Пять лет назад поляки пережили национальную трагедию — гибель президента страны. В результате крушения самолета Качиньского погибли все его пассажиры и члены экипажа. На борту Ту-154 находился цвет нации: многие известные политики, военные, общественные деятели.
ПРЕДЫСТОРИЯ И КОНТЕКСТ
В 2010 году в Польше должны были состояться президентские выборы. Основная борьба развернулась между двумя фаворитами: действующим президентом Лехом Качиньским (партия «Право и справедливость») и спикером сейма Брониславом Коморовским (партия «Гражданская платформа»). Происходило это в условиях фактического двоевластия: президентский пост занимал лидер ПиС Лех Качиньский, а правительство и парламент контролировали их конкуренты из «Платформы» — Дональд Туск и Коморовский.
Благодаря действиям Туска в отношениях России и Польши наметилось потепление. К 70-летию Катынской трагедии Россия сделала важный для поляков шаг: официально признала, что расстрел польских офицеров в 1940 году совершили палачи НКВД. О найденном в катынском лесу захоронении в 1943 году заявили гитлеровцы. По версии советских историков, они же и расстреляли польских офицеров, а вину свалили на чекистов.
Путин (на то время занимавший пост премьера РФ) и Туск 7 апреля 2010 года почтили память жертв трагедии: посетили мемориал, преклонили колени, возложили венки. Важная деталь: Туск прилетел на аэродром «Смоленск-Северный» на том же самолете, в котором три дня спустя разбился Качиньский. Вторым пилотом был Аркадий Протасюк, который был командиром экипажа трагического рейса 101.
Лех Качиньский и его жена Мария. Фото: Reuters
Лех Качиньский — политический конкурент Туска и яростный критик Путина — отправился в Катынь самостоятельно, со своими соратниками и родственниками жертв трагедии. Все выглядело так, что визит Туска, который его «обогнал» в Катыни, стал для президента неожиданностью. Визит готовился в спешке, и потому было нарушено одно из важнейших неписаных правил: не перевозить одним бортом больше одного VIP’а. Вместе с Качиньским погибли его жена Мария и множество высокопоставленных чиновников и военных. В том числе: замминистра иностранных дел Анджей Кремер, замминистра культуры Томаш Мерта, глава Нацбанка Славомир Скшипек, два вице-спикера сейма, 12 депутатов, президент Национального олимпийского комитета Польши Петр Нуровский, одна из основательниц «Солидарности» Анна Валентынович и многие другие. Что еще хуже, там же находились многие командиры силовиков: руководитель Бюро нацбезопасности Александр Щигло, командующие воздушными, сухопутными, морскими и специальными войсками, начальник Генштаба Войска Польского. После катастрофы правило «не больше одного VIP’а» в Польше утвердили официально.
Кликните по изображению для увеличения
КАК ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА
Самолет Ту-154 потерпел крушение, пытаясь сесть на военном аэродроме «Смоленск-Северный». Вначале пилот Аркадий Протасюк собирался снизиться до 100 метров и оценить обстановку. Но в ходе маневра самолет продолжал снижаться ниже этой отметки. Правильно оценить высоту по приборам помешал находящийся перед аэродромом овраг. Скорость была слишком высокая, кроме того, самолет отклонился от правильной траектории захода на посадку. Когда пилот смог разглядеть землю и понять свою ошибку, было уже поздно. Машина задела лесной массив, левое крыло ударилось о березу и сломалось. После этого самолет начал крениться влево. Лайнер успел перелететь через автотрассу, проходящую рядом с аэродромом, и порвал линию электропередач. Через несколько секунд он ударился о землю с такой силой, что рассыпался на множество фрагментов. Он к тому же еще и загорелся, но прибывшие пожарные быстро и затушили пламя.
Во время работ на месте катастрофы четверо российских солдат украли бумажник погибшего секретаря Института военной истории Польши Анджея Пшевозника. С его банковских карт они сняли примерно 6000 злотых ($1750). Солдат вскоре арестовали и в сентябре 2013 года осудили на разные сроки.
РОССИЙСКАЯ ВЕРСИЯ
Расследование катастрофы было передано российской стороне. За это Туска и «Платформу» их оппоненты критикуют по сей день. Но к расследованию привлекались польские следователи и эксперты. Они, например, участвовали в идентификации голосов с записей бортового самописца. Польша сейчас требует вернуть ей обломки самолета и «черные ящики». Полякам предоставили пока лишь копии записей самописцев. Россия отказывается это делать, аргументируя тем, что не закончила расследование. По словам главы польского МИД Гжегожа Схетыны, это «элемент политики», который показал отсутствие желания России сотрудничать в расследовании причин катастрофы.
Сила удара о землю была такой, что самолет разлетелся на куски. Фото: МАК
Что именно расследуется, не совсем понятно: окончательные выводы о причинах аварии российской стороны уже сделаны и опубликованы Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) еще в январе 2011 года. В докладе МАК сказано, что причин аварии было две: неправильные действия экипажа и психологическое давление на него. Ошибки, как сказано в документе, заключались в том, что было принято решение о заходе на посадку вместо ухода на второй круг, притом что погодные условия не соответствовали умениям экипажа и метеоминимуму аэродрома. Также экипаж игнорировал сигналы системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли и снизился ниже высоты принятия решения в 100 м.
Психологическое давление оказывали посторонние, находившиеся в кабине пилотов, что само по себе было нарушением правила о «стерильном кокпите». В кабине, согласно официальным расшифровкам «черного ящика», несколько раз появлялись командующий Военно-воздушных сил Польши Анджей Бласик и шеф протокольной службы польского МИД Мариуш Казана. Последний, в частности, за 15 минут до катастрофы интересовался, сможет ли пилот Аркадий Протасюк посадить самолет. Последний ответил: «Господин директор, появился туман. В данный момент в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но, скорее всего, ничего из этого не получится». На это Казана говорит: «Значит, у нас проблема».
Второй пилот в это время по просьбе Протасюка связался с экипажем польского Як-40, который уже успешно сел в Смоленске. На нем прилетели другие члены делегации, в том числе журналисты. Пилот Як-40 охарактеризовал погоду непечатным словом, рассказал о тумане, низких тучах и видимости около 400 метров. Также пилоты узнали, что российский Ил-76, который должен был сесть перед ними, ушел на запасной аэродром. За 11 минут до катастрофы в кокпите опять появился Казана и сказал: «Пока нет решения президента, что дальше делать».
В 2008 году Качиньский требовал изменить маршрут и посадить свой Ту-154 в Тбилиси. Командир экипажа посчитал это небезопасным — шла война и было неясно, кто контролирует небо Грузии. На борту, кроме Качиньского, было еще четверо президентов — Виктор Ющенко и его коллеги из трех прибалтийских республик. Самолет сел в азербайджанском городе Гянджа. Качиньский пообещал наказать пилота и слово сдержал: его больше не включали в состав экипажа борта №1. Протасюк на том рейсе был вторым пилотом и хорошо понимал, чем грозит его карьере невыполнение желания президента сесть именно в Смоленске.
НОВЫЕ РАСШИФРОВКИ
На днях польская радиостанция RMF FM опубликовала новый вариант расшифровок переговоров в кабине самолета Качиньского. Журналисты утверждают, что экспертам, применив более чувствительную аппаратуру, удалось разобрать на 30% больше фраз. По поводу их подлинности есть сомнения, к тому же они сырые: авторство многих фраз непонятно. Но если стенограмма правдива, то она подтверждает российскую версию о причинах происшествия: в кокпите было полно посторонних, которые мешали пилотам и оказывали психологическое давление на экипаж. В частности, на новых записях слышно, как командующий Военно-воздушных сил Анджей Бласик спрашивает у пилотов после первого срабатывания системы оповещения об опасном сближении с землей, какие у них идеи. А на высоте 300 метров сказал пилоту: «Поместишься, смело!» Кроме того, слышно, что в кабине пьют пиво и минимум семь раз присутствующих пытались унять словами: «Тссс!», «Тихо там!», а за две минуты до падения — непечатным: «К…ва, перестаньте, прошу». В партии Качиньского заявили, что стенограмма «написана кириллицей, по заказу Путина». Спикер ПиС напомнил, что у поляков имеются лишь копии «черных ящиков», а оригиналы «спрятаны в сейфе в Москве».
ПОЛЬСКАЯ ВЕРСИЯ
Участвовавшая в расследовании Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши также посчитала, что среди причин катастрофы были непрофессиональные действия экипажа. Однако еще одной причиной, по ее мнению, были непрофессиональные действия диспетчеров. В докладе комиссии, который доступен, в том числе и на русском языке, говорится, что руководитель зоны посадки сообщал экипажу, что они правильно заходят на посадку, хотя фактически они отклонились от курса. Кроме того, команды о переводе самолета в горизонтальный полет и уходе на второй круг были поданы с запозданием. Последняя, в частности, прозвучала, когда самолет уже столкнулся с землей. В МАК с этими доводами не согласны. В конце марта нынешнего года польская военная прокуратура заявила, что предъявила обвинения двум российским диспетчерам в неумышленном доведении до авиационного происшествия и намерена заслушать их показания. Впрочем, осуществить это не получится: Следственный комитет РФ уже заявил, что диспетчеры действовали согласно инструкциям.
Также в докладе много говорится о нарушениях, обнаруженных в 36-м полку специальной транспортной авиации, в частности, о плохой подготовке экипажей. А еще большая часть посвящена плачевному состоянию технического обеспечения аэродрома «Смоленск-Северный», особенно неработающим осветительным приборам, которые в условиях плохой видимости могли сыграть решающую роль. Во многих не было лампочек или специальных линз, многие перекрывались растущими рядом с аэродромом деревьями. По поводу их высоты поляки также сделали замечание: она превышала допустимую.
Верховная контрольная палата Польши позднее пришла к выводу, что рейс в том виде, в котором он был организован, вообще не должен был состояться. И садиться в «Смоленске-Северном» борт №1 не должен был, поскольку он не входил в польский реестр действующих аэродромов для самолетов, перевозящих VIP-персон.
КОНСПИРОЛОГИЯ: БОМБА И ПРОЧЕЕ
Сейчас в Польше опять готовятся к президентским выборам, и ситуация во многом напоминает 2010-й год: главные конкуренты — Коморовский и Качиньский. Только на этот раз — Ярослав, брат-близнец покойного Лешека. Однопартийцы Качиньского с момента катастрофы и по сегодняшний день заявляют, что их лидер стал жертвой покушения. Незадолго до похорон Ярослав говорил, что тело брата подменили, а сегодня он продолжает заявлять, что за аварией видны уши России. Он и его однопартийцы не одиноки в своих убеждениях. Одно время даже гулял анекдот: «Расчет тумана и оператор березы представлены к наградам».
Среди критиков официальных версий наиболее распространена следующая теория: самолет взорвали термобарической бомбой, а тех, кто уцелел, добивали выстрелами на земле. После аварии на Youtube появился видеоролик, сделанный техническим работником аэродрома на мобильный телефон. На нем слышно фразы на польском и русском, а также звук выстрелов. Его приводят в качестве доказательства того, что выживших якобы застрелили. Впрочем, происходящее на нем объясняется просто: польские фразы принадлежат польским журналистам, которые прилетели в Смоленск освещать визит, а выстрелы звучали от разрывавшегося во время начавшегося пожара боекомплекта в оружии находившихся на борту военных. Впрочем, все это не убеждает сторонников теории заговора.
Всплыл даже «украинский след». К пятой годовщине немецкий журналист Юрген Рот опубликовал книгу «Тайна операции S.», в которой, ссылаясь на данные немецкой разведки и прочие инсайды, рассказывает, что на самом деле Качиньский стал жертвой теракта. В числе заказчиков и организаторов он упоминает Владимира Путина, Дональда Туска и даже бывшего главу «Укроборонпрома» Дмитрия Соломатина (после победы Майдана он живет в РФ).
ЧТО ДУМАЮТ ПОЛЯКИ
О том, как катастрофа с Ту-154 повлияла на отношения России и Польши, почему она не помогла Ярославу Качиньскому победить на выборах и кого поляки считают ее виновником, «Вестям» рассказал один из ведущих польских политологов Вавжинец Конарский.
«Эта трагедия не играла важной роли в российско-польских отношениях до последних событий в Украине. Их ухудшение началось после аннексии Крыма и войны в Донбассе. С точки зрения нынешнего польского правительства, эта трагедия воспринимается как вина одновременно польских пилотов и российских диспетчеров. С точки зрения оппозиционной партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость», эта трагедия воспринимается как преднамеренные действия россиян. У них нет твердых доказательств или свидетельств этой версии. Однако ее преднамеренное использование сильно ухудшает внутренние отношения между поляками. Дискуссия вокруг трагедии в польском обществе, особенно между политиками, продолжается. При этом критическое отношение к России существует как со стороны оппозиции, так и партии власти «Гражданская платформа».
Что касается выборов 2010 года, то избирательная кампания Коморовского была очень слаба. Выборы выиграл на самом деле Дональд Туск. И у меня есть теория, что если бы выборы прошли на три недели позже, у Ярослава Качиньского были бы куда большие шансы победить. Выиграть ему помешали сжатые сроки президентской кампании.
До сих пор большинство польского общества готово поддерживать версию о вине пилотов, плохой подготовке рейса, плохих погодных условиях и вине наземных служб. Версия о бомбе в самолете распространяется медиа правого толка. Но никто, обладающий достаточными техническими знаниями, не привел аргументов в ее пользу. Так что это просто спекуляции.
Главное, чего я не понимаю и в чем я наиболее критичен в отношении россиян: почему до сих пор Польше не передали «черные ящики»?
ВАЖНЫЕ ЦИФРЫ
- 96
Столько человек погибло в результате после крушения президентского Ту-154. В том числе — 89 пассажиров и 7 членов экипажа
- 10:41:06
Именно в это время (по Москве) запись речевого самописца оборвалась. Последней фразой звучит крик ругательства: «Курвааа!»
- 47%
Столько голосов получил на выборах летом 2010 года брат погибшего президента Леха Качиньского — Ярослав.
- 10.04.10
Так называется первый документальный фильм о крушении Ту-154, снятый польским режиссером Анитой Гаргаш