Тайны ледового побоища

41-29-02-12Многие «подводные течения» во взаимоотношениях России и Европы уходят своими истоками в глубь веков. Взять, к примеру, Прибалтику. Поэтому расскажем об отношениях Руси с католическими военно-монашескими орденами в XIII веке. Немецким и датским рыцарям, к сожалению, удалось к тому времени закрепиться на землях народов южной Прибалтики. Сказалась как недооценка русскими и польскими князьями опасности пришельцев с Запада, так и княжеские междоусобицы. Какую-то роль сыграло и стремление искоренить древнюю веру местных народов с помощью эмиссаров папы Римского, оказавшихся «волками в овечьих шкурах». На земли хлынули искатели приключений и всякого рода сброд из германских герцогств, в основном в колонизации Прибалтики участвовали выходцы из Вестфалии – исторической области на северо-западе Германии. Спустя века многие балтийские (или остзейские) немцы пополнили ряды аристократии Российской империи – Романовы, опасаясь древних русских родов, предпочитали делать ставку на дворянство Курляндии, Лифляндии и Эстляндии.
Одно из наиболее объективных исследований того исторического периода – цифровая книга Александра Борисовича Широкорада «Прибалтийский фугас Петра Великого» (2008 г.). В ней, в частности, изложены интересные сведения о борьбе великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича и его сыновей Александра и Андрея.

ОДНИМ из первых, кто осознал опасность немецкой экспансии, был князь Переславля-Залесского Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо и отец Александра Невского. В 1228 году новгородцы позвали Ярослава княжить в Новгород. Вскоре он призвал полки из Переславля и начал готовиться к походу на Ригу.
Но кому-то в Пскове померещилось, что Ярослав вместо Риги хочет завладеть Псковом. Возможно, не обошлось без происков немцев. Псковичи заключили мир с немцами, дали им 40 человек в заложники с условием, чтоб они помогли им в случае войны с новгородцами.
Новгородцы также заподозрили Ярослава и стали говорить: «Князь-то нас зовёт на Ригу, а сам хочет идти на Псков». Ярослав послал сказать псковичам: «Ступайте со мною в поход: зла на вас не думал никакого, а тех мне выдайте, кто наговорил вам на меня».
Псковичи велели отвечать ему: «Тебе, князь, кланяемся и вам, братья новгородцы, но в поход нейдём и братьи своей не выдаём, а с рижанами мы помирились. Вы к Колываню [так тогда назвался нынешний Таллин] ходили, взяли серебро и возвратились, ничего не сделавши, города не взявши, также и у Кеси [Вендена], и у Медвежьей Головы, и за то нашу братью немцы побили на озере, а других в плен взяли. Немцев только вы раздразнили да сами ушли прочь, а мы поплатились. А теперь на нас, что ли, идти вздумали? Так мы против вас со святой богородицей и с поклоном: лучше вы нас перебейте, а жён и детей наших в полон возьмите, чем поганые. На том вам и кланяемся».
Новгородцы сказали тогда князю: «Мы без свой братьи, без псковичей, нейдём на Ригу, а тебе, князь, кланяемся».
Уговоры Ярослава не помогли убедить новгородцев в необходимости похода на Ригу, тогда он отослал свои полки назад, в Переславль.
Наша справка. Датой основания Риги является 1201 год. Укреплённый город был построен немецким епископом Альбертом фон Буксгевденом (1165–1229 гг.), происходившим из рыцарского рода Аппельдернов. В 1199 году он стал епископом Ливонии. В 1204 году папа Иннокентиий III учредил Орден меченосцев с подчинением епископу Рижскому. От его брата, Йоганна, происходят графы Буксгевдены. Один из них, граф Фёдор Буксгевден, живший во второй половине XVIII века, был военачальником в армии Российской империи и имел звание генерала от инфантерии.
В 1232 году новгородский тысяцкий Борис поссорился с князем Ярославом Всеволодовичем и бежал к немцам в Оденпе (Отепя, она же Медвежья голова). Туда же бежал и сын Владимира Псковского Ярослав. Перебежчики вернулись с немецким войском и захватили крепость Изборск. Псковичи отреагировали быстро – Изборск был отбит, а Ярослав Владимирович вместе с несколькими немецкими рыцарями взят в плен и отослан в Новгород, к князю Ярославу Всеволодовичу.
Ярослав Всеволодович приказал всех пленных заковать в железо и отправить в Переславль-Залесский. В отмщение за это немцы поймали какого-то новгородца (Кирилла Синкиница) и засадили в тюрьму. Великий Новгород, считая этот поступок нарушением мира, объявил войну.
Князь Ярослав Всеволодович с дружиной двинулся к городу Юрьеву, точнее, теперь к немецкому Дерпту. Русские не смогли взять город, зато сильно опустошили его окрестности. На выручку Дерпту подошло немецкое войско.
В АПРЕЛЕ 1234 года на реке Омовже (в немецкой историографии – сражение при Эмбахе) произошло сражение, немцы были разбиты и предложили князю мир «по всей его правде». Новгородец Кирилл был отпущен на волю, а Ярослав с торжеством вернулся в Новгород, якобы не потеряв ни одного человека убитым в битве с немцами. Даже если и немного перебрал летописец, то это всё равно свидетельствует о полководческом таланте князя.
Наша справка. Князь Ярослав вышел с войском из Переславля и вместе с отрядами новгородцев остановился вблизи города Дерпта. Рыцари пытались атаковать русское войско из крепости, а также из находившейся примерно в 40 км в югу от него Медвежьей Головы, но были разбиты. Часть их укрылась за крепостными стенами Дерпта, а другие, преследуемые русскими, провалилась под лёд реки Омовжи (ныне эстонская река Эмайыги) и утонули.
Судя по всему, в этом договоре Ярослав и выговорил дань с Дерпта и других земель для себя и своих преемников – ту знаменитую дань, которая позднее послужила Ивану Грозному поводом для Ливонской войны.
Ещё до битвы на реке Омовже рыцари-меченосцы решили объединиться с военно-монашеским Тевтонским орденом. Этот орден был основан в 1128 году в Палестине. Несколько богатых немецких рыцарей основали в Иерусалиме особое братство для помощи паломникам под названием «Братство святой Марии Тевтонской». Когда арабы выставили крестоносцев из Палестины, гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца перебрался в Венецию.
В 1220-х годах княжество Мазовия (Польша) вело длительную войну с языческими племенами пруссов. Мазовецкий князь Конрад принял христианство и, поверив рассказам о бескорыстии и прочих добродетелях военно-монашеских орденов, в 1226 году решил подарить Тевтонскому ордену Кульмскую и Лебодскую волости. Наивный Конрад надеялся, что рыцари будут защищать его от набегов языческих племен.
В 1228 году большая часть рыцарей Тевтонского ордена вместе с гроссмейстером Германом фон Зальцем прибыла в Мазовию. Рыцари быстро завоевали земли пруссов. Большая часть населения была истреблена, а оставшиеся обращены в рабство. В Пруссию хлынул поток немецких переселенцев. Тевтонские рыцари построили в Пруссии несколько укреплённых городов, первый из которых, Торн, был заложен в 1231 году (ныне польский город Торунь).
В 1234 году Тевтонский орден получил от Римского папы права на владение всей Прусской и Кульмской землей за обязательство платить дань лично папе, который таким образом стал сюзереном ордена. Дань орден платил исправно, но власть папы оставалась номинальной, и фактически орден был независим в своей внешней и внутренней политике.
В 1229 ГОДУ умер рижский епископ Альберт. Магистр Ордена меченосцев Волквин, воспользовавшись его смертью, решил избавиться от своей зависимости от рижских епископов и предложил Герману фон Зальцу объединить ордена. Однако тот отказался.
После разгрома рыцарей на реке Омовже войском Ярослава Всеволодовича переговоры по объединению орденов возобновились. В 1235 году фон Зальца отправил в Ливонию двух командоров Тевтонского ордена, Эренфрида фон Нойенбурга и Арнольда фон Нойндорфа, поставив им задачу разузнать о правах и обычаях Ордена меченосцев и вообще о положении дел в Ливонии. Вскоре посланцы вернулись вместе с тремя представителями ливонских рыцарей.
Людвиг фон Оттинген, наместник великого магистра в Пруссии, собрал капитул в Марбурге, где ливонских рыцарей подробно расспросили об их правилах, образе жизни и владениях. Потом были расспрошены командоры, посланные в Ливонию.
Эренфрид фон Нойенбург представил поведение рыцарей Ордена меченосцев в совсем не привлекательном виде, описал их людьми упрямыми и крамольными, не любящими подчиняться правилам своего ордена, ищущими прежде всего личной корысти, а не общего блага, и, указав пальцем на прибывших с ним ливонских рыцарей, добавил: «А эти, да ещё четверо мне известных, хуже всех там».
Арнольд фон Нойндорф подтвердил слова своего товарища. После такой «рекламы» не удивительно, что, когда стали собирать голоса, объединяться ли с меченосцами, то сначала воцарилось молчание, а потом единогласно решено было дожидаться прибытия великого магистра.
Заметим, что эта история объединения орденов излагается не по русским летописям или трудам советских историков, которых можно обвинить в предвзятом отношении к военно-монашеским орденам. Сведения взяты из немецких хроник.
То, что донесения немецких рыцарей относительно поведения меченосцев были справедливы, доказывают послания пап. В 1238 году папа Григорий IX указывал епископу Моденскому, своему легату в Ливонии, чтобы обращённые в христианство язычники не подвергались рабству. В том же году он писал, чтобы рабам дали облегчение и позволили ходить в церковь. Известны и другие послания пап, обличающие ордена на востоке Европы, как, например, послание папы Иннокентия IX рыцарям в 1245 году.
Так что нравы рыцарей-монахов в художественных фильмах «Александр Невский» и «Крестоносцы» не только не очернены, а скорее приукрашены, поскольку даже сегодня в кино нельзя показать всех мерзостей, которые творили монахи-рыцари. И это касается не только орденов Тевтонского и меченосцев. Вспомним, сколько гнусных преступлений рыцарей-монахов было выявлено на процессе ордена тамплиеров во Франции в 1307-1314 годах.
ОДНАКО объединиться орденам всё же пришлось. В 1236 году магистр Волквин совершил опустошительный набег на литву, но вскоре был окружён многочисленными толпами «язычников» и погиб со всем своим войском. Любопытно, что в составе орденского войска был и отряд из двухсот псковичей. Вернулись из них в Псков всего двадцать человек (разногласия между представителями двух течений христианства – православного и католического не являлись, как видим, помехой в совместной борьбе за утверждение новой религии).
После этого поражения уцелевшие меченосцы отправили посла в Рим рассказать папе о плачевном состоянии ордена и ливонской церкви и настоятельно просить о соединении их с Тевтонским орденом. Гроссмейстер Тевтонского ордена стал сюзереном ордена Меченосцев, который с этого времени стали называть Ливонским орденом. Первым после объединения магистром Ливонского ордена стал Герман фон Балк.
Первое столкновение русских с Тевтонским орденом относится к 1235 году. Мазовецкий князь Конрад уступил ордену какие-то свои земли, на которые претендовал и удельный волынский князь Даниил Романович Галицкий. Согласно летописи, Даниил сказал: «Не годится держать нашу отчину крестовым рыцарям» и пошёл на них с большим войском, взял город, захватил в плен старшину Бруно и ратников.
СТОИТ сказать несколько слов и о государственном устройстве Великого Новгорода. В отличие от большинства других городов Руси власть в Новгороде принадлежала владыке (архиепископу), посаднику и вече (народному собранию). Причём и владыка, и посадник были выборными. При этом выбор владыки был несколько экзотичным: духовенство и миряне выдвигали три кандидатуры, а затем тянули жребий. И после этого новый владыка уже чисто формально утверждался митрополитом. Примерно такая же система управления была и в Пскове.
А где же княжеская власть? По неписаным конституциям Новгорода и Пскова князья выполняли роль кондотьеров – предводителей наёмных дружин, которые должны были защищать город. Князь и его дружина размещались вне города. Так, наёмные новгородские князья занимали замок Рюриково городище. Князю и дружине выдавались в кормление волости и, кроме того, производились денежные выплаты.
Главная функция князя – защита от внешнего врага. В отдельных случаях князю доверяли вести внешние сношения с соседями. Всякое же вмешательство князей в городскую жизнь исключалось. Другой вопрос, что своенравные Рюриковичи иной раз пытались творить суд и расправу в Новгороде и Пскове. После этого обычно князю «показывали путь», т.е. говорили: а пошёл ты к… матери – назад во Владимир, Суздаль или Переславль-Залесский. И приглашали нового князя.
Когда среди князей не оказывалось подходящего свободного Рюриковича (от богатого княжества) или те желали брать не по чину, то новгородцы и псковичи приглашали литовского князя. Литовские князья были людьми покладистыми, сразу по приезде в Новгород или Псков становились православными. А «получив путь» и отправляясь в этническую Литву, вновь возвращались к древней вере отцов.
Первый раз князь Александр Ярославич (будущий Невский) был приглашён новгородцами княжить в 1228 году в возрасте 7 лет(!) вместе со старшим, девятилетним братом Фёдором. Через год вече прогнало обоих. А ещё через год обоих братьев пригласили опять. Фёдор умер в 1233 году (скончался неожиданно перед запланированной женитьбой – в 13 лет), и Александр стал княжить один.
После победы на Неве в июле 1240 года новгородцы встретили Александра и его дружину колокольным звоном. Однако не прошло и нескольких недель, как властолюбивый князь и беспокойные граждане вольного Новгорода рассорились, и Александр Ярославович вместе с дружиной отправился восвояси в Переславль-Залесский (под Ярославль). Но время для «крамолы великой» и ссоры с князем Александром новгородцы выбрали явно неудачно.
(Окончание следует.)

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий