Федор Царев разбился на своем вертолете из-за лихачества и алкоголя
Елена Мухаметшина
Вертолет Robinson R-44 II RA-04189 Федора Царева |
«Торфяной царь» Федор Царев, который погиб при падении вертолета в Московской области в декабре прошлого года, в последний полет отправился нетрезвым. Пьяны были и два его спутника, также погибшие в результате аварии. Об этом сообщается в отчете Межгосударственного авиационного комитета.
Комиссия по расследованию авиационных происшествий МАК завершила изучение обстоятельств катастрофы вертолета Robinson R-44 II RA-04189, принадлежавшего бизнесмену Федору Цареву, которая произошла 8 декабря 2012 года. Главный вывод, сделанный специалистами: авария произошла из-за того, что и командир воздушного судна, и его спутник, которые управляли вертолетом, находились под воздействием алкоголя.
Комиссия установила все детали полета. Как следует из отчета МАК, в 17.30 вертолет с Царевым и двумя пассажирами на борту вылетел из поселка Плоски в деревню Хоругвино. Правда, заявка на выполнение полета и разрешение на использование воздушного пространства не подавались. В расчетное время вертолет к месту назначения не прибыл. 8 декабря в Подмосковье были сильный ветер, ливневый снег и сплошная облачность. Кроме того, вертолет вылетел после наступления темноты. При этом никакую метеорологическую информацию Царев не запрашивал.
В 19.30 в Национальный центр управления кризисными ситуациями от частного лица поступило сообщение, что вертолет не прибыл к месту назначения. На поиски возможного места падения были направлены сотрудники МЧС. К утру место падения вертолета искали девять поисково-спасательных отрядов и две специализированные пожарные части. Поиски продлились четверо суток. К 12 декабря вертолет искали уже 1022 человека, в том числе волонтеры и близкие тех, кто был в вертолете. В результате 12 декабря в 13.15 в лесу на территории воинской части 92154 егерь Солнечногорского охотхозяйства обнаружил упавший вертолет.
Комиссия выяснила, что Царев в 2009 году в течение месяца проходил подготовку пилотов-любителей, однако бросил занятия, не завершив их. В 2010 году он получил свидетельство пилота-любителя на основании сфальсифицированных документов, в частности поддельного медицинского заключения. Летную книжку Царев не вел, техническое обслуживание вертолета проводил сам, не имея квалификации. У вертолета, как следует из отчета, не было сертификата летной годности, а также не был установлен аварийный радиомаяк.
Также выяснилось, что вертолетом управлял в основном один из спутников Царева (его имя не названо), занимавший одно из двух мест для пилотов. Сам Царев, сидевший рядом, не мог полноценно управлять машиной, поскольку на его рабочем месте отсутствовали педали рулевого винта.
По данным специалистов МАК, пилоты потеряли пространственную ориентацию, что привело к опасному снижению и столкновению вертолета с деревьями, после чего он упал.
Потере же пространственной ориентации способствовало то, что управлявший вертолетом спутник Царева был сильно пьян.
Медицинская экспертиза показала, что в крови Царева, выступавшего в полете в роли командира воздушного судна, был обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,9 промилле, в крови основного пилота, сидевшего рядом с Царевым и управлявшего вертолетом, 2,2 промилле, а у третьего пассажира 1,6 промилле.
Кроме того, по мнению экспертов, потере пространственной ориентации способствовали отсутствие у пилотов навыков ночных полетов в сложных метеоусловиях, а также то, что у командира воздушного судна рабочее место не было оборудовано педалями путевого управления.
Примечательно, что в руководстве по полетной эксплуатации вертолета Robinson R-44 специально указано, что большинство авиационных происшествий со смертельным исходом происходило ночью при неблагоприятных метеоусловиях, поскольку пилот в таком случае не может видеть ни провода, ни низко нависшие облака, ни туман.
«Пилот не понимает, что они (провода, облака и пр.) находятся здесь, до тех пор пока он не влетит в них и моментально не потеряет свои внешние визуальные ориентиры, свою способность осуществлять контроль высоты вертолета, — говорится в руководстве по летной эксплуатации вертолета Robinson R-44.
— Поскольку вертолетам не свойственна устойчивость и у них очень высокая степень крена, воздушное судно быстро выйдет из-под контроля, и все закончится катастрофой на большой скорости, при которой обычно имеют случаи со смертельным исходом. Вам никогда не следует выполнять полеты ночью, если нет хорошей, ясной погоды с безоблачным небом или очень высокой нижней кромкой».
В своем заключении эксперты МАК предлагают обратиться в Минтранс с просьбой доработать действующие нормативные документы по контролю за деятельностью авиации общего назначения, а также принять меры, чтобы исключить возможность выдачи свидетельств пилотов по подложным документам.
Бизнесмен Федор Царев был хорошо известен в Конаковском район Тверской области, где у него был дом. Местные жители постоянно жаловались, что он летает на вертолете, а также самолете Cessna.
По рассказам очевидцев, Царев специально пикировал и пролетал на бреющем полете в двух метрах от земли, пугая людей. Но обращения в полицию ни к чему не приводили.
Интерес же к Цареву правоохранительные органы проявили по другому поводу. В конце апреля 2012 года представители Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПУ) МВД сообщили, что в отношении бизнесмена было возбуждено уголовное дело. Полицейские заподозрили его в организации «деятельности преступной группы, участники которой подозреваются в незаконной добыче и реализации природного песка и торфа, а также организации мусорных полигонов и вырубке леса на территории Солнечногорского, Химкинского и Дмитровского районов Московской области». По данным следствия, ущерб для государства превысил 1,5 млрд рублей.