все то, что не устраивало Романовых. Что рассказывало о истории Руси-Орды 14 – 16 веков. Эту большую часть старых документов тут же уничтожили. С меньшей частью поступили по-другому. Вероятно, решили изготовить для широкой общественности “подлинные древние русские документы”. Чтобы было, что показывать в музеях. Эту группу документов переписали, предварительно отредактировав в нужном Романовым ключе. То есть, попросту говоря, подкорректировали русскую историю. Забелин писал, что “случайно сохранились” духовные грамоты московских князей, бывшие в 138-м ящике царского подземного архива. Но возможно они поддельные, т.к. не несут на себе тугры – признак подлинности средневековых царских документов. Следовательно, иногда выставляемые сегодня в музеях “старинные княжеские грамоты” без тугры являются подделками. А что сделали потом с подлинниками “меньшей части царского архива”? Их скорее всего тоже уничтожили. После чего Романовы и их историки вздохнули свободнее. Улик стало заметно меньше. Алиби стало крепче. Отпала, кстати, и необходимость корпеть над переводами старых дефтерей эпохи Батыя. Недаром же сами написали: “переводу им нет, никто перевести не умеет”. Проще кинуть в костер. Завершив уничтожение подлинников, объявили, будто “достать сундуки не удалось”. А 138-й ящик оказался, мол, в Мининделе “случайно”, сам собой, как-то даже незаметно для сотрудников. И еще несколько сундуков вместе с ним. Понятно, почему начали так громогласно рассуждать. Потому, что независимые ученые, не посвященные в подобные романовские хитрости и не подозревавшие о масштабах фальсификаций, могли простодушно спросить. Раз у вас оказался по крайней мере один сундук под номером 138, то где же остальные двести двадцать девять? Ведь там, наверное, очень много интересного. Вот и в уцелевшей описи царского архива (опись, кстати, Романовы “проморгали”, не догадались во-время сжечь) перечислены поразительные по важности документы. На такие “неправильные” вопросы тут же раздавался уверенный и авторитетный “ответ”. Дескать, при Петре I ящики достать не удалось. (Хотя, как сами признают, по приказу Петра I делу немедленно был дан “полный ход”). Тут, понимаете ли, неожиданно некий архитектор помешал. Побоялся, что своды обрушатся, и приказ Петра, якобы, тут же “заглох”. Не был выполнен. Потому что авторитетный был архитектор. И через десять лет, уже при Анне Иоанновне, в 1734 году, тоже как-то все не удавалось достать сундуки. Каждый раз упорно не получалось. Не везло. Да и вообще донесение Конона Осипова, было, мол, ложным и нечего больше нас, историков, спрашивать про какой-то там старинный царский архив. А тем более про дефтери эпохи Батыя. Не было их. И архива не было.
ТАЙНИКИ КОНОНА: Есть и другие донесения Конона Осипова, в которых он утверждал, что “поклаж”, то есть хранилищ, в подземном Кремле имеется несколько. Как сообщает И.Я.Стеллецкий, “Осипов указал такие места: 1 – от Тайницких ворот; 2 – от Констянтиновской Пороховой палаты (близ церкви Константина и Елены); 3 – под церковью Иоанна, списателя Лествицы; 4 – от Ямского приказу попереч дороги до Коллегии иностранных дел (близ Архангельского собора)”. Не исключено, что Конон Осипов докопался до сведений о еще каких-то палатах-хранилищах, причем, не только с книгами и документами.
СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ: “Правительственный вестник” от 24 февраля 1912 года писал: “древние подземные ходы в Москве образуют целую сеть, мало еще исследованную. Пока обнаружены подземные ходы между Новодевичьим монастырем и мануфактурной фабрикой Альберта Гюнтера, под Донским монастырем, Голицынской больницей и Нескучным садом. Хорошо исследован подземный ход под Боровицкой башней, в которой найдены две ниши, открывающие тоннели к центру Кремля и под Ильинку. Подземные ходы имеют также башни Тайницкая, Арсенальная и Сухарева. Обнаружены еще другие подземные ходы, по-видимому, стоящие отдельно от общей сети”. Писали также следующее: “Московский Кремль… представляет собой выдающийся памятник военного зодчества конца XV в. и тем не менее остается до наших дней почти не изученным. Это указание касается особенно подземной части Кремля, представляющей громадный интерес… Исследования князя Щербатова показывают чрезвычайную сложность подземных сооружений Кремля, большую трудность не только точного исследования, но и простого проникания в них. Большинство ходов оказываются замурованными, некоторые перерезаны фундаментами более поздних построек…”. Германская газета “Фоссие Цейтунг” от 20 июля 1929 года писала: “Уже много столетий держится поверье, что под Кремлем сокрыт подземный город. Сокровища в виде золота и серебра со времен Новгорода, не поддающиеся оценке, библиотека Грозного, ценные картины и исторические реликвии, жемчуг и драгоценные камни в громадном количестве… Только Петру I удалось запустить свою руку в этот тайный сейф”.
КРЕМЛЬ И ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ: А.В.Щусев обратил внимание на интересный факт. “Надо установить, из чего сложены подземные палаты… По всем данным, из мячковского камня. Это слабый мелкозернистый известняк. Кладка в подвалах в старину была смешанная: из камня и кирпича, аналогичная тому, как строили в Египте. Отсюда налицо – сухость подвалов, хотя специальных предохранителей от сырости не существовало. Забелин также упоминает о сухости подвалов”. Вероятно ордынские завоеватели африканского Египта воспользовались в Африке опытом строительства славянских подземных сооружений. Как строили на Руси, так начали строить и в завоеванном Египте.
ОГРОМНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПОД КРЕМЛЕМ: И.Я.Стеллецкий зафиксировал в своем дневнике: «В подземельях Арсенала… Для меня ясно, что это тот самый “ров”, о котором упоминал Конон Осипов… Глубина подземелий – 6 метров! два громадных тоннеля и более узкий между ними. В конце, т.е. вблизи от Арсенальной (Собакиной) башни, целый ряд загадок: замурованная дверь, шесть люков, заложенных гнилыми от времени досками, пятна в стенах и страшный гул в некоторых местах. То есть за стенами находятся какие-то большие пустоты». Поражают размеры: «Сейчас стена слева разломана, можно пролезть в соседний, в 9 метров шириной, тайник, который был заложен белокаменными столбами (брилями), которые уже выбраны на 2-3 метра». И далее: “Открыто обширное, 6 метров в диаметре, сводчатое помещение…”. И.В.Стеллецкий писал: “В этой же шахте, точнее возле Кутафьи, найдена гробница с рыцарем в кольчуге. Гроб повредили и куски кольчуги вытащили, но главное осталось в земле. Вытащу!”. Однако никаких дальнейших подробностей в книге не сообщается.
МОСКВА И “ЕГИПЕТСКИЙ” ЛАБИРИНТ ГЕРОДОТА. О “египетском” Лабиринте говорит Геродот в книге “Евтерпа”. Есть версия, что библейский Египет – это Русь-Орда 14-16 веков с входящей в нее территорией нынешнего Египта. Если до описания лабиринта Геродот действительно рассказывал об африканских странах, то теперь, он переходит к описанию некоторых событий в Руси-Орде = “Египте” 15-16 веков. Поэтому он и отметил здесь начало своего нового рассказа. И начинается повествование с наиболее замечательного, по мнению Геродота, сооружения, а именно, с Лабиринта. Вот этот известный текст: “И вот они (цари) решили оставить памятник, а решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера близ так называемого Города Крокодилов”. Вероятно, тут сообщается, что князья Руси-Орды решили воздвигнуть общую столицу великой “монгольской” империи в виде “лабиринта”. Описание Геродота довольно путаное. Он, возможно, пересказывает какие-то попавшие к нему путевые записки других путешественников. Поэтому встающая перед нами картина противоречива и запутана в деталях. Геродот продолжает: “Я видел этот лабиринт: Он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт… Конечно, пирамиды – это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит размерами и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена”. Таким образом, Геродот рассматривал лабиринт как самое грандиозное сооружение Египта. Возможно, здесь Геродот описывает подземную и наземную белокаменную Москву XVI века. Масштабы этого “сооружения” превосходят все возведенное в Империи раньше. К возведению новой столицы Империи были привлечены все ее провинции. Например, некоторые архитекторы были вызваны из Италии. Говоря о единственной стене, окружающей Лабиринт, Геродот, возможно, имеет в виду Кремлевскую стену.
ОПИСАНИЕ ГОРОДА: Геродот говорит: “Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. по надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. о подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне приходилось видеть, превосходят все творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннадами из тщательно прилаженных кусков белого камня”. Геродот совершенно правильно говорит здесь, что сооружения Лабиринта сделаны из белого камня. Мы неоднократно подчеркивали ранее, что подземная Москва была выложена белым камнем. Все исследователи отмечают в основном белокаменную кладку галерей, лестниц, камер и т.п. Запутанность сооружений наземной Москвы тоже хорошо известна. Здесь не было регулярной линейчатой планировки, позволяющей легко ориентироваться среди домов и храмов. “А в углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход”. По-видимому, здесь Геродот, говоря о пирамиде, имеет в виду колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕОРИИ: В африканском Египте ничего подобного такому огромному лабиринту, какой описан у Геродота, нет. А на Руси есть – подземная Москва. Надо отдавать себе отчет в том, что на первичный рассказ о Москве в Руси-Орде, вероятно, наложились какие-то сведения об африканском Египте. То есть рассказ Геродота может быть слоистой хроникой. Ее фундамент, первый и основной слой, содержит сведения о метрополии “Монгольской” Империи. А вторичный слой, появившийся уже после скалигеровской редакции XVII-XVIII веков, относится к африканскому Египту. Он наложился сверху на рассказ о Руси-Орде. В результате, в книге Геродота образовалась пестрая смесь из русско-ордынских и африканско-египетских событий.
ЧТО ЗА ОЗЕРО?: Геродот пишет: “Как ни поразителен этот лабиринт своей грандиозностью, но еще большее удивление вызывает так называемое Меридово озеро, на берегу которого он стоит. Окружность этого Меридова озера составляет 3600 стадий, или 60 схенов… А то, что оно – произведение рук человеческих и вырыто искусственно, это ясно видно. Почти что посреди озера стоят две пирамиды, возвышающиеся на 50 оргий над водой; такой же глубины и их подводная часть… Вода же в озере не ключевая (местность эта совершенно безводна), а проведена по каналу из Нила, и шесть месяцев она течет в озеро, шесть месяцев – обратно в Нил… Местные жители рассказывали, что озеро это имеет подземный выход в ливийском Сирте: оно течет под землей на запад внутрь страны… Выкопанную землю египтяне относили в Нил, который, естественно, принимал ее и рассеивал своим течением. Так-то, по рассказам, было выкопано это озеро”. Не исключено, что тут описаны глубокие каналы-рвы, выкопанные вокруг Московского Кремля. Они соединили Москву-реку и реку Неглинную, в результате чего Кремль оказался как бы расположенным на острове, поскольку был полностью, со всех сторон, окружен широкой водой. Во всяком случае, именно в таком виде, как “большой остров на озере”, он показан на старинных рисунках. В связи с этим повторим еще раз следующую цитату: “Московский Кремник он (Алевиз) превратил в неприступный остров, соединив в 1508 году реку Москву с Неглинной глубоким водяным рвом, принятым Таннером за другой рукав Неглинной”. Кроме того в подземной Москве тоже была создана хитроумная система подземных рек, каналов и шлюзов, по которым вода поступала внутрь Московского Кремля. Ясно, что эти “водяные работы” также были исключительно масштабными, потребовали выемки огромных объемов грунта. Строительство вызвало восхищение западных европейцев, посещавших возводимую Москву-Иерусалим 16 века. Подобные рассказы, слухи и толки дошли до Геродота и попали на страницы его “Истории”. “Меридово озеро” возможно старинное название Москвы-реки. Исследователь старой Москвы И.Е.Забелин говорит: «собственно эпическое, имя Москвы-реки – Смородина – сохранилось в былинах и песнях… река Смородина прямо называется Москвою-рекою и описываются подробности ее местоположения… “Утонул добрый молодец во Москве-реке Смородине”. Название “озера Мерида” – МРД – является частью названия реки сМРДн = Смородины, то есть Москвы-реки. Кремль действительно в 16 веке был окружен водами реки сМОРОДины = Москвы-реки и широких каналов. Другая версия: в названии “озера Мерида” звучит слово «смерды» (смерды – вольные крестьяне или простолюдины). Возможно Москва-река получила эпическое название Смородина потому, что в этих местах жило много смердов, вольных крестьян.
НЕСТЫКОВКА С КРОКОДИЛАМИ?: Может возникнуть вопрос: если Геродот говорит о Москве, то откуда же здесь “крокодилы”? Однако Геродот говорит не о “крокодилах”, а о “гробницах священных крокодилов”. На Руси был распространен обычай хранить в монастырях и церквях святые мощи, то есть мумии, высушенные тела людей, причисленных к лику святых. Иногда мощи расчленялись на отдельные части и распределялись между разными религиозными центрами или городами. Мощам поклонялись, их переносили с собой во время военных походов, при основании новых городов и т.п. Хорошо известны подземные катакомбы, где хранились мощи, часто помещенные туда без гробов, а просто клались в ниши в стенах. Под “священными крокодилами” Геродот имел в виду “священные (святые) мощи”. Слово «крокодил» возможно произошло от сочетания корка-тело, корка-дил, крокодил, ведь мощи – это “сухая корка тела”, Крак – звук при ломании сухого, ломкого предмета. Так что западно-европейские путешественники, видя поклонение святым мощам на Руси, рассказывали потом своим соотечественникам, что в Руси-Орде есть много священных “корко-тел”. И есть даже целые Города “Корко-тел”. Так в “античных” летописях появились “крокодилы” – искаженное русское выражение. В эпоху великой “монгольской” колонизации мира славянские завоеватели-колонизаторы появились и в Африке. Они увидели могучих животных, покрытых твердой кожей-шкурой и назвали тем же словосочетанием корко-тело, то есть тело, животное, покрытое исключительно прочной корой-шкурой. а западные европейцы превратили выражение корко-тело в “крокодила”. Так корко-тело стало обозначать как “святые мощи” в обиходе западных европейцев, так и африканское животное – “крокодила”. А в средневековом африканском Египте распространился культ “священных крокодилов”. В большом количестве стали изготавливаться мумии крокодилов, и им поклонялись. С первичных причинах возникновения обычая было забыто, и африканские египтяне начали поклоняться животным-крокодилам и их высушенным мумиям как “святым мощам”, святым корко-телам.