© “Коммерсант”, 06.02.2004, Фото: “Reuters”
Шамиль Басаев напал из-под земли. Как и обещал ровно год назад
Андрей Сальников, Сергей Машкин, Александр Жеглов, Наталия Мустафина
Вчера в Москве был совершен один из крупнейших терактов: смертник взорвал бомбу в переполненном вагоне метро. Точное количество жертв еще неизвестно, но предполагается, что могло погибнуть до ста человек. Как минимум столько же получили ранения и контузии. Число же людей, получивших тяжелейшую психологическую травму, вообще не поддается учету. Тем более что удар был нанесен в том месте, где давно обещали террористы и ожидала ФСБ.
“Весь туннель был в органике”
Взрыв прогремел в 8.30, когда поезд, в котором находилось до полутора тысяч пассажиров, следовал по перегону между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая” в сторону центра. Очевидцы, выжившие в этой мясорубке, рассказывают примерно одно и то же: читал книгу или газету, смотрел в окно, дремал – и вдруг…
– Взрыва я вообще не слышала,– вспоминает домохозяйка Анна Сергеевна, пожилая женщина с изрезанным лицом, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне.– Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой.
Взрыв буквально “раздул” второй от головного вагон электрички, а третий смял в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками. Взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, и их осколки попали в пассажиров. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. “Весь тоннель был в органике”,– скажет потом Ъ следователь прокуратуры.
Машинист электрички Владимир Горелов, человек с очень бледным лицом, который, однако, успел переодеться в новую форму, рассказывает, что от взрыва сработала система АРС (автоматической регуляции скорости), а когда поезд остановился, он никак не мог связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Потом он дозвонился до диспетчера, воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, и сказал, чтобы обесточили контактный рельс. И пока вырубали ток, “как предписано в инструкции, сидел и ждал подтверждения”, слышал крики людей, которым никак помочь не мог. Наконец подтверждение поступило, машинист поставил на контактный рельс контроллер и открыл двери по обе стороны вагонов.
– Я пришла в себя уже в тоннеле,– рассказывает студентка Ирина.– Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги… Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно.
Подземный морг
В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до “Автозаводской”, расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до “Павелецкой”: проход в противоположную сторону закрывал “раздувшийся” вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция “Автозаводская”, на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг. е
За две линии оцепления (милиции и внутренних войск) у “Автозаводской” провели знакомые оперативники. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.
– Сколько всего погибших? – поинтересовался корреспондент Ъ у санитара, отошедшего перекурить.
– Целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же (вчера в официальных списках погибших значилось 39 человек.–Ъ).
Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших.
– Подземный взрыв гораздо опаснее наземного,– говорят эксперты-взрывотехники.– На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы.
“Будет вам праздник!”
Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. “Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных ‘шахидских’ шариков и гаек на этот раз не обнаружено,– объясняют эксперты.– Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок (на станциях дежурят милиционеры с ручными металлоискателями.–Ъ). Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после ‘пластитового’ взрыва”.
Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. “Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола,– говорят специалисты.– Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в ‘забытой’ сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона. Это пока все”.
Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно.
Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог “разложить террориста почти в молекулы”. Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро. […]
***
Оригинал этого материала
© “Глобалрус.ру”, 06.02.2004, “Вам – или на площадь, или в Шереметьево. Или заткнуться”
Максим Соколов
[…] “Бомба под выборы, это у них (властей, естественно. – М.С.) стандартная методика, это они так собрались обеспечивать явку etc.”. Опять же не может не восхищать та оперативность, с которой “Эхо Москвы” запустило в эфир всезнающего полковника Литвиненко, который все тут же и растолковал. С нетерпением ждем Платона Еленина.[…]
***
Оригинал этого материала
© “Московский Комсомолец”, 09.02.2004, Фото: AP
Издержки великих дел
[…] Борис ЕЛЬЦИН, Президент РФ:
“Как Президент Российской Федерации гарантирую: все права и свободы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, будут полностью восстановлены на территории Чеченской Республики… Те, кто был вынужден покинуть свои дома, смогут беспрепятственно вернуться к своим очагам”.
декабрь 1994 года
Павел ГРАЧЕВ, министр обороны РФ:
“Возьмем Грозный за два часа одним парашютно-десантным полком!”
ноябрь 1994 года
Джохар ДУДАЕВ, президент Чечни:
“Нет в мире ни одной человеконенавистнической идеологии, даже в теории, более жестоко и цинично действующей, чем русизм… Никаких моральных принципов – все они, как животные. Мне остановка этой войны не нужна. Мне нужна эта война, продолжение ее. Эта война перейдет на территорию России – хочет этого Россия или не хочет… И западные страны, мировое сообщество не дадут ее остановить, чтобы полностью изолировать Россию и уничтожить ее как государство, чтобы этого хищного зверя на земле больше не существовало”.
апрель 1995 года
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, исполнительный секретарь СНГ:
“В Чечне много людей, которые реально хотят навести порядок в республике и ликвидировать все дикости. С ними мы и сотрудничаем. Это люди из окружения Масхадова, Басаева и Радуева”.
Ноябрь 1998 года.[…]
***
Оригинал этого материала
© “Московский Комсомолец”, 07.02.2004
Теракты в Москве
1) 27 декабря 1994 г. — недалеко от ВДНХ взорван автобус 33-го маршрута. Пострадал водитель. Задержано двое исполнителей, один из которых был признан невменяемым, а второй осужден на 5 лет. Установить заказчиков не удалось.
2) 11 июня 1996 г. — взрыв в вагоне метрополитена на перегоне между станциями “Тульская” и “Нагатинская”. Погибли 4 человека, 14 получили ранения. Высказывалось предположение о связи взрыва с ситуацией на Северном Кавказе.
3-4) 11—12 июля 1996 г. — взрывы в троллейбусах на Пушкинской площади и на проспекте Мира. Пострадали 34 человека. По мнению министра внутренних дел Анатолия Куликова, теракт связан с операцией федеральных сил на территории Чеченской Республики.
5) 31 августа 1999 г. — взрыв на Манежной площади в торговом комплексе “Охотный ряд”. Пострадал 41 человек, в том числе 6 детей. Один человек погиб. Следствие отрабатывает три версии: теракт, хулиганские действия и криминал.
6) В ночь с 8 на 9 сентября 1999 г. — взрыв дома на улице Гурьянова. Погибли 109 человек, более 200 получили ранения.
7) 13 сентября 1999 г. — взрыв дома на Каширском шоссе. Погибли 124 человека.
На сегодня двое обвиняемых — Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев — осуждены к пожизненному заключению. На свободе остаются лишь двое — непосредственный организатор взрывов Ачемез Гочияев и Хаким Абаев, объявленные в международный розыск.
8) 8 августа 2000 г. — взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13 человек, более 130 получили ранения.
9) 5 февраля 2001 г. — взрыв в подземном вестибюле станции метро “Белорусская”-кольцевая. Пострадали 20 человек, из них двое детей. Взрывы не раскрыты.
10) 19 октября 2002 г. — взрыв автомобиля “Таврия” у ресторана “Макдоналдс” на юго-западе Москвы. Погиб 1 человек, 7 были ранены.
11) 23 октября 2002 г. — бандгруппа Мовсара Бараева, в составе которой были 18 женщин-смертниц, захватила в заложники более 900 зрителей в театральном центре на Дубровке. В ходе операции по освобождению заложников все террористы, в том числе и смертницы, были убиты. Погибли 129 заложников.
Раскрыта террористическая группа, готовившая серию терактов в столице в 2001—2002 гг. Арестованы пять человек. Заочное обвинение предъявлено Шамилю Басаеву, Хасану Закаеву и Герихану Дудаеву.
12) 5 июля 2003 г. — у входа на аэродром “ Тушино” подорвали себя две террористки-смертницы. Погибли 14 человек, более 60 получили ранения.
13) В ночь с 9 на 10 июля 2003 г. — около ресторана “Имбирь” на 1-й Тверской-Ямской улице задержана террористка Зарема Мужихоева, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. В ходе обезвреживания погиб сотрудник ФСБ.
Двое организаторов терактов в Тушине и на Тверской-Ямской были арестованы, а один уничтожен при попытке задержания.
14) 9 декабря 2003 г. — террористка-смертница взорвала себя у гостиницы “Националь”. Погибли 6 человек, 14 получили ранения. Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России.
15) 6 февраля 2004 г. — взрыв на перегоне между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая”.